КТП ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. 4 класс. УМК Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem_po_orkse.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, Примерной образовательной программы по УМК «Школа России», авторской учебной программы А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа | «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010. «Просвещение» |
Методическое пособие для учителя | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. ,2012г |
Учебник | Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2010г |
Дидактические средства для учащихся | Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. |
В 4 классе на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели)
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
- Планируемые образовательные результаты освоения курса обучающимися
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
4 КЛАСС (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Учащиеся научатся:
- рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы.
Учащиеся проявят почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
Раздел II. Православие в России (17 ч.).
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Учащиеся получат возможность узнать:
понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории.
Учащиеся узнают: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
Тематическое планирование модуля
№ темы | Наименование темы | Коли чество часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 |
4 | Православная молитва | 1 |
5 | Библия и Евангелие | 1 |
6 | Проповедь Христа | 1 |
7 | Христос и Его крест | 1 |
8 | Пасха | 1 |
9 | Православное учение о человеке | 1 |
10 | Совесть и раскаяние | 1 |
11 | Заповеди | 1 |
12 | Милосердие и сострадание | 1 |
13 | Золотое правило этики | 1 |
14 | Храм | 1 |
15 | Икона | 1 |
16 | Творческие работы учащихся | 1 |
17 | Подведение итогов | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
19 | Подвиг | 1 |
20 | Заповеди блаженств | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 |
23 | Православие о Божием суде | 1 |
24 | Таинство Причастия | 1 |
25 | Монастырь | 1 |
26 | Отношение христианина к природе | 1 |
27 | Христианская семья | 1 |
28 | Защита Отечества | 1 |
29 | Христианин в труде | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
32-33 | Выступлениеучащихся со своими творческими работами | 2 |
34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Всего: | 34 ч. |
3. Календарно – тематическое планирование по ОРКСЭ (ПРАВОСЛАВИЕ)4 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | План | Факт |
1 | Россия – наша Родина | Научатся понимать такие ценности, как Отечество, Родина, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | ||
2 | Культура и религия. | Усвоят определение основных понятий: «культура» и «религия», осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | ||
3 | Человек и Бог в православии. | Научатся понимать основы духовной традиции православия. | ||
4 | Православная молитва. | Усвоят определение основных понятий православной культуры. | ||
5 | Библия и Евангелие | Научатся давать определения основных понятий православной культуры | ||
6 | Проповедь Христа | Научатся определять основные понятия православной культуры, устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | ||
7 | Христос и Его Крест. | Сформируют понимание значения креста для христиан | ||
8 | Пасха. | Сформируют понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. | ||
9 | Православное учение о человеке. | Познакомятся с христианским представлением о душе человека. | ||
10 | Совесть и раскаяние. | Узнают о необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформируют понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость. | ||
11 | Заповеди. | Научатся понимать такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание. | ||
12 | Милосердие и сострадание. | Познакомятся с христианским пониманием милосердия, узнают взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». | ||
13 | Золотое правило этики. | Узнают о сути и Евангельском контексте золотого правила этики | ||
14 | Храм. | Узнают о назначении православного храма и его устройстве. | ||
15 | Икона | Узнают о православной традиции отношения к иконам. | ||
16 | Как христианство пришло на Русь. | Познакомятся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси | ||
17 | Подвиг | Познакомятся с православным пониманием подвига и жертвы | ||
18 | Заповеди блаженств. | Познакомятся с содержанием Заповедей блаженств, со смыслом семи заповедей | ||
19 | Зачем творить добро? | Дать представление о христианской мотивации доброделания | ||
20 | Чудо в жизни христианина | Получат представление о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан | ||
21 | Православие в Божием суде. | Познакомятся с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека | ||
22 | Таинство Причастия | Познакомятся с событиями Тайной Вечери | ||
23 | Монастырь | Получат представление о монашеском образе жизни | ||
24 | Отношение христианина к природе. | Осознают общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир | ||
25 | Христианская семья. | Сформируют осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. | ||
26 | Защита Отечества. | Познакомятся с христианским отношением к войне и воинскому долгу. | ||
27 | Христианин в труде. | Получат представление о христианском понимании труда | ||
28 | Любовь и уважение к Отечеству. | Обобщат знания о России, Православии, нравственных правилах, добродетелях; | ||
29 | Творческие работы учащихся | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
30 | Подведение итогов | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
31 | Подготовка и презентация творческих работ учащихся | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
32 | Подготовка и презентация творческих работ учащихся | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
33 | Подготовка и презентация творческих работ учащихся | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
34 | Презентация творческих работ учащихся | Подведение итогов знакомства с основами культуры Православия | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...