ОРКСЭ_Урок "ГОРДОСТЬ И ГОРДЫНЯ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок в рамках программы ОРКСЭ. Тема: "Гордость и гордыня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok_gordost_i_gordynya.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Романова Ольга Николаевна |
Район | Богородский |
Место работы | МБОУ «Ушаковская НШДС» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | «КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ": СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ. |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | Гордость и гордыня. |
Тип урока | ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
Цель, задачи | Цель: Дать представление о том, что такое гордость и гордыня. Задачи: -освоение знаний о том, что такое гордость и гордыня. |
Необходимое оборудование | Мультимедийная установка, экран, карточки со словами и пословицами. |
Дидактическое обеспечение | презентация, толковый словарь Ожегова, раздаточный материал. |
Планируемые результаты урока | |||
| -учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ЛУУД 1 -формировать адекватную оценку своей учебной деятельности; ЛУУД 2. | ||
| -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; -понимание значения нравственности в жизни человека и общества; -становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; -осознание ценности человеческой жизни. | ||
| -Развивать способность формулировать учебную задачу урока ;РУУД -Развивать способность находить необходимую информацию в тексте; ПУУД -Развивать способность анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль; ПУУД -Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; КУУД | ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | Словарь Ожегова | ||
Дополнительная | См. Интернет-ресурсы | ||
Интернет-ресурсы | Рассказы о Суворове А.В. и Кутузове М.И. Интернет-версия журнала «Фома» https://lavka.foma.ru/collection/zhurnal-foma Ольга Бугримова. Притча «Гордость и Гордыня» https://proza.ru/2011/05/05/332 Короткометражный фильм «Гордыня» https://ok.ru/video/320397054217 Пословицы и поговорки о гордости и гордыне, высокомерии и зазнайстве. https://www.folklora.ru/2016/04/poslovicy-pogovorki-gordost-vysokomerie.html | ||
ЭОРы |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Организует приветствие. - Какой сейчас урок? -Что такое этика? Этика изучает мораль- систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.) - Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? | Приветствуют учителя и друг друга. -Основы религиозных культур и светской этики. -Этика- слово греческое и означает «нрав», «обычай». -Вместе, дружно, внимательно слушать учителя и друг друга. внимательно слушать учителя и друг друга, не повторяться, не ссориться). | -учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ЛУУД 1 Беседа | ||||||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Организует работу в парах. - У вас на партах лежит конверт с карточками. Откройте его. Прочитайте слова: трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость. -Что они характеризуют? -Подумайте,на какие две группы можно разбить эти слова?. Поработайте в парах и разложите слова на две группы. Давайте проверим, выходите к доске и распределяйте слова.
Прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что плохо?». Какое слово прозвучало дважды? Создаю проблемную ситуацию. Куда отнесём это качество: «Что хорошо?» или «Что плохо?» | Работают в парах. -Моральные качества человека. -У доски проверяют правильность работы. -Читают слова. -Гордость. Разные мнения. | Организует работу в парах. - У вас на партах лежит конверт с карточками. Откройте его. Прочитайте слова: трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость. -Что они характеризуют? -Подумайте,на какие две группы можно разбить эти слова?. Поработайте в парах и разложите слова на две группы. Давайте проверим, выходите к доске и распределяйте слова. Прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что плохо?». Какое слово прозвучало дважды? Создаю проблемную ситуацию. Куда отнесём это качество: «Что хорошо?» или «Что плохо?» Проблемная ситуация | ||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Подводит к теме и цели урока. -Ваши мнения разделились. Как вы думаете, над какой проблемой нам предстоит работать? Кто догадался, какая у нас тема урока. Какую цель поставим на урок? - Сегодня на уроке мы будем говорить о гордости и попытаемся разобраться в том, что такое гордость. Хорошо это или плохо? | -Гордость – это хорошо или плохо? -Гордость…. -выяснить, гордость-это хорошо или плохо? | Развивать способность формулировать учебную задачу урока ;РУУД Беседа | ||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -Как вы считаете, что такое гордость? -Где мы можем узнать значение этого слова? - Откройте толковые словари, найдите слово гордость и прочитайте значения: 1. Гордость- это чувство собственного достоинства, самоуважения -Давайте, попробуем разобраться, что такое чувство собственного достоинства и самоуважения А теперь скажите, гордость- это хорошо или плохо? 2. Гордость-это чувство удовлетворения от чего-либо Как вы понимаете это толкование? А это - хорошо или плохо? -Давайте посмотрим короткометражный фильм (ГОРДЫНЯ-название не говорю) - О ком этот фильм? -Что с ней случилось? -Почему так произошло? -Какими качествами она гордилась? Это же тоже гордость? А это хорошо или плохо? Прочитайте в словаре ёщё одно значение этого слова - Гордость-это высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. - Это определение близко к однокоренному слову-синониму «гордыня». Прочитайте. - Гордыня –непомерная гордость (в 1 и 4 знач.). Обуздать свою гордыню. -Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему урока. Как она будет звучать, как вы думаете? | Высказывают свои предположения. -в толковом словаре Вывод: Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить. Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие. -хорошо Вывод: Чувство удовлетворения человек испытывает тогда, когда преодолевает трудности -хорошо -О девушке -Она осталась одна -умная,красивая и т.д. -да -плохо Вывод: Человек знает о своих положительных качествах и демонстрирует всем и каждому свою гордость -«Гордость и гордыня». | -Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; КУУД Работа с книгой Просмотр учебного фильма -Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; КУУД Работа с книгой. | ||||||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | - Ребята, я хочу зачитать вам стихотворную притчу Ольги Бугримовой «Гордость и Гордыня». - Как вы понимаете данную притчу. Чему она учит? -Что нового вы узнали? Как избавиться от отрицательных качеств? -Что значить тренировать себя? Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение должно стать призывом к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми надо работать. Прочитайте ещё одно значение этого слова. Гордость-это то, кем (чем) гордятся -Чем или кем можно гордиться? | Ответы детей -Надо тренировать себя Вывод: Мы гордимся родителями; великими учёными, музыкантами, писателями, поэтами, прославившими нашу страну. Мы гордимся подвигами, которые совершили наши люди, защищая Родину от нашествия врага в годы Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Мы гордимся первым полётом в Космос. Мы гордимся великими спортсменами. Мы гордимся нашей Родиной…. | -Развивать способность находить необходимую информацию в тексте; ПУУД -Развивать способность анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль; ПУУД Беседа | ||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Найдите в учебнике дополнительный материал на 75 странице. Прочитайте название и содержание - Сейчас ребята познакомят вас с героями Отечественной войны, героями которой гордится наша страна. Почему россияне гордятся победой в этой войне? Что вы запомнили из выступления одноклассников? А такая гордость-это хорошо или плохо? | -Отечественная война 1812 года. Выступления детей, рассказ об А.В. Суворове и М.И. Кутузове -Хорошо. | Работа с книгой Докладчики. | ||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Проанализируйте пословицы и поговорки, которые вы видите на карточках. В каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню? Выделите зеленым цветом те, в которых говорится о гордости, а красным-о гордыне. Проверка по эталону с обсуждением. | Выполняют самостоятельную работу. | -Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; КУУД Самостоятельная работа Беседа | ||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Итог урока -Давайте вспомним тему урока. -Какую цель поставили на урок? -Смогли ли мы достигнуть этой цели? -Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? -Какие качества мы отнесём к понятию –гордость? -К понятию гордыня? Вывод: Гордость – сложное понятие, связанное с проявлением как положительных, так и отрицательных качеств человека. Поэтому, мы отнесём всё положительное к понятию «гордость», а отрицательное к новому понятию - «гордыня», что является гордостью вне всякой меры, ставшей, слишком преувеличенной. | -Гордость и гордыня. -выяснить, гордость-это хорошо или плохо. -Положительные. -Отрицательные. | |||||||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Рефлексия -Полезным ли для вас оказался сегодняшний урок? - Что нового узнали сегодня на уроке? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Продолжи предложение Было трудно… Меня удивило….. Было интересно….. Сегодня я узнала…. Теперь я умею……. Домашнее задание.(на выбор) 1.Подобрать пословицы и поговорки о гордости и гордыне. 2. Записать в тетрадь черты гордости и гордыни. 3.Записать 10 фамилий людей, которыми гордится наша страна, рассказать об одном из них. - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке. Выбирают домашнее задание. Прощаются с учителем. | -формировать адекватную оценку своей учебной деятельности; ЛУУД 2 Самооценка |
Приложение:
Притча
Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока уйди с дороги.
Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».
И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.
А где же Гордость? Что же с нею стало?
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?
С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных,
Не попирала нравственных основ.
Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала,
И укрощала собственное «я».
Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.
...Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
Но не одна – в плену мечтаний топких,
И так высокомерно говорит:
«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!
Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.
Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».
Материалы для сообщений о великих полководцах:
Победитель Наполеона
Когда началась Отечественная война 1812 года, Кутузов был уже немолод: ему исполнилось шестьдесят пять лет. Седой грузный человек в мундире фельдмаршала — таким мы знаем его по портретам той поры.
«Этот толстый одноглазый старик мне не опасен», — с пренебрежением говорил о нем французский император Наполеон Бонапарт, планируя напасть на Россию. Наполеон был гениальный полководец и редко ошибался. Захватив всю Европу и собрав огромную армию, он был уверен в легкой победе над русскими. Но тут он ошибся: «толстый одноглазый старик» выгнал его из России.
Победа над Наполеоном — то, чем знаменит для нас Кутузов. Но ведь до этого он прожил целую жизнь, которая подготовила и привела великого полководца к главной победе. Что же мы знаем об этой жизни?
Мише было десять лет, когда умерла его мама. По делам службы отец, генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, жил то в Кронштáдте, то в Риге. Он был военным инженером, и сын повсюду следовал за ним. Это было время учебы: Миша серьезно и с интересом изучал математику, геометрию, историю, географию, латынь, немецкий и французский языки (потом, уже взрослым, он выучит еще английский и турецкий).
Главным учителем был отец, который умел просто и ясно объяснять самые сложные и непонятные вещи. Среди друзей и сослуживцев у отца даже было прозвище «разумная книга», потому что он много читал и, казалось, знал обо всем на свете. Отец Кутузова построил в Петербурге много сложных и полезных сооружений. Например, Екатерининский канал, который спасал столицу от частых наводнений.
В двенадцать лет Миша был зачислен в военную Инженерно-артиллерийскую школу. Там преподавал отец, а сын хотел быть во всем похожим на него. Через два года, окончив школу с отличием, он был произведен в прапорщики. Так в четырнадцать лет закончилось его детство и началась военная служба.
В ту пору Россия вела затяжные войны с Тур-цией. И юный офицер Кутузов много и успешно воевал, получая все более высокие звания. В двадцать два года он уже стал подполковником! И где бы ни служил молодой военный, все замечали его беспримерную храбрость — он всегда был впереди и вел за собой своих солдат, не прячась от пуль, и потому они готовы были идти за своим командиром в огонь и в воду.
В одном из боев Кутузов был тяжело ранен в голову: пуля попала в левый висок и вышла около правого глаза. В то время такое ранение считалось смертельным. Но, видно, небесный воин Архангел Михаил позаботился о своем отважном тезке: Кутузов выжил, хотя и ослеп на один глаз. Удивительно, что через несколько лет во время очередного сражения вражеская пуля опять попала почти в то же место, и снова Кутузов остался жив, к изумлению докторов.
Императрица Екатерина Вторая, узнав о таком удивительном случае, сказала: «Надобно беречь Кутузова. Он у меня будет великим генералом».
Некоторые художники, а позже и режиссеры фильмов о великом полководце изображали его с повязкой на глазу. Но на самом деле никаких повязок Кутузов не носил и поврежденным глазом даже немного видел.
Суворов и Кутузов
В русской армии было много талантливых и смелых генералов, но по-настоящему великих полководцев только два: Суворов и Кутузов. Учитель и ученик, они прослужили вместе много лет и хорошо понимали друг друга — вместе воевали, вместе взяли неприступную крепость Измаил и победили турок.
Кутузову было около тридцати лет, когда императрица отправила его в Южную армию, которой руководил Суворов. А тому было уже около пятидесяти, и он считался совсем стариком.
Суворов любил Кутузова не только за его храбрость (храбрецов в русской армии всегда доставало), но и за ясный ум. Что Кутузов отважен, знали все. Но при этом многие считали его человеком недалеким и ленивым, называя за глаза «тюфяком». Спокойный, добродушный, он никогда не похвалялся своими победами, не любил споров и легко соглашался с начальством. Разве таким должен быть боевой генерал?
На самом же деле Кутузову просто нравилось казаться простаком — так для дела удобнее. А Суворов и сам был большой хитрец и знал, что, ласково кивая головой на чужие глупые идеи, во всем будто бы соглашаясь, Кутузов потом сделает по-своему, как считает нужным. И победит.
Александр Васильевич Суворов — единственный в мире полководец, не проигравший ни одной битвы!
Александр Васильевич Суворов – тощий человек с невзрачной наружностью, но дальновидным и тонким умом, позволявший себе выходки, которые можно было бы счесть за помешательство, — единственный в мире полководец, не проигравший ни одной битвы, и кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам. Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков.
Будущий генералиссимус начинал службу рядовым при дворе Елизаветы Петровны. В 1779 году Семёновский полк, где служил Александр Васильевич, нёс караульную службу в Петергофе. Стоя на посту у Монплезира, Суворов так старательно и ловко отдавал честь императрице, что та, проходя мимо, решила уточнить, как его зовут и протянула солдату серебряный рубль. Суворов заявил, что на посту брать денег не положено, а Елизавета Петровна оставила монету у его ног и повелела забрать при смене караула. На следующий день рядового Суворова произвели в капралы, а рубль, подаренный императрицей, он хранил всю жизнь.
В детстве Александр Суворов был слабым и болезненным ребёнком и, судя по всему, ему было уготовано гражданское будущее. Но уже в те годы будущий полководец проявлял интерес к военному делу. На службу в Семёновский полк молодой Александр попал по наставлению и рекомендации прадеда Пушкина Абрама Ганнибала. Именно он убедил отца Александра Суворова уступить наклонностям сына.
Пословицы и поговорки о гордости, гордыне, высокомерии, зазнайстве
- Нужно ценить себя, но не переоценивать.
- Пустой мех надувается от ветра, пустая голова - от чванства.
- Не надувайся - лопнешь.
- Не подымай носа - споткнешься.
- Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.
- Не столько соображает, сколько воображает.
- Пей квасок, да не поднимай носок.
- Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
- С людьми знаться - не зазнаваться.
- У зазнайки Егорки похвальба да отговорки.
- С умом нос не подымают.
- Самолюб никому не люб.
- Стоишь высоко - не гордись, стоишь низко - не гнись.
- Кто зазнается, тот без друзей остается.
- Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.
- Гордость пучит, скромность учит.
- Высоко кот на крыше, да не стал оттого выше.
- Гордый петух стареет облезлым.
- Гордым быть - глупым слыть.
- Гроза бьет по высокому дереву.
- Гроша не стоит, а глядит рублем.
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОРКСЭ "Гордость и гордыня", программа М.Т.Студеникина
Данная презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по программе М.Т.Студенкина "Гордость и гордыня"...
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Гордость и гордыня" 4 класс
Презентация содержит материал ко второму уроку по теме "Гордость и гордыня"....
урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Гордость и гордыня"
задачи: познакомить с понятиями гордость и гордыня; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; воспитыва...
Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: Гордость и гордыня. УМК "Начальная инновационная школа"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «гордость» и «гордыня»;формирование умения отличать понятия «гордость» и «гордыня»;разви...
Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Гордость и гордыня" (Программа "Начальная инновационная школа", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о понятиях «гордость» и «гордыня»; развитие умения учащихся анализировать и обобщать.Планируемые результатыПредметные:знат...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Гордость и гордыня". УМК "Инновационная начальная школа".
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Гордость и гордыня". УМК "Инновационная начальная школа"....
Конспект урока ОРКСЭ (4 класс). Тема: "Гордость и гордыня". Программа "Начальная инновационная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «гордость» и «гордыня»; формирование умения отличать понятия гордость и гордыня.Планируемые результаты:Предметные:уметь: дават...