Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО Никифорова Е.П. ( подпись ) Протокол заседания МО №________ от «_____»________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Радугина О.П. ( подпись ) «______»_____________2015г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ» Субботина И.Н. ( подпись ) Приказ №__________________ от «______»_____________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы православной культуры»
для 4 класса
на 2015/2016 учебный
Ф.И.О. педагогов, разработавших программу:
- Харькова Ольга Ивановна, учитель высшей категории, стаж 16 лет.
- Губарева Людмила Петровна, учитель высшей категории, стаж 42 года.
Москва 2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Основы православной культуры» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 4 класса и рассчитана на 34 часов.
Рабочая программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список литературы для педагогов и учащихся.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Основы православной культуры ». А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы духовно — нравственной культуры народов России. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М: «Просвещение», 2012.
- Методические рекомендации для учителей. М.: «Просвещение», 2012.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору родителей. Модуль изучается на переходном этапе от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Преподавание осуществляется в 4 классе в объеме 34 часа. По месту в учебном плане и по содержанию он является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов 5 класса (например, истории и пр.).
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание основ православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного предмета должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.
- Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
- Знакомство с ценностями: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.
- Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер.
Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.
- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
- Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредместным результатам:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
- Определение общей цели и путей ее достижения.
Требования к предметным результатам:
- Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.
- Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.
- Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.
- Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы курса «Основы православной культуры» в 4 классе.
1.Россия – наша Родина.
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
2.Культура и религия.
Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.
3.Человек и Бог в православии.
Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва.
Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.
5.Библия и Евангелие.
Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству.
Проповедь Христа.
6.Проповедь Христа.
7.Христос и Его Крест.
Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
8.Пасха.
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.
9.Православное учение о человеке.
Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
10.Совесть и раскаяние.
Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.
11.Заповеди.
Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
12.Милосердие и сострадание.
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».
13.Золотое правило этики.
Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.
14.Храм.
Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем. Православные храмов родного края.
15.Икона.
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
16.Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся
17. Как христианство пришло на Русь.
Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.
18.Подвиг
Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
19.Заповеди блаженств.
Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.
20. Зачем творить добро?
Самоотверженность. Святой.
21.Чудо в жизни христианина.
Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.
22.Православие о Божием суде
Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.
23.Таинство Причастия.
Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.
24.Монастырь.
Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.
25.Отношение христианина к природе.
Ответственность за мир. Христианское милосердие.
26.Христианская семья.
Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.
27.Защита Отечества.
Оборонительная война. Подвиг. Герои.
28.Христианин в труде.
Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.
29.Любовь и уважение к Отечеству.
Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.
30.Подведение итогов.
Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.
31.«Мой мир — мое Отечество».
Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.
32-34. Итоговое повторение
Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные памятники. Я и моя Родина.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны
знать и понимать:
- традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
- значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
- историю возникновения и распространения православной культуры,
- роль православной культуры в истории России
- основы духовной традиции православия,
- определения основных понятий православной культуры,
- взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
- описание священных сооружений,
- описание религиозных праздников и святынь православной культуры,
уметь:
- толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;
- описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
- излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
- быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовить сообщение по выбранным темам.
Календарно-тематическое планирование по «Основам православной культуры» 4 класс
№ урока | Дата по плану и по факту | Наименование разделов, тем | Кол час | Тип урока | Элементы основного содержания | Примечание | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | |||||||||||||||||
1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. | 1 | Вводный урок | Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют. | Знание терминов, формирование общих представлений о предмете курса, уметь высказывать свое мнение, | Беседа | С. 4-5, вопросы и задания с. 5. | |||||||||||||||||||
2 | Основы православной культуры Культура и религия. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. | Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, уметь находить и объяснять общее и отличное | Словарик | С. 6-7 вопросы и задания с. 7. новые слова | |||||||||||||||||||
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Комбинированный | Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Как вера в Бога влияет на поступки людей. Свобода и разум в религиозной этике. | Знать основные положения уроков. Уметь: -анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий; -определять роль ценностных ориентиров в жизни человека
| Словарик по теме, эссе «Что значит быть православным человеком» | С. 8-11 вопросы и задания с.11 | |||||||||||||||||||
4 | Православная молитва | 1 | Комбинированный | Во что верят православные христиане. Молитва, виды молитв. Молитва «Отче наш». Кто такие святые, что такое благодать. | Мультфильм «Отче наш» | Знать основные положения темы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -высказывать собственную точку зрения; -осуществлять поиск информации | Молитва наизусть | С. 12-15, вопросы и задания с.15 | ||||||||||||||||||
5 | Библия и Евангелие | 1 | Комбинированный | Кто такие христиане. Священное Писание. Что такое Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие. | Знать основные положения темы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, осуществлять поиск дополнительной информации | Тестирование по изученному материалу | С. 16-19, вопросы и задания с 19. новые слова | |||||||||||||||||||
6 | Проповедь Христа | 1 | Комбинированный | Христианское учение о спасении. Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. | Знать основные положения урока. Характеризовать духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Эссе «О чем я хочу спросить Иисуса Христа» | С. 20-23, вопросы и задания с.23. | |||||||||||||||||||
7 | Христос и Его крест | 1 | Комбинированный | Спаситель. Как Бог стал человеком Жертвенная любовь. Победа над смертью. Символика креста. | Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Рисунок | С. 24-27, вопросы и задания с.27. Рассказ по иллюстрации. | |||||||||||||||||||
8 | Пасха | 1 | Комбинированный | Православный календарь, его символическое значение Праздники. Воскресение. Православные традиции празднования Пасхи: Великий пост, пасхальная служба, пасхальный гимн, пасхальное яйцо. | Знать основные положения темы. Уметь характеризовать религиозные праздничные обычаи, объяснять причины их появления | Творческое задание «Обычай празднования Пасхи в моей семье» | С. 28-31, вопросы и задания с.31. | |||||||||||||||||||
9 | Православное учение о человеке | 1 | Комбинированный | Во что верят православные христиане. Тело и душа, внутренний мир человека, болезни души. Что такое образ Божий в человеке. | Мультфильм «Твой крест» | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Словарик | С. 32-35, вопросы и задания с.35. прочитать «Это интересно» | ||||||||||||||||||
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Комбинированный | Добро и зло в православной традиции. Работа совести, покаяние | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Эссе «Покаяние – лекарство для души» | С. 36-39, вопросы и задания с.39. прочитать «Это интересно» | |||||||||||||||||||
11 | Заповеди | 1 | Комбинированный | Христианская этика. Заповеди блаженства. Добродетели и страсти. Отношение к труду. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Творческая работа «Заповеди» | С. 40-41, вопросы и задания с.41. работа с иллюстрациями. | |||||||||||||||||||
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Комбинированный | Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. Милостыня | Мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Эссе/рисунок «Милосердие – это…» | С. 42-45, вопросы и задания с.45. | ||||||||||||||||||
13 | Золотое правило этики | 1 | Комбинированный | Христианская этика. Золотое правило нравственности. Неосуждение. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником | Эссе «Как уберечься от осуждения других людей» | С. 46-47, вопросы и задания с.47. | |||||||||||||||||||
14-15 | Храм | 2 | 1. Экскурсия 2.Комбинированный | Православный храм и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения в православном храме и во время службы. | Экскурсия в православный храм | Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику православного храма, знать правила поведения | Творческая работа «Православный храм» | С. 48-51, вопросы и задания с.51. Выучить новые слова | ||||||||||||||||||
16 | Икона | 1 | Комбинированный | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). | Знать основные положения темы, уметь объяснять устройство и символику иконы, типы иконописных изображений | Творческая работа «Чудотворные иконы» | С. 52-55, вопросы и задания, с. 55, подготовка творческих работ | |||||||||||||||||||
17 | Подведение итогов | 1 | Урок-конференция | Творческие работы учащихся. | Уметь готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. | Творческая работа ученика | ||||||||||||||||||||
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Урок изучения нового материала | Церковь, Крещение Руси, значение крещения Руси. Православие в современной России. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Тестирование по пройденному материалу | С. 58-61, вопросы и задания с.61. | |||||||||||||||||||
19 | Подвиг | 1 | Комбинированный | Подвиг, человеческая жертвенность, Жертва Богу. Подвижничество. Почитание святых. | Рассказы о святых (видео) | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Сообщение о русском православном подвижнике или святом | С. 62-63, вопросы и задания с.63 | ||||||||||||||||||
20 | Заповеди блаженств | 1 | Комбинированный | Вера. Заповеди блаженств. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Устный по вопросам после параграфа | С. 64-67, вопросы и задания с.67. Выучить новые слова | |||||||||||||||||||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Комбинированный | Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Самоотверженность. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Рисунок | С. 68-69, вопросы и задания с.69. | |||||||||||||||||||
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Комбинированный | Символический язык православной культуры. Христианские добродетели. | Игра | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Творческая работа «Христианские чудеса» | С. 70-71, вопросы и задания с.71. | ||||||||||||||||||
23 | Православие о Божием суде | 1 | Комбинированный | Как видеть в людях Христа. Вера в бессмертие. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Эссе «Почему нужно творить добро?» | С. 72-75, вопросы и задания с. 75. | |||||||||||||||||||
24 | Таинство причастия | 1 | Комбинированный | Православные таинства. Таинство крещения и причастия: символический смысл. Литургия. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Словарик | С. 76-79, вопросы и задания с. 79. Выучить новые слова. | |||||||||||||||||||
25 | Монастырь | 1 | Комбинированный | Монашество. Послушание, постриг. Монастырский уклад. Сергий Радонежский. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Устный по вопросам после параграфа | С. 80-83, вопросы и задания с.83. | |||||||||||||||||||
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Комбинированный | Ответственность за мир и природу. Христианское милосердие, «братья наши меньшие». | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, приводить примеры, делать выводы, отвечать на вопросы | Эссе «Мои домашние питомцы» | С. 84-85, вопросы и задания с.85. | |||||||||||||||||||
27 | Христианская семья | 1 | Комбинированный | Христианская семья и ее ценности. Обряд венчания, воспитание детей, праздники, семейные традиции. | Знать основные положения темы. Уметь Рассказывать о традициях своей семьи, объяснять их происхождение, делать выводы, отвечать на вопросы | Творческая работа «Традиции моей семьи» | С. 86-87, вопросы и задания с.87. | |||||||||||||||||||
28 | Защита Отечества | 1 | Комбинированный | Бывает ли война справедливой. Оборонительная война. Святые защитники России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Пересвет, Илья Муромец | Мультфильм «Пересвет и Ослябя», фильм, иконы «Александр Невский» | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Творческая работа «Святые защитники России» | С. 88-91, вопросы и задания с.91. | ||||||||||||||||||
29 | Христианин в труде | 1 | Комбинированный | Заповедь труда. Пост. Что такое «работа на совесть». Напрасный труд. | Житие Сергия Радонежского | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником и дополнительным материалом | Устный по вопросам после параграфа | С. 92-93, вопросы и задания с.93. | ||||||||||||||||||
30 | Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Комбинированный | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Знать основные положения темы. Уметь высказывать собственную точку зрения, приводить примеры, отвечать на вопросы, работать с учебником | Словарик | С. 94-95 вопросы и задания с.95. Подготовить творческие работы | |||||||||||||||||||
31 | Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди». | 1 | Комбинированный | Знать основные положения изученного материала. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Тестирование | Творческая работа по выбранной теме. Написание эссе «Православная культура». | ||||||||||||||||||||
32 | Урок повторения «Основы православной культуры». | 1 | Урок-конференция | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | Возможна доработка и использование творческих работ, сделанных учащимися в течении года | Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. | Творческая работа учащихся | Творческая работа по выбранной теме .Подготовить рисунок «Мой храм». | ||||||||||||||||||
33 | Мировые религии | 1 | Комбинированный | «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. | Творческая работа учащихся | Творческие работы о мировых религиях | |||||||||||||||||||
34 | Мой мир, Мое Отечество | 1 | Урок-конференция | «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | Уметь выбирать, готовить и представлять на публику творческую работу – презентацию, сочинение – эссе, рисунок и др. | Творческая работа учащихся | ||||||||||||||||||||
Всего | 34 часа |
Лист внесения изменений и дополнений
По плану | Фактически | Тема урока | Нормативный акт, закрепляющий изменения |
Литература для педагога:
1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.
4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.
7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.
12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.
16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.
18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007
19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.
23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.
24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.
Литература для учащихся:
- Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.
- Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
- Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.
- Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.
- Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
- . Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
- Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
- Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
- Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
- Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.
- Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
- Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
- Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.
- Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.
- Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. - Минск, 2005.
- Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
- Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.
- Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
- Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
- История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
- Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
- «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.
- Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г
- Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.
Интернет-ресурсы
- Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
- Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
- Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
- Мир религий (http://www.religio.ru/)
- Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
- Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
- Православие в России (http://ww.or.ru/)
- Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)
- Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
- Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)
- Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»
Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание" - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....
Интерактивная игра "Своя игра". ОРКСЭ. Основы православной культуры.
Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для родителей и обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ. Смотр знаний по изученным темам: Храм, Икона, Заповеди, Библия и Евангелие....
Урок по ОРКСЭ (Основы православной культуры)
Тема урока. Чудо в жизни христианина....
ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"
На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....
Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. Основы Православной культуры 4 класс
Календарно-тематическое планирование по Основам Православной культуры с УУД....
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры...