Урок ОРКиСЭ "Религиозные ритуалы.Обычаи и обряды."
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Цель урока:  обобщение учащимися знаний о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в религиях мира; формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt.urok_orkse_4kl.docx48.83 КБ
Файл презентация к уроку2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Цель урока:  обобщение учащимися знаний о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в религиях мира; формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Задачи урока:

Предметные – продолжить формирование представлений об отечественной религиозной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

Метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Личностные – формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, листы формата А3, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, клей-карандаш.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: словесный,наглядный,частично-поисковый,проблемный

Дидактическое обеспечение урока: презентация, видеофрагменты, изображения религиозных ритуалов и обрядов.

Список учебной и дополнительной литературы: учебник «Основы мировых религиозных культур», М: «Просвещение», 2012

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

( 1 мин.)

- Прежде чем мы начнем, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями  открытиями.

- Скажите, а какими вам нужно быть на уроке, чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться?

- Если вы будете такими, у вас обязательно все сегодня получится!

Тогда начнем.

Основные правила работы в группах:

Помни, что вы делаете общее дело.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

2 этап. Актуализация опорных знаний

(4 мин.)

- Давайте вспомним,что мы изучали раньше.

Какие мировые религии мы изучаем?

Каждая группа заполняет

фрагмент общей таблицы ,используя слова для выбора.Проверка.

Христианство (ислам, буддизм, иудаизм)

Символ

Храм

Пророк

Книга

Хранитель преданий

Обряд

Так должна выглядеть заполненная таблица:

иудаизм

христианство

ислам

буддизм

Символ

Рисунок1

50px-OrthodoxCross(black,contoured)

IslamSymbol

50px-Dharmacakra

Храм

Синагога

Церковь

Мечеть

Пагода

Пророк

Моисей

Иисус Христос

Муххамад

Будда

Книга

Тора

Библия

Коран

Типитака

Хранитель преданий

Раввин

Священник

Имам

Лама

Должна быть последняя  строчка.Чтобы узнать слово распределите картинки на 2 группы по определенному признаку.

Работа в группе

1гр.Храмы

2гр.обряды

3 этап. Постановка учебной проблемы, планирование

- Поднимите руки, кто из вас был в церкви, мечети или молельном доме? Как вы думаете, туда приходят лишь для того, чтобы молиться? (Нет, там еще могут проходить различные обряды, которые мы видели на видео)

- Попробуйте сформулировать, о чем мы сегодня будем говорить, назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о религиозных ритуалах)

- Действительно, сегодня мы продолжим тему предыдущего урока и будем говорить о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах.

Цели урока: -вспомнить, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах.

-какие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, соблюдают последователи разных религий ?

-Что общего во всех религиозных ритуалах  разных религий ?

- Как бы вы предложили классифицировать все религиозные ритуалы?

(Ритуалы можно классифицировать в зависимости от того, к какой религии они относятся: ритуалы в христианстве, в исламе, в иудаизме, в буддизме)

Что означает слово ритуал,обряд?Как они появились?

Как звали людей,проводящих ритуалы?На какие группы делятся обряды?Назовите главный ежедневный  обряд любой религии?(молитва)

Что такое молитва?

.

Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка

Формулировка темы урока.

Мотивация, побуждение к поиску.

4 этап. Открытие нового знания

(5 мин)

Молодцы. Поэтому теперь я предлагаю вам поработать в группе. Каждая группа получает список. В него внесены некоторые религиозные ритуалы и обычаи разных мировых религий. Вам в группе нужно будет выделить те ритуалы, которые относятся к одной из религиозных культур. К какой - вы узнаете, получив задание.  Затем вы выпишите названия этих ритуалов в свой фрагмент таблицы.  

- Прежде чем вы приступите, давайте подумаем, где мы можем найти новую информацию? Из какого источника вы будете  получать информацию для выполнения этого задания?

Отметьте свой уровень знаний на шкале.

Прошу по одному человеку от группы получить задание. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся – работа с текстом учебника.

Сообщения детей об

обрядах

5 этап. Применение нового знания. Первичное закрепление

 (21-22 мин.)

Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с другими и все остальные смогут продолжить  свою карту.

Приглашаем представителя первой группы. В это время в парах можете отметить в своей карте некоторые ритуалы, о которых сейчас будет идти речь.

Примерный рассказ о ритуалах в христианстве:

Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы:

1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения;

2. Крещение, которое совершается над новорожденным;

3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием;

4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения.

5. Молитва – главный религиозный ритуал.

Найдите иллюстрации, которые относятся к христианству. Дополните свой фрагмент карты.

Теперь приглашаем представителя 2 – ой группы.

Примерный рассказ о ритуалах ислама:

Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы:

1.  Намаз –так называется  ежедневная молитва, главный ритуал.

2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве.

3. Соборный день, день собрания, когда  все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву.

4. Слова шахады  необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином.

5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия.

- Так же выберите ту группу иллюстраций, которая относится к  ритуалам ислама.

Дополните свой фрагмент карты.

Примерный результат:

Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме.

Примерный рассказ о ритуалах иудаизма:

В  иудаизме есть такие ритуалы:

1. Молитва в специальные часы.

2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны  посвятить Богу, проводя его в молитве.

3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными.

4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет.

5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом.

- Внесите результат в карту. Найдите и распределите иллюстрации.

- Теперь предоставим слово 4 группе.

Примерный рассказ о ритуалах буддизма:

В буддизме мы выделили следующие ритуалы:

1. Мантры – это ежедневные молитвы.

2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты.

3. Составление астрологом гороскопа.

4. Обряды, связанные со смертью человека, когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия.

Оформите свой фрагмент карты.

- Скажите, а зачем нам нужны эти знания в жизни?

- Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру?

Физминутка: прослушивание мантры (Ом мани падмихум) с закрытыми глазами)

Тест

1.Что такое молитва?

   л) заговор

   м) обращение к Богу

   н) общение с иным миром

2.В какой религии молитва называется Намаз?

   н) в иудаизме

   о) в исламе

   п) в буддизме

3.В какой из религий большое внимание уделяется хранению субботы:

м) ислам

л) иудаизм

н) христианство

4.Что такое Мантра?

  о) священный гимн в буддизме

  п) молитва в исламе

  р) обращение к Богу в христианстве.

5.Какой день недели является праздничным у мусульман?

д) пятница

е) воскресенье

ж) суббота

6. Какой день недели является праздничным у православных христиан?

д) пятница

е) воскресенье

ж) суббота

7.Кто такой зурхачин?

х) художник   ц) лама-астролог   ч) священник

Проверка

Если у  вас получилось слово «молодец» значит вы правильно выполнили тест.

Итоги

6 этап. 

Рефлексия

- Каковы результаты нашей деятельности? (Мы создали карту по теме «Религиозные ритуалы»)

- Какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах?

-Какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях, мечетях, синагогах и пагодах?

-Отметьте на второй линеечке уровень знаний по теме урока.

- Как вы думаете, справились ли мы с нашей целью?

Мы сегодня с вами обобщили все те знания, которые у вас уже были в единое целое. И у вас теперь есть подсказка, которую вы для себя сделали. Посмотрев на нее, через некоторое время, у вас в голове всплывет нужная информация.

- По каким критериям будем оценивать созданную карту? (Карта должна быть интересной, понятной, аккуратной, активно использован цвет, слова написаны без ошибок, самое главное – она должна быть информативной).

- Можно ли сделать карту еще лучше? (Да, ее можно дополнять, потому что есть еще много ритуалов)

! – я этого не знал;

+ - мне это известно;

?- об этом хочется узнать подробнее

Закрепление

*- А сейчас давайте проверим, сможете ли вы узнать, какой религиозный ритуал вы видите и к какой религиозной культуре он относится. Посмотрите на видеоролики. Что мы тут видим? Куда отнесем этот ритуал? Молодцы!

- А теперь задание посложнее. Следующий ритуал вы не увидите, а послушаете. Кто догадался, что мы услышали?

* -Что вам запомнилось из услышанного на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали  для себя?

– Закончите предложение.

Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

Нам было нужно это занятие …

Я хочу себя похвалить …

Я хочу похвалить одноклассников …

Я думаю, что я усвоил тему…

Я уважаю религиозные традиции

разных ….

 

* Поблагодарите того, с кем вы создали вашу карту за сотрудничество. Может быть, вы хотите поблагодарить еще кого-то в классе?

7 этап. Домашнее задание

( 1 мин)

Закончить свою карту. В дополнительных источниках можно поискать информацию о других религиозных ритуалах, которыми можно дополнить карту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные правила работы в группах: Помни, что вы делаете общее дело. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Слайд 2

Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Слайд 3

Ритуалы – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Охота для древних людей была одним из главных занятий, но охота не всегда бывала удачной. Люди верили, что поражая копьём изображения животных копьями или стрелами, они приманят к себе удачу.

Слайд 4

Люди которые руководили обрядами: Колдуны Маги Жрецы Шаманы

Слайд 5

Алтарь – жертвенник, место для подношения жертвы, для сжигания жертвы. Алтари обычно сооружали из природных материалов (земли, камней, глины ) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые, или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции алтари приняли вид храмов.

Слайд 6

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. ОБРЯДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СВЯЗАНЫ С ОСНОВНЫМИ СОБЫТИЯМИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (РОЖДЕНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК и другие

Слайд 7

Главный ежедневный обряд любой религии – МОЛИТВА. Молиться верующий может как у себя в доме, так и в храме (или мечети, синагоге и т.д.)

Слайд 8

Молитва – это : важная часть духовной жизни верующего человека; обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам; важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме; подразделяется на славословия, прошения и благодарения.

Слайд 9

Заполните таблицу. Христианство (ислам, буддизм, иудаизм) Символ Храм Пророк Книга Хранитель преданий

Слайд 10

иудаизм христианство ислам буддизм Символ Храм Синагога Церковь Мечеть Пагода Пророк Моисей Иисус Христос Муххамад Будда Книга Тора Библия Коран Типитака Хранитель преданий Раввин Священник Имам Лама

Слайд 11

Цель урока: - вспомнить, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. -какие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, соблюдают последователи р азных религий ?

Слайд 12

Зачем нам нужно знать религиозные ритуалы? Нужны ли эти знания в жизни ? -Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? -Где мы обычно ищем новую информацию ? -Из какого источника мы будем добывать новые знания сегодня? Групповая работа. Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Договориться, кто из группы будет рассказывать классу о прочитанном.

Слайд 13

начало урока конец урока - Отметьте на карточке уровень своих знаний по теме на первой линеечке. Покажите, на каком уровне вы находитесь.

Слайд 14

Евхаристия Крещение Брак (венчание) Воскресенье Христианство.

Слайд 15

Евхаристия. Евхаристия – это главное богослужение Христианской церкви.

Слайд 16

Крещение. Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов.

Слайд 17

Брак. Брак – это таинство благословения супружеской жизни.

Слайд 18

Воскресенье. Воскресенье - день посвящённый Богу.

Слайд 19

Буддизм Мантры – ежедневные молитвы, которые могут быть заменены поворотами специальных цилиндров, где заложены молитвенные тексты.

Слайд 20

Мантра «рассуждение, изречение») — священный гимн в буддизме . Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл . Служит для того, чтобы «настроить» сознание человека, вывести его от всего суетного (Медитация).

Слайд 21

Буддийские обряды Дзул-хурал (святильный обряд) – покаяние за плохое обращение с животными; поздняя осень Дуйнхор-хурал (праздник Калачакры) – начало проповеди Буддой; весна День смерти (паринирвана) Будды . В июле в память всех умерших пускают по рекам зажженные светильники 8 апреля – день рождения Будды Гаутамы Дни, посвящённые бодхисатвам и божествам совпадают с местными праздниками

Слайд 22

Один из учеников спросил Будду: — Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать? Будда ответил: — Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать? Ученик сказал: — Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. Будда сказал: — Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.

Слайд 23

Ислам. Намаз -обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день

Слайд 24

Шахада . Исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада .

Слайд 25

Иудаизм. Шаббат - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Слайд 26

Большое внимание уделяется: Молитве, чтению Священного писания. Строгому соблюдению религиозных предписаний. Современные евреи молятся в одни и те же часы, с покрытою головою. Хранение субботы, седьмой день недели, в который Библия предписывает воздерживаться от работы. Объяснение этому предписанию: Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился, благословив и освятив его. Пища у евреев должна быть кошерной, т.е. соответствующей заповедям Торы. В частности, запрещена рыба без чешуи и плавников, нельзя смешивать мясные и молочные продукты и даже готовить их в одной посуде, разрешено мясо животных только с раздвоенными копытами и т.д.

Слайд 27

Это интересно В нашей стране на территории Сибири и Дальнего востока живут народы, которые почитают шаманов. Считается, что шамана (или шаманку), выбирают сами духи. Люди верят, что шаманы обеспечивают хорошую погоду, исцеляют больных. Они делают это при помощи специальных обрядов, которые называются камланием . Эти обряды обязательно выполняют с помощью музыкального инструмента – бубна .

Слайд 28

1.Что такое молитва? л) заговор м) обращение к Богу н) общение с иным миром 2.В какой религии молитва называется Намаз? н ) в иудаизме о ) в исламе п) в буддизме Тест

Слайд 29

3.В какой из религий большое внимание уделяется хранению субботы: м ) ислам л ) иудаизм н ) христианство 4.Что такое Мантра? о) священный гимн в буддизме п) молитва в исламе р) обращение к Богу в христианстве. тест

Слайд 30

5.Какой день недели является праздничным у мусульман? д ) пятница е) воскресенье ж ) суббота 6. Какой день недели является праздничным у православных христиан? д ) пятница е ) воскресенье ж ) суббота 7.Кто такой зурхачин ? х ) художник ц) лама-астролог ч) священник

Слайд 31

Итог урока : - Какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах? -Какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях, мечетях, синагогах и пагодах? -Отметьте на второй линеечке уровень знаний по теме урока.

Слайд 32

Давайте уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу!

Слайд 33

Рефлексия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1

Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.

Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Конспект урока по ОРКСЭ. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс по программе А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной и др....

ОРКСЭ (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

ОРКСЭ  (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды...