Конспект урока по ОРКСЭ. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс по программе А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse._religioznye_obychai_i_ritualy.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Большекалмыкская СОШ»
Конспект урока
ОРКСЭ,
4 класс
по программе А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова
«Основы мировых религиозных культур»
Учитель: Залевская Татьяна Ивановна
28.01.2016 г.
Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Цели: формирование гражданской идентичности, мотивация к осознанному нравственному поведению через знакомство с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами
Деятельностная: | формирование способности обучающихся к новому способу действия |
Образовательные: | формирование первоначальных представлений о религиозных ритуалах, обычаях, обрядах |
Метапредметные: | * формирование навыка целеполагания, планирования, рефлексии *формирование навыка работы в группе; * формирование коммуникативных навыков (вести диалог, слушать собеседника) |
Формирование УУД:
Личностные действия: | формирование чувства сопричастности к обычаям, традициям своего народа |
Регулятивные действия: | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция |
Познавательные действия: | общеучебные, логические, постановка и решение проблемы |
Коммуникативные действия: | планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник тетрадь по ОРКСЭ: «Основы мировых религиозных культур» (авт. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов) 4 класс.
Методы обучения: проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, презентация урока.
Ход урока:
- Организация класса (самоопределение к деятельности).
СЛАЙД 1.
Настрой на урок: «Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас все получится».
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- СЛАЙДЫ 2-16. Начнем наш урок с кроссворда.
Кроссворд по теме: «История религий в России»
1. Буддийское Священное писание, переводящееся как «Три корзины мудрости» (трип Итака)
2.Князь, при котором произошло Крещение Руси. (Владимир)
3. Новая вера, которую выбрали на Руси в 988 году (христианство).
4. Одна из самых многочисленных национальных религий (иудаизм)
5.Живописное изображение святых (икона).
6.Священная Книга христиан (Библия)
- Формулирование темы урока.
Какое ключевое слово получилось у нас в кроссворде? (ритуал)
Как вы понимаете значение этого слова?
Подберите похожие слова (обычай, обряд).
Сформулируйте тему нашего урока.
3) Постановка проблемы.
Итак, сегодня на уроке мы узнаем:
- что такое обряды (ритуалы) и как они возникли
- какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.
Ш. Совместное «открытие знаний» и самостоятельное их применение.
1) Работа с толковым словарем.
Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
Ритуал – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.
Если мы вернемся в далекое прошлое, то увидим, что первые ритуалы появились еще у древних людей. Как вы думаете, с какими событиями жизни были связаны ритуалы у древних людей? (охота, захоронения)
-Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав : «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
Охота для древних людей была одним из главных занятий, но охота не всегда бывала удачной. Люди верили, что поражая изображения животных копьями или стрелами, они приманят к себе удачу.
Захоронения древних людей тоже обычно делались по определённым правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы.
Так уже в древности начали складываться религиозные ритуалы (или обычаи).
В древних племенах существовали особые люди. Которые знали лучше других, какие обряды и как нужно выполнять. Это были колдуны, или маги. Свои знания они передавали другим таким же людям. Они были самыми уважаемыми в племени, выполняли роль посредников между миром людей и миром духов.
В древнем мире обряды становились все более и более сложными. Древние египтяне, греки, римляне, индусы, персы, другие народы верили в то, что боги могут сердиться на людей или, наоборот, быть ими довольны. Люди стремились умилостивит своих богов или попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они делали подношения, подарки и молились.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
В нашей стране на территории Сибири и Дальнего Востока живут народы, которые почитают шаманов. Считается, что шамана (или шаманку) выбирают сами духи. Люди верят, что шаманы обеспечивают хорошую погоду, исцеляют больных. Они делают это при помощи специальных обрядов, которые называются камлАнием. Эти обряды выполняются с помощью музыкального инструмента – бубна.
- В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
- Обряды могут быть коллективными или индивидуальными (верующий выполняет их в одиночку). Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (посвящёнными какому-то празднику) или совершаться раз в жизни (рождение, вступление в брак, смерть).
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
В Древнем Риме в каждой семье имелись свои домашние боги – лАры и пенАты. Они охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. А в дни семейных праздников для них выставляли еду.
- Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
- А можете ли вы сказать, что такое молитва?
Молитва – это обращение верующего к Богу.
(слайд с таблицей) Сегодня мы будем говорить об основных ритуалах, обычаях и обрядах христианской, исламской, иудейской и буддийской религиях. Результатом нашей работы будет таблица.
Христианство.
- Сначала мы поговорим с вами о Христианстве. В Христианской религии существует несколько важных таинств, но мы поговорим только о четырёх из них.
Евхаристия – это главное богослужение в Христианской церкви, которое может совершаться каждый день. Евхаристия или причастие, – центральное таинство Православной церкви, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Иисус Христос преломил хлеб и, раздав его своим ученикам, сказал: «Это есть тело моё, делайте это, вспоминая обо мне». Потом он взял чашу с вином, подал им и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается». После смерти Учителя на Кресте его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина, чтобы вспомнить о страданиях, смерти и воскресении Спасителя. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.
Главные события в жизни верующего человека также освящаются Христианской церковью. Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. По мнению православной культуры, крещение необходимо человеку для спасения. Это таинство так же как и другие установлено богом. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.
Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Во время этого таинства жених и невеста перед священником и церковью дают обещание о взаимной любви и верности. Называется также венчанием. Дело в том, что на головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы. Венец, по-другому, – это корона.
Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обыденным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают храм.
Ислам.
- А теперь давайте прочитаем, какие же обряды существуют в исламе.
(стр.74-75 учебника)
-Подведём итог прочитанному. Итак, что должен делать ежедневно каждый мусульманин? (совершать намаз 5 раз в день).
- Что надо сделать, прежде чем приступить к молитве? (совершить омовение)
-Что необходимо делать мусульманину еженедельно? (по пятницам в полдень участвовать в совместной молитве)
-Что такое шахада? (исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого бога (Аллаха) и пророческую миссию Муххамада)
- Почему среди мусульман трудно найти одиноких людей?
(брак у мусульман считается предписанным Богом и обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия).
-Молодцы!
Иудаизм.
- Раз уж мы заговорили про таинство брака, то посмотрите одну красивую брачную церемонию представителей другой религии, которую вы сразу, надеюсь, узнаете.
(Просмотр ролика с еврейской свадьбой).
-Видите, какие необычные ритуалы есть у евреев. А про другие религиозные обычаи иудеев мы узнаем из учебника (с.75-76)
- Сколько молит в день совершают иудеи? (три – утренняя, дневная, вечерняя)
- Главная еженедельная традиция для иудеев? (шаббАт – соблюдать покой в субботний день, нельзя зажигать свет, водить машину, продавать и покупать и т.д., причем работать в этот день нельзя не только людям, но и животным)
- Самые важные обряды жизненного цикла? (1- обряд посвящения мальчика Богу и 2 – обряд вступления ребенка в иудейскую общину)
Буддизм.
-Про какую религию мы с вами ещё не узнали? (про буддистов)
-Так вот. Что касается буддизма, то ежедневные молитвы, которые читают верующие называются мантры. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.
Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой, которого называют зурхачином. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами, которые он советует провести. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных.
- Но самыми важными считаются обряды, связанные со смертью человека. К умирающему должен быть приглашён лама для совершения обряда напутствия, лама подробно рассказывает о том, что встретит на своём пути душа, расставшись с телом. Поскольку, согласно буддийским верованиям, душа человека после смерти тела рождается вновь, то в течение семи недель после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к её новому перерождению.
IV. Итог урока.
Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.
Скажите, что общего в ритуалах, обрядах и традициях мировых религий.
(Ритуалы связаны с молитвой, браком, рождением, смертью человека, обряды, связанные с приобщением к Богу).
Можем ли мы сказать, что обряды какой-то религии лучше или красивее…
Все религии провозглашают только добро.
В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:
Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?
(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).
Проверим таблицы.
Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение на тему «Наши семейные обычаи»
Рефлексия. Заканчивая наш урок я прошу взять в руки конверты:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации | Какие правила нужно вспомнить, чтобы на уроке вы получили новые знания, чтобы урок прошёл для вас не скучно. | Настраивается на плодотворную, активную работу | Организация произвольного внимания. | 1)Регулятивные (волевая саморегуляция), 2)Личностные (действие смыслообразования) |
2.Этап актуализации и фиксирования знаний | Отгадывание кроссворда, ключевым словом которого будет слово «ритуал» - Что такое ритуал? (Это традиционный порядок проведения какой-либо церемонии). | Дети отвечают своими словами: правила, законы, обычаи… Дети с помощью учителя выходят на тему урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». | Показ электронной презентации Беседа | 1)Коммуникативные (умение выслушать собеседника и вести диалог) 2)Познавательные (общеучебные УД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи) 3)Регулятивные (самоопределение учащимися темы урока (или с помощью учителя) |
Постановка учебной проблемы, | Попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня научитесь? На столах у нас лежит таблица, которую мы будем заполнять в течение урока. (Группы заранее выбрали для изучения данной темы религию: христианство, ислам, иудаизм, буддизм). Символом обозначьте религию. А какие ритуалы, обряды и традиции существуют, вы изучите и запишите, после группового изучения. А теперь покажите, что у вас получилось и скажите нам, почему именно этот символ выбрали. | Дети ставят цель. «Мы познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами». Дети заполняют таблицу самостоятельно Дети в группе выбирают, придумывают, рисуют. Дети представляют классу свой кластер | Стратегия ЗХУ Групповая работа | 1)Регулятивные (определение цели урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить) 2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) 3)Коммуникативные (участие в групповой работе, в коллективном обсуждении. Учёт позиции других людей.) |
Открытие нового знания | Где мы можем найти новую информацию по теме? Дети читают раздел в соответствии со своей темой, обсуждают, записывают в таблицу. | Учебник. Дети читают материал учебника, обсуждают, записывают в кластер | Работа с учебником | 1)Регулятивные (способность к волевому усилию) 2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Моделирование и преобразование объекта в кластер, где выделены существенные характеристики объекта) |
Физминутка | ||||
Применение нового знания. Первичное закрепление | Примерный рассказ о ритуалах в христианстве: Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы: 1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения; 2. Крещение, которое совершается над новорожденным; 3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием; 4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения. 5. Молитва – главный религиозный ритуал. Примерный рассказ о ритуалах в исламе: Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы: 1. Намаз – так называется ежедневная молитва, главный ритуал. 2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве. 3. Соборный день, день собрания, когда все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву. 4. Слова шахады необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином. 5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия. Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме. В иудаизме есть такие ритуалы: 1. Молитва в специальные часы. 2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить Богу, проводя его в молитве. 3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными. 4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет. 5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом. Примерный рассказ о ритуалах буддизма: 1. Мантры – это ежедневные молитвы. 2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты. 3. Составление астрологом гороскопа. 4. Обряды, связанные со смертью человека, когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. Оформите свои таблицы | Дети презентуют свою работу. Остальные группы по ходу презентации добавляют недостающую информацию в «Кластер» | 1)Коммуникативные (умение вступать в диалог) 2)Познавательные (самостоятельное применение полученных знаний в изменённых условиях) 3)Регулятивные (контроль, коррекция, взаимооценка) | |
Обобщение. Рефлексия. | Скажите, что общего в ритуалах, обрядах и традициях мировых религий. (Ритуалы связаны с молитвой, браком, рождением, смертью человека, обряды, связанные с приобщением к Богу). Можем ли мы сказать, что обряды какой-то религии лучше или красивее… Все религии провозглашают только добро. | Дети отвечают на вопросы | Стратегия ЗХУ | 1)Личностные (сформированность адекватной самооценки) 2)Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи) 3)Коммуникативные (умение вступать в диалог) 4)Познавательные (общеучебные: умение осознаннои произвольно строить речевое высказывание) |
Домашнее задание | Напишите небольшое сочинение на тему «Наши семейные обычаи» | Дети записывают д/з | 1) Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1
Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.
Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...
Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"
На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...
ОРКСЭ (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
ОРКСЭ (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах христианства и ислама; толерантного отношения к религиозным культурам.За...