Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс
рабочая программа по орксэ (2 класс)

Воробьева  Фаина Алексеевна

     Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым  Приказом  Минобрнауки РФ от 6.10.09г. №373; в редакции приказов от 26.11.10.№1241, от 22.09.11. г. №2357);

- Примерной программы начального общего образования по социокультурным истокам для общеобразовательных учреждений с русским языком и программы общеобразовательных учреждений авторов А.В.Камкина, И.А.Кузьмина;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_istoki_.docx447.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ Home\Desktop\Истоки 2 класс .jpg

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО________

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического

совета школы

Председатель:

С.Л.Антропова___________

Протокол №1 от 30.08.2019 г

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы

_________ Н.С.Карабаева

Приказ от 30.08.2019 г.

№ 210-о

Программа по внеурочной деятельности

«Истоки»

для  2  класса

Воробьевой Фаины Алексеевны,

учителя начальных классов

с. Варьеган

2019 – 2020 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым  Приказом  Минобрнауки РФ от 6.10.09г. №373; в редакции приказов от 26.11.10.№1241, от 22.09.11. г. №2357);

- Примерной программы начального общего образования по социокультурным истокам для общеобразовательных учреждений с русским языком и программы общеобразовательных учреждений авторов А.В.Камкина, И.А.Кузьмина;

- учебного плана МБОУ «Варьёганская ОСШ» на 2019 – 2020 учебный год.

     Цель программы - расширить кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.

     Задачи: 

- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка ;присоединение семьи к школе; 

- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;  

- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООН

Личностные УУД.

1. Реализовать  свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

4.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

           Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

           Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

          Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

                     Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

  • Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
  • Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
  • Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Предметные результаты:

Коммуникативные УУД:

  • Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Формировать умение слушать и понимать речь других.
  • Уметь читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  •  Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
  • Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
  • Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

        

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Виды контроля

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

Тесты

Проекты

Проверочные работы

1

Родной очаг

9

-

+

+

-

2

Родные просторы

9

-

-

-

-

3

Труд земной

8

-

-

-

-

4

Труд души

8

-

+

-

-

                                                                     итого

34

-

2

1

-

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля,

измерители

Планируемые результаты

Дата проведен.

План    -    факт

Раздел «Родной очаг» 9 ч

1

Введение в предмет. Имя. Традиции имя наречения.

1

Текущий, фронтальный опрос

1.Личностные: 

Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.Метапредметные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

3.Предметные: Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Формировать умение слушать и понимать речь других.

-Уметь читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

5.09

2

 Семья. Семейные традиции.

1

Текущий, фронтальный опрос

12.09

3

 Семья. Почитание родителей.

1

Текущий, фронтальный опрос

19.09

4

 Род. Родина. Родня. Родовое древо.

1

Текущий, фронтальный опрос

26.09

5

 Дом. Порядок. Родительский дом.

1

Текущий, фронтальный опрос

3.10

6

 Праздники дома. Практическая работа

1

Тематический,

практическая работа

10.10

7

Деревня-кормилица. Земледельцы.

1

Текущий, фронтальный опрос

17.10

8

Город – труженик. Хранитель культуры

1

Текущий, фронтальный опрос

24.10

9

Ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1

Итоговый, самостоятельная работа

7.11

Раздел «Родные просторы» 9 ч

10/1

Поле. Нива. Жатва. Хлебороб.

1

Текущий, фронтальный опрос

1.Личностные: 

Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.Метапредметные:   -Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

3.Предметные: 

-Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Формировать умение слушать и понимать речь других.

-Уметь читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

- Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

14.11

11/2

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

Текущий, фронтальный опрос

21.11

12/3

Лес-зеленый друг. Царство природы.

1

Текущий,

28.11

13/4

Река. Ручей-река-море-океан. Течение времени.

1

Текущий, фронтальный опрос

5.12

14/5

Река. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1

Текущий, фронтальный опрос

12.12

15/6

Море-океан. Мореходы.

1

Текущий, фронтальный опрос

19.12

16/7

Дорога. Путники. Паломники.

1

Текущий, фронтальный опрос

16.01

17/8

Дорога жизни. Разлуки и встречи

1

Тематический

23.01

18/9

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

Итоговый, практическая работа

30.01

Раздел «Труд земной» 8 ч

19/1

Сев и жатва. Труд земной. Народные приметы.

1

Текущий, фронтальный опрос

1.Личностные: 

Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.Метапредметные:   -Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

 -Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного..

3.Предметные: 

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

- Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

6.02

20/2

Домашние животные. Забота о домашних животных.

1

Текущий, фронтальный опрос

13.02

21/3

Ткачихи. Женский труд. Прядение.

1

Текущий, фронтальный опрос

20.02

22/4

Мастера-плотники. Сруб.

1

Текущий, фронтальный опрос

27.02

23/5

Мастер-кузнец. Кузнецы-умельцы

1

Текущий, фронтальный опрос

5.03

24/6

Ярмарка. Праздник. Честная торговля

1

Текущий, фронтальный опрос

12.03

25/7

Ярмарка.

1

Текущий, фронтальный опрос

19.03

26/8

Обобщающий урок

1

Итоговый, тест

2.04

Раздел «Труд души» 8 ч

27/1

Слово. Труд души. Слова покаяния. Молитва.

1

Текущий, фронтальный опрос

1.Личностные: 

Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.Метапредметные:   

-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

3.Предметные: 

-Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Формировать умение слушать и понимать речь других.

-Уметь читать и пересказывать текст.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

9.04

28/2

Сказка. Сказочное слово.

1

Текущий, фронтальный опрос

16.04

29/3

Народная песня. Частушка. Духовные песнопения.

1

Текущий, фронтальный опрос

23.04

30/4

Будни и праздники.

1

Текущий, фронтальный опрос

30.04

31/5

Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная.

1

Текущий, фронтальный опрос

7.05

32/6

Икона. Слово в образе. Лампада

. 1

Текущий, фронтальный опрос

14.05

33/7

Храм – дом Божий. Экскурсия в храм.

1

Тематический

21.05

34/8

Обобщающий урок. «Труд души»

1

Итоговый

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...