конспект урока ОРКС
план-конспект урока по орксэ
Предварительный просмотр:
Конспект урока по куру «Основы православной культуры»
Тема: ПАСХА (курсы ОРКСЭ)
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, подготовка ответов по содержанию текста, самостоятельная работа с источником информации
Основные термины и понятия: Пасха, пасхальный кулич, пасхальная полночь, воскресение.
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся
2.Соощение темы урока
Слайд 1. Название урока (пасхальный звон - 47 сек, анимация – 27 сек + 20 сек на объявление темы).
Вы узнаете:
- Что воскресенье не только день недели
- Что такое Пасха
- Как празднуют Пасху
3. Работа по теме урока
Подготовительный опрос:
Слайд 2. Господь Вседержитель
О чем рассказывается в Евангелии? (ответы детей)
Евангелие — это книга, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа.
Слайд 3. Владимирская икона Божией Матери, 12 век.
Кто такой Иисус Христос? (ответы детей)
Сын Божий, Богочеловек.
Слайд 4. Распятие (египетская икона, 11-12 вв., хранится в монастыре Св. Екатерины на Синае).
Почему Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие? (ответы детей)
Чтобы победить смерть.
Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку бессмертие в Царстве Небесном.
Слайд 5.
Как переводится слово «Евангелие»? (ответы детей)
«добрая весть»
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
(щелчок) Весть о том, что Иисус Христос воскрес.
Пасха – это суть христианства.
Слайд 6. Слово «воскресенье». Нестеров М.В. Воскресение.
Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? (ответы детей)
Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает огонь, жить, сиять, сверкать, освежать, ободрять, искриться. Воскресение – день возобновления жизни (возжечь заново, оживотворение, восстание из мертвых).
("крес" - добывать огонь, слово "кресать" обозначается добычу огня, украинское "кресало" - огниво)
(в Русской Православной Церкви воскресный день именуется «неделя», а неделя – «седмица»)
Слайд 7. Нестеров М.В. Жены-Мироносицы.
Воскрес! (Константин Случевский)
День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть - гроб опустел!..
Слайд 8. Демаков Е.А. Весть о Воскресении.
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: "Воскресну!" и воскрес!
Слайд 9. Эжен Бюрнан. Апостолы Петр и Иоанн, бегущие ко гробу Иисуса.
Бегут... молчат... признать не смеют,
Что смерти нет, что - будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!
Слайд 10. Ставинский Олег. Явление Иисуса ученикам Своим.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа.
Слайд 11. Иконы «Христос Виноградная Лоза» (Христос Лоза истинная) – увеличенное изображение на скрытых слайдах 12-13.
Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях.
Незадолго до страстных событий Иисус Христос сказал Своим ученикам: «…пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,23-24).
Как вы думаете, что имел в виду Иисус Христос? Кого Он сравнивал в этой притче с пшеничным зерном? Почему? (ответы детей)
Зерно, посеянное в землю, чтобы дать жизнь новым зернам (родить колос), истлевает (умирает). Иисус Христос в этой притче сравнивает с пшеничным зерном Себя. Как Человек Он должен был умереть и воскреснуть, чтобы Его последователи тоже могли ожить для вечной жизни. Слайд 14. Имя Иисус.
Имя Иисус значит «Бог спасает». Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.
Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.
Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все последующие века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего мира». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека – это следствие его греха. Христос же, в Котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Как Иисус Христос победил смерть?
Представьте себе абсолютно темную комнату, в которой не видно даже собственных рук. А теперь мысленно зажгите свечу. Тьма отступает, она не может поглотить свет от свечи. Или вспомните, как ночная тьма отступает, побеждается солнечным светом.
Тьма – это зло, свет – это добро (отсутствие греха). Иисус Христос как Человек был во всём подобен нам, кроме греха. Он за свою жизнь не совершил ни одного греха, был абсолютно безгрешен. Поэтому в Нём могла соединяться человеческая Плоть и Божество. Ад думал, что принял тело умершего человека, но под покровом человеческого естества было сокрыто Божество, и ад, словно жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества. Христос ворвался в ад, и Своей Божественной энергией сжёг, разрушил ад. В обитель смерти вошла Жизнь, во тьму - Свет.
Слайд 15. Икона «Сошествие во ад» (14 век, праздничный чин, Софийский собор, Новгород).
Тайна воскресения, как и тайна Боговоплощения — непостижимы. И каноническая православная икона изображает не момент Воскресения Христа, а момент сошествия Христа во ад. Изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, пришло к нам с Запада от католиков только в 18 веке, после правления Петра I.
Иисус Христос воскрес и для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
ПАСХАЛЬНОЕ (К. Кюхельбекер)
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в перст, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!
Неизреченная Любовь
Всех таинств высота!
За нас Свою святую кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй, душа: Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
Слайд 16. Примеры воскрешения в природе.
В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например - гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой.
Попробуйте привести примеры воскрешения в природе. (ответы детей)
РУССКАЯ ПАСХА.
Слайд 17. Рерих Н.К. Русская Пасха.
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так:
(щелчок по «граммофончику» - аудио песнопения, хор Новокузнецкого православного духовного училища)
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
Слайд 18. Обряд освящения куличей.
ХРИСТОС ВОСКРЕС! (В. Шамонин)
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи...
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
Христос Воскрес!
Слайд 19. Христосование.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
(щелчок по граммофончику – аудио из Отпуста пасхального богослужения).
Слайд 20. Пасхальные яйца.
Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.
Слайд 21. Шаньков М.Ю. Пасха.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.
Зато на Пасху - пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Слайд 22. Пасхальный звон. Открытка с картины М.М. Гермашева. Издание товарищества В.В. Думнова.
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
КОЛОКОЛА (В. Шамонин)
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
(щелчок по граммофончику – песня «Звонят-звонят колокола» в исполнении Л. и С. Ершовых)
Это интересно.
Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток – 21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние – самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом - так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Аполлон Майков)
Слайд 23. Тест-игра «Собери картинку» (Кошелев Н.А. «Дети катают пасхальные яйца»).
4.Итог урока
ВОПРОСЫ и задания:
Слайд 24. Иконы: 1.Распятие. Дионисий, 1502 г., из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом. 2. Сошествие во ад. Прп. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская,1408 г. 3. Спас на престоле. Середина - вторая половина 15 века, часовня св.Варлаама Хутынского, Новгород.
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Слайд 25. Страшный Суд. Стенопись, Богородично-Казанский храм, г.Тольятти.
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Слайд 26. Дореволюционные пасхальные открытки. Верхняя – художницы Елизаветы Бём.
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Слайд 27. Сошествие во ад. Мастерская Дионисия,1502 г. Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
4. Как звучит главный пасхальный гимн? (щелчок – тропарь на церковнославянском языке)
Слайд 28. Федин А.А. Страстная неделя. Время воздержания.
5. В чем состоит христианский пост?
(по щелчку – молитва, добрые дела, ограничение в питании)
5.Домашнее задание: Подготовить рассказ о том, как празднуют Пасху у себя в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКС "Справедливость"
Урок "Справедливость" по спецкурсу "Основы светской этики" расчитан на учеников 4 класса. На уроке ребята научатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих друзей, познакомятся с при...
Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"
Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....
Конспект урока по ОРКСЕ в 4 классе
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе, на тему "Крещение"....
Конспект урока по ОРКС в 4 классе "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по ОРКС в 4 классе. Тема "Милосердие и сострадание"...
Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"
Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...
Конспект урока по ОРКС "Буддийские дацаны"
Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Материал включает презентацию для детей по основам буддийской культуры и религии.Иллюстративный материал способству...
Конспект урока по ОРКС "Буддийские праздники"
На уроке мы должны узнать о главных праздниках буддистов.Иллюстративный материал способствует более полному пониманию и усвоению данной темы. Целевая аудитория: для 4 класса....