раб. программа
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
- авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей.
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль- турологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав
ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо
циональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос
ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по_ предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Ожидаемый результат:
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
Тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Содержание программы курса
« Основы религиозных культур и светской этики
(основы православной культуры)»
4-5 классы
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
5 класс
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31-34. Итоговый урок
Тематический поурочный план
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
(1 ч в неделю, 34 учебных недели)
№ а/а | Тема урока | Дата проведения | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания Что вы узнаете | Тип урока | Используемые ресурсы | Домашнее задание | Формы и виды деятельно-сти |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Россия – наша родина | Знать: -Что такое духовный мир человека -Что такое культурные традиции и для чего они существуют Знать: Как человек создает культуру. -О чем говорит религия | Богатство России. Малая Родина. .Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. | Комбинированный урок | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 | 1.Традиции, принятые в вашей семье. 2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи | Беседа, комменти-рованное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготов-ка твор-ческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | |
2 | Православие и культура | - Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культу- ры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. | Урок изучения нового материала | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 | 1.Что такое культура? 2.Что такое религия? 3.Какие слова благодарности вы знаете? 4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это? | |||
3 | Отношения Бога и человека в православии | Знать : -Какие дары бог дал человеку -Как вера в Бога может влиять на поступки людей Знать: Что такое православие -Что значит слово «благодать» -Кто такие святые -О молитве «Отче наш» | Знакомятся сосновами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь | . Урок изучения нового материала | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 | 1.Почему Бога называют Творцом? 2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» | ||
4 | Православная молитва | - Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. | Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 | 1.Что значит слово «молиться»? 2.Главное сокровище России 3.Значение слова «искушать» 4.Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? | |||
5 | Библия и Евангелие | Знать: - Кто такие христиане - Что такое Библия - Что такое Евангелие Священное Писание. | Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. | Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 | 1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит? 2.Как переводится слово Евангелие? 3.Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета? . 4. Что означает слово «завет»? 5. как Соломон понял, кто мать ребенка? 6.Как ты понимаешь, что такое откровение? 7.Кто такие христиане? | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | |
6 | Проповедь Христа | Знать: - Чему учил Христос -Что такое Нагорная проповедь -Какое сокровище нельзя украсть
| Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Урок изучения нового материала | Учебное пособие «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 | 1.Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название? 2.Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? 3. Чего именно вмире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? 4.На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? | ||
7 | Христос и Его Крест | Знать: - -Как Бог стал человеком -Почему Христос не уклонился от казни -Символику креста Знать: - Что воскресенье не только день недели -Что такое Пасха -Как празднуют Пасху | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. | Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 | 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек? 2.Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? 3.Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? 4.Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. | ||
8 | Пасха | Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. | Комбинированный урок | «Основы Религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 | 1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? 3.Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? 4.Как звучит главный пасхальный гимн? 5.В чем состоит христианский пост? | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самос-тоятель-ная работа с источни-ками информа-ции, творческие задания, подготов-ка твор-ческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||
9. | Православное учение в человеке | Знать: -Чем бог одарил человека - Когда болит душа - Что такое «образ Божий» Душа. Тело. Знать: О подсказках совести - Как исправлять ошибки Знать: Что общего у убийства и воровства - Как зависть гасит радость | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- Вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 | 1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть? 2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? 3. Как Библия рассказывает о происхождении души? 4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать? | ||
10. | Совесть и раскаяние | Раскаяние. Совесть | Комбинированный урок | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 | 1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его. 2. Какие два важнейших дела у совести? 3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа. 4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? 5. Какие шаги в покаянии вы можете назвать? | |||
11. | Заповеди. | Заповеди. Моисей. | Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 | 1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный? 2. Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? 3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней? 4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать? | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самос-тоятель-ная работа с источни-ками информа-ции, творческие задания, подготов-ка твор-ческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||
12. | Милосердие и сострадание. | Знать: Чем милосердие отличается от дружбы - Кого называют «ближним» - Как христианин должен относиться к людям | Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. | Комбинированный урок | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 | 1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина: И долго буду тем любезен я народу Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех? 2. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? 4. Дайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами). | ||
13. | Золотое правило. | Знать: - Главное правило человеческих отношений - Что такое неосуждение Зн ать: | Грех. Неосуждение | . Урок изучения нового материала | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 | 1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»? 2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила. 3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? | ||
14. | Храм | Знать: Что люди делают в храмах - Как устроен православный - Почему икона так необычна - Почему изображают невидимое Знать: - Почему икона так необычна - Почему изображают невидимое | Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь Знакомятся с устройством храмов | Урок экскурсия | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 | 1. Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда? 2. Может ли православный христианин молиться без иконы? 3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». 4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах? | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, самос-тоятель-ная работа с источни-ками информа-ции, творческие задания, подготов-ка твор-ческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | |
15. | Икона | Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Урок изучения нового материала | Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 | 1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? 2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога? 3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? 4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? | |||
16. | Творческие работы учащихся. | Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества. Знать: значение православной культуры в жизни людей, общества. | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 | Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»? Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. | |||
17. | Подведение итогов | Преподобный. Святитель. | Электронное приложение к учебнику. Урок № 17 |
№ а/а | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания Что вы узнаете | Тип урока | Средства наглядности, ресурсы | Домашнее задание | Формы и виды деятельно-сти | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
18 | Православие, церковь, Крещение, Святая Русь | Комбинированный урок | географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси» | Беседа, комменти-рованное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками инфор-мации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||||
19 | подвиг, жертва, подвижник | Урок изучения нового материала | мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» | |||||
20 | нищие духом, Царство Небесное, миротворец кротость, милость, зависть, чистота сердца | Комбинированный урок | мультимедиа проектор Эл. пособие, Евангелие, Библия | 1.Традиции, принятые в вашей семье. 2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи | ||||
21 | самоотверженность, духовная радость | Урок изучения нового материала | мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе | 1.Что такое культура? 2.Что такое религия? 3.Какие слова благодарности вы знаете? 4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это? | ||||
22 | чудо, доброделание, добродетель | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации Владимирская Богоматерь , Владимирская Богоматерь. Фрагмент | Беседа, комменти-рованное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками инфор-мации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||||
23 | Божий суд, бессмертие | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрации: | |||||
24 | Православные таинства, Причастие, Миропомазание, исповедь | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря» | |||||
25 | монах, монастырь, призвание, послушание | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри» | Беседа, комменти-рованное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками инфор-мации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||||
26 | экология, ковчег | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.» | |||||
27 | Семья, ценности, любовь, венчание, семейные традиции | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.» | |||||
28 | Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ | Комбинированный урок | Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву» | Беседа, комменти-рованное чтение, работа с иллюстрацией, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками инфор-мации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге | ||||
29 | Иконописец, райский сад, мудрость, трудиться в поте лица | Урок изучения нового материала | Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.» | |||||
30 | Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ | Комбинированный урок | Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация | |||||
31 32 33 34 35 | Подготовка и итоговая презентация творческих проектов учащихся | Комбинированный урок | интернет-ресурсы для подготовки творческих работ http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ Творческие работы детей | |||||
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...