Конспект урока по светской этике "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок предназначен для учащихся 4 класса.
Виды деятельности учащихся на уроке: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_svetskoy_etike_etiket.docx | 42.26 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_svetskoy_etiki_no27.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 27. Этикет.
Урок разработан учителем начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г. Тарко-Сале
Пуровского района, ЯНАО
Попович Ларисой Григорьевной
Цель урока: формирование у учащихся представлений об этикете как о своде правил, регулирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях.
Задачи урока:
- сформировать представление об этикете в тесной взаимосвязи с понятием «этика»;
- сформировать потребность следовать правилам этикета в различных жизненных ситуациях;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
- содействовать эстетическому воспитанию школьников;
- воспитать уважение к правилам этикета, чувство терпимости друг к другу, аккуратность в работе.
Виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.
Основные термины и понятия: этика, этикет, виды этикета, речевой этикет, столовый этикет.
Оборудование: компьютерная презентация, стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?», компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари, энциклопедия, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» - автор уроков А.Я.Данилюк, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики 4-5 класс».
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
- Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд и определим тему нашего урока.
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
- Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. (Альтруизм)
- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
- Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
- Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (Ответственность)
- Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
Э | Т | И | К | А | ||||||||||||||||||
А | Л | Ь | Т | Р | У | И | З | М | ||||||||||||||
Э | Г | О | И | З | М | |||||||||||||||||
П | О | Р | О | К | ||||||||||||||||||
О | Т | В | Е | Т | С | Т | В | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь | ||||||||
С | П | Р | А | В | Е | Д | Л | И | В | О | С | Т | Ь |
- Целеполагание.
- Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
- Какова тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №1)
- Сегодня мы будем говорить об этикете и его роли в нашей жизни. Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает?
- Проведите исследование и сравните между собой слова «этика» и «этикет» с точки зрения лексического значения слов. Что интересного вы заметили? (Слайд №2)
IV. Изучение нового материала.
- Работа в группах. Знакомство с понятием «этикет».
Для дальнейшей работы мы разделимся на три группы. Для этого из волшебного сундучка каждый из вас возьмет геометрическую фигуру. Те, у кого фигуры красного цвета, являются участниками 1 группы, зелёного цвета – участники 2 группы, жёлтого цвета – участники 3 группы.
Участники каждой группы будут искать ответ на вопрос «Что такое этикет?» Определения запишите в рабочих тетрадях.
1 группа – работает с энциклопедией Википедия.
2 группа – с толковым словарём С.И. Ожегова.
3 группа – с учебником «Основы светской этики» с.56.
Группы представляют результаты своей работы.
1 группа. (Слайд №3)
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
- Какая связь между словами «этикетка» и «этикет»? (Этикетка – описание товара, этикет – описание образцов поведения.)
2 группа.
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
3 группа.
Этикет – правила хорошего поведения.
- Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему?
- В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета?
Давайте прочитаем стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?» и ответим на вопрос, что нового и интересного вы из него узнали?
2. Выразительное чтение детьми стихотворения А.Усачёва «Что такое этикет?» (Слайд №4)
Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. | Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно. Все прекрасно, Что не дурно. (А. Усачёв) |
- О каких видах этикета шла речь в стихотворении?
Задание. Обсудите в своих группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.
Представление группами результатов своей работы. (Слайды №5, 6)
- Давайте сравним ваши предположения с теми видами этикета, которые существуют в обществе.
3. Виды этикета: (Слайд №7)
- речевой;
- столовый;
- «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
- религиозный;
- повседневный;
- служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
- праздничный;
- профессиональный (специализированный);
- свадебный;
- дипломатический;
- траурный и т.д.
Учитель даёт краткую характеристику каждому виду этикета.
Речевой этикет – это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.
Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.
Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.
Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека или предпринимателя. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.
Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.
Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.
Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества.
Дипломатический этикет - правила, традиции и условности, соблюдаемые правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами.
4. Речевой этикет.
- Как видим, существует очень много видов этикета. Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Давайте посмотрим отрывок из хорошо знакомого вам журнала «Ералаш». При просмотре особое внимание уделите речи мальчика. Что необычного вы заметите в ней?
А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» и обсуждение.
- Всё ли вам было понятно в речи мальчика? Почему?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, почему он так рассказывал произошедший случай?
Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка» относятся к молодёжному языку - сленгу. Всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова?
Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.
Б) Работа в группах.
- Где бы ни находились, вы всегда оказываетесь в обществе людей, а, значит, общаясь с ними, обязательно должны придерживаться определённых правил общения - правил речевого этикета.
- Используя карточки с иллюстрациями, которые у вас лежат на столе и с несколькими советами, сформулируйте правила речевого этикета. (Слайды №8, 9)
- С помощью учебника (с. 56-57) расширьте сформулированный вами список основных правил речевого этикета. (Необходимо контролировать громкость, темп, тон и содержание речи.) Свои ответы оформите на плакатах. (Дети изображают правила в виде списка или рисунков).
Карточки для групповой работы
Несколько советов
- Учтите, чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным». То есть иметь представление о последних новостях в политике, разбираться в музыке, фильмах, спорте. Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать и о том необычном, что произошло лично с вами. Так что не спите! Смотрите фильмы, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги.
- Человеку всегда интереснее общаться с тем, кто умеет хорошо слушать, потому что любому, как правило, интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: «И что же было дальше?», «Невероятно! Как такое могло быть?», «И как же вам удалось справиться?», то с вами приятно будет побеседовать любому.
- Не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией. Никому не хочется чувствовать себя глупее другого! Поэтому если вы постоянно станете перебивать собеседника фразами: «Да я это давно уже знаю!» или «Подумаешь, удивили! После этого он написал еще семь романов!», не удивляйтесь, если он больше не захочет общаться с вами.
- А вот если вы чего-нибудь не знаете, не стесняйтесь сказать об этом. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: «Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?» - хорошая заявка к продолжению беседы.
Отчёт групп о проделанной работе. Один представитель от команды выходит к доске и знакомит с результатом своей работы.
Вывод: речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. (Слайд №10)
V. Физминутка
Игра на внимание «Светофор»
5. Столовый этикет
А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».
- Что необычного вы заметили в поведении мальчика?
Б) Обсуждение просмотренного отрывка.
- Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
В) Работа в группе. Вставь пропущенные слова. (Слайд №11)
Как вести себя за столом
Этикету за столом всегда придавали важное значение.
Начнем с самого главного, с осанки. За столом нужно сидеть__________, нельзя класть ____________на стол, тем более широко расставив их. Не садитесь слишком близко или очень далеко от_______________. Во время застолья, если Вы говорите с одним собеседником, то не поворачивайтесь ____________к другому.
В столовом этикете все тщательно продуманно. Возьмем вилку и нож. У них разные роли. Ножом Вы можете лишь _______________то, что берете вилкой. Неправильно резать ножом все подряд, чтобы потом пользоваться только вилкой.
Хлеб нужно отламывать небольшими__________________, которые можно съесть за один-два раза, а не держать его постоянно. А чтобы намазать масло, положите кусочек хлеба на край тарелки и придержите его пальцами левой руки.
Как нужно есть суп? Суп нужно есть с________________, поднося ее параллельно ко рту. Принято, когда суп остается на донышке, слегка отодвинуть тарелку и отклонить ее_______________. Зачем? Тогда и другое правило легче выполнить: наполнять ложку движением___________. Съев первое блюдо, оставьте ложку в тарелке.
Как есть рыбу. Если рыба вареная или жареная, нож служит "помощником" - им отделяют рыбьи косточки. Рыбу _____________ножом. Если косточка попала в рот, положите ее на прислоненную к губам вилку, потом -_____________________.
Блюда из птицы тоже едят с помощью___________________.
Слова: прямо, локти, стола, спиной, кусочками, края ложки, подправить, от себя, от себя, не режут, на тарелку, вилки и ножа.
VI. Закрепление новых знаний. Практическая работа.
- Работа в парах на ноутбуках. Выполнение тренажёра 4 урок № 27 из электронного приложения к учебнику.
Учащиеся приглашаются в школу вежливости. Решают ситуативные задачи. Инсценируют. (Слайд №12)
VII. Подведение итогов.
- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57 учебника.
- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?
- Какова основа у всех правил этикета?
- Что движет людьми, поступающими по правилам этикета, а не иначе? (Уважение к другим людям)
- Зачем учиться правилам этикета?
VIII. Рефлексия. (Слайд №13)
- Каждый из вас попробует продолжить одно из предложений:
Сегодня на уроке я понял(а)…
Теперь я понимаю, что…
Я думаю, что каждый человек должен…
Я постараюсь всегда…
IX. Задание на дом (на выбор):
- Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
- Составить викторину по правилам этикета.
- Подобрать пословицы и поговорки по правилам этикета.
- Придумать и инсценировать этикетную ситуацию.
- Всем прочитать раздел параграфа о костюме.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнём урок опять.
Список литературы
- Лихачёва Л.С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. – 320 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой [Текст] – М.: Рус. яз., 1990. – с.910.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть II. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 96 с.
- http://www.zatebya.ru/statiy/vidy-etiketa.html - За тебя.
- http://www.dialog-el.ru/?Psy/Nested/RulesOfDecorum - правила этикета.
- http://www.stihi.ru/2009/12/26/6445 - стихи про этикет.
- http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-horoshego-povedenija-dlja-shkolnikov-o-durnyh-slovah-i-slovah-sornjakah-pravila-rechevogo-yetiketa.html - речевой этикет.
- http://www.etiket.ru/contact/speech_etiquette.html - речевой этикет.
- http://videoscope.cc/88255-eralash-nu-pochemu-my-tak-govorim.html - отрывок из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»
- http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B0&where=all&filmId=ErkR365eUXI - отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
этика этикет
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно. Все прекрасно, Что не дурно. (А. Усачёв)
Виды этикета: речевой; с толовый; «выходного дня»; р елигиозный; п овседневный; с лужебный; п раздничный; п рофессиональный; с вадебный; д ипломатический; т раурный и т.д .
Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. Поведение человека в обществе — своеобразная визитная карточка, по которой можно узнать не только, как он воспитан и где вырос, но и как он относится к людям и насколько удобна его жизнь. Английская поговорка гласит: хорошие привычки лучше хороших принципов, а хорошие манеры лучше хороших привычек. Умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха.
А кому нужны эти хорошие манеры? А не всё ли равно, как есть? И вообще, кто всё это выдумал?
Случай из школьной жизни
Сегодня я на уроке понял(а)… Теперь я понимаю, что… Я думаю, что каждый человек должен… Я постараюсь всегда…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по светской этике.
конспект урока...
конспект урока по светской этике
урок дан в курсе ОРКСЭ...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"
Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...
Конспект урока по светской этике "Добро и зло"
Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...
конспект урока по Светской этике
конспект урока Добродетель 4 класс...
конспект урока по светской этике "Дружба"
Урок для 4 класса...