Конспект урока по светской этике "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Попович Лариса Григорьевна

Урок предназначен для учащихся 4 класса. 

Виды деятельности учащихся на уроке: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 27. Этикет.

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ СОШ № 2  г. Тарко-Сале

Пуровского района,  ЯНАО

Попович Ларисой Григорьевной

Цель урока: формирование у учащихся представлений об этикете как о своде правил, регулирующих поведение человека  в различных жизненных ситуациях.

Задачи урока:

  • сформировать представление об этикете в тесной взаимосвязи с понятием «этика»;
  • сформировать потребность следовать правилам этикета в различных жизненных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
  • содействовать эстетическому воспитанию школьников;
  • воспитать уважение к правилам этикета, чувство терпимости друг к другу, аккуратность в работе.

Виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным и текстовым материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа учащихся в группах.

Основные термины и понятия: этика, этикет, виды этикета,  речевой этикет, столовый этикет.

Оборудование: компьютерная презентация,  стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?», компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари, энциклопедия, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» - автор уроков А.Я.Данилюк, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики 4-5 класс».

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

                Всем, всем – добрый день!

        Прочь с дороги, злая лень!

        Не мешай учиться,

        Не мешай трудиться!

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд и определим тему нашего урока.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.  (Альтруизм)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей.  (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (Ответственность)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании.  (Справедливость)

Э

Т

И

К

А

А

Л

Ь

Т

Р

У

И

З

М

Э

Г

О

И

З

М

П

О

Р

О

К

О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

С

П

Р

А

В

Е

Д

Л

И

В

О

С

Т

Ь

  1. Целеполагание.

- Какое ключевое слово получилось?  (Этикет)

- Какова тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №1)

- Сегодня мы будем говорить об этикете и его роли в нашей жизни.  Слышали когда-нибудь такое слово?  Что, по-вашему, оно обозначает?

- Проведите исследование и сравните между собой слова «этика» и «этикет» с точки зрения лексического значения слов. Что интересного вы заметили? (Слайд №2)

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа в группах. Знакомство с понятием «этикет».

Для дальнейшей работы мы разделимся на три группы. Для этого из волшебного сундучка каждый из вас возьмет  геометрическую фигуру. Те, у кого фигуры красного цвета, являются участниками 1 группы, зелёного цвета –  участники 2 группы, жёлтого цвета – участники 3 группы.

Участники каждой группы будут искать ответ на вопрос «Что такое этикет?» Определения запишите в рабочих тетрадях.

1 группа – работает с энциклопедией Википедия.

2 группа – с толковым словарём  С.И. Ожегова.

3 группа – с учебником «Основы светской этики» с.56.

Группы представляют результаты своей работы.

1 группа. (Слайд №3)

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

- Какая связь между словами «этикетка» и «этикет»? (Этикетка – описание товара, этикет – описание образцов поведения.)

2 группа.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

3 группа.

Этикет – правила хорошего поведения.

- Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему?

- В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета?

Давайте прочитаем  стихотворение  А. Усачёва «Что такое этикет?» и ответим на вопрос, что нового и интересного вы из него узнали?

2. Выразительное чтение детьми стихотворения А.Усачёва «Что такое этикет?» (Слайд №4)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

(А. Усачёв)

- О каких видах этикета шла речь в стихотворении?

Задание. Обсудите в своих группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

Представление группами результатов своей работы. (Слайды №5, 6)

- Давайте сравним ваши предположения с теми видами этикета, которые существуют в обществе.

3. Виды этикета: (Слайд №7)

  • речевой;
  • столовый;
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный;
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный;
  • профессиональный (специализированный);
  • свадебный;
  • дипломатический;
  • траурный и т.д.

Учитель даёт краткую характеристику каждому виду этикета.

Речевой этикет – это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.

Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.

Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.

Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.

Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека или предпринимателя. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.

Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.

Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.

Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества.

Дипломатический этикет - правила, традиции и условности, соблюдаемые правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами.

4. Речевой этикет.

- Как видим, существует очень много видов этикета. Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Давайте посмотрим отрывок  из хорошо знакомого вам журнала «Ералаш». При просмотре особое внимание уделите речи мальчика. Что необычного вы заметите в ней?

А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» и обсуждение.

- Всё ли вам было понятно в речи мальчика? Почему?

- Что вам показалось смешным?

- Как вы думаете, почему он так рассказывал произошедший случай?

Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка» относятся к молодёжному языку - сленгу. Всегда ли уместно использовать  в разговоре сленговые слова?

 Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.

               Б)  Работа в группах.

- Где бы ни находились, вы всегда оказываетесь в обществе людей, а, значит, общаясь с ними, обязательно должны придерживаться определённых правил общения - правил речевого этикета.

- Используя карточки с иллюстрациями, которые у вас лежат на столе и с несколькими советами, сформулируйте правила речевого этикета. (Слайды №8, 9)

- С помощью учебника (с. 56-57) расширьте сформулированный вами список основных правил речевого этикета. (Необходимо контролировать громкость, темп, тон и содержание речи.)  Свои ответы оформите на плакатах. (Дети изображают правила в виде списка или рисунков).

Карточки для групповой работы

Несколько советов

  1. Учтите, чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным». То есть иметь представление о последних новостях в политике, разбираться в музыке, фильмах, спорте. Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать и о том необычном, что произошло лично с вами. Так что не спите! Смотрите фильмы, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги.
  2. Человеку всегда интереснее общаться с тем, кто умеет хорошо слушать, потому что любому, как правило, интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: «И что же было дальше?», «Невероятно! Как такое могло быть?», «И как же вам удалось справиться?», то с вами приятно будет побеседовать любому.
  3. Не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией. Никому не хочется чувствовать себя глупее другого! Поэтому если вы постоянно станете перебивать собеседника фразами: «Да я это давно уже знаю!» или «Подумаешь, удивили! После этого он написал еще семь романов!», не удивляйтесь, если он больше не захочет общаться с вами.
  4. А вот если вы чего-нибудь не знаете, не стесняйтесь сказать об этом. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: «Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?» - хорошая заявка к продолжению беседы.

Отчёт групп о проделанной работе. Один представитель от команды выходит к доске и знакомит с результатом своей работы.

Вывод: речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. (Слайд №10)

V. Физминутка

Игра на внимание «Светофор»

5. Столовый этикет

А) Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».

- Что необычного вы заметили в поведении мальчика?

Б) Обсуждение просмотренного отрывка.

- Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

В) Работа в группе. Вставь пропущенные слова. (Слайд №11)

Как вести себя за столом

 Этикету за столом всегда придавали важное значение.

Начнем с самого главного, с осанки. За столом нужно сидеть__________, нельзя класть ____________на стол, тем более широко расставив их. Не садитесь слишком близко или очень далеко от_______________. Во время застолья, если Вы говорите с одним собеседником, то не поворачивайтесь ____________к другому.

В столовом этикете все тщательно продуманно. Возьмем вилку и нож. У них разные роли. Ножом Вы можете лишь _______________то, что берете вилкой. Неправильно резать ножом все подряд, чтобы потом пользоваться только вилкой.

Хлеб нужно отламывать небольшими__________________, которые можно съесть за один-два раза, а не держать его постоянно. А чтобы намазать масло, положите кусочек хлеба на край тарелки и придержите его пальцами левой руки.

Как нужно есть суп? Суп нужно есть с________________, поднося ее параллельно ко рту. Принято, когда суп остается на донышке, слегка отодвинуть тарелку и отклонить ее_______________. Зачем? Тогда и другое правило легче выполнить: наполнять ложку движением___________. Съев первое блюдо, оставьте ложку в тарелке.

Как есть рыбу. Если рыба вареная или жареная, нож служит "помощником" - им отделяют рыбьи косточки.  Рыбу _____________ножом. Если косточка попала в рот, положите ее на прислоненную к губам вилку, потом -_____________________.

Блюда из птицы тоже едят с помощью___________________.

Слова: прямо, локти,  стола, спиной, кусочками, края ложки, подправить, от себя, от себя, не режут, на тарелку, вилки и ножа.

VI. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

  1. Работа в парах на ноутбуках. Выполнение тренажёра 4 урок № 27 из электронного приложения к учебнику.

Учащиеся приглашаются в школу вежливости. Решают ситуативные задачи. Инсценируют.  (Слайд №12)

VII. Подведение итогов.

- Давайте прочитаем последний абзац на странице 57 учебника.

- Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета?

- Какова основа у всех правил этикета?

- Что движет людьми, поступающими по правилам этикета, а не иначе? (Уважение к другим людям)

- Зачем учиться правилам этикета?

VIII. Рефлексия. (Слайд №13)

 - Каждый  из вас попробует продолжить одно из предложений:

Сегодня на  уроке я понял(а)…

Теперь я понимаю, что…

Я думаю, что каждый человек должен…

Я постараюсь всегда…

IX. Задание на дом (на выбор):

- Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

- Составить викторину по правилам этикета.

- Подобрать пословицы и поговорки по правилам этикета.

- Придумать и инсценировать этикетную ситуацию.

- Всем прочитать раздел параграфа о костюме.

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнём урок опять.

Список литературы

  1. Лихачёва Л.С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. – 320 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой [Текст]  – М.: Рус. яз., 1990. – с.910.
  3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть II. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 96 с.
  4. http://www.zatebya.ru/statiy/vidy-etiketa.html - За тебя.
  5. http://www.dialog-el.ru/?Psy/Nested/RulesOfDecorum - правила этикета.
  6. http://www.stihi.ru/2009/12/26/6445 - стихи про этикет.
  7. http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-horoshego-povedenija-dlja-shkolnikov-o-durnyh-slovah-i-slovah-sornjakah-pravila-rechevogo-yetiketa.html - речевой этикет.
  8. http://www.etiket.ru/contact/speech_etiquette.html - речевой этикет.
  9. http://videoscope.cc/88255-eralash-nu-pochemu-my-tak-govorim.html - отрывок  из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»
  10. http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B0&where=all&filmId=ErkR365eUXI - отрывок  из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, ЯНАО Попович Лариса Григорьевна

Слайд 2

этика этикет

Слайд 3

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Слайд 4

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно. Все прекрасно, Что не дурно. (А. Усачёв)

Слайд 7

Виды этикета: речевой; с толовый; «выходного дня»; р елигиозный; п овседневный; с лужебный; п раздничный; п рофессиональный; с вадебный; д ипломатический; т раурный и т.д .

Слайд 10

Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах. Поведение человека в обществе — своеобразная визитная карточка, по которой можно узнать не только, как он воспитан и где вырос, но и как он относится к людям и насколько удобна его жизнь. Английская поговорка гласит: хорошие привычки лучше хороших принципов, а хорошие манеры лучше хороших привычек. Умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха.

Слайд 11

А кому нужны эти хорошие манеры? А не всё ли равно, как есть? И вообще, кто всё это выдумал?

Слайд 12

Случай из школьной жизни

Слайд 13

Сегодня я на уроке понял(а)… Теперь я понимаю, что… Я думаю, что каждый человек должен… Я постараюсь всегда…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

конспект урока по Светской этике

конспект урока Добродетель 4 класс...