Россия - наша Родина
презентация урока для интерактивной доски по орксэ (4 класс)

Тугушева Светлана Дмитриевна

ОРКСЭ. Первый урок. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_nasha_rodina.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

ПО ТЕМЕ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» КУРСА ОРКСЭ

Тугушева Светлана Дмитриевна,

учитель начальных классов

Горки

2017

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Блок: Основы мировых религиозных культур

Урок 1. Россия – наша Родина

Планируемые результаты:

  1. Личностные результаты:
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  1. Метапредметные результаты:
  1. познавательные:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  1. регулятивные:
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
  1. коммуникативные:
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
  1. Предметные результаты:
  • формирование представлений о духовном и материальном мире, о культурных традициях, формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;

Цель: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов через знакомство с понятиями «культурные традиции», «материальный мир», «духовный мир», «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство».

Уровни усвоения:

Оборудование:

мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»



Ход урока

I. Организация деятельности учащихся (2 мин).

Слайд 1

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках?

Слайд 2

Знакомство с учебником.

Рассмотрите учебник. Его содержание.

-Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II. Подготовка к изучению нового материала (5 мин)

Слушание аудиозаписи стихотворения И. Никитина «Русь».

- Послушайте аудиозапись. О чём пойдёт речь на уроке?

- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.)

Слайд 3

Рассмотрите карту мира. Можете ли вы показать Россию на карте? Что бросается в глаза при внимательном рассмотрении? (Россия занимает огромное пространство).

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы, которая проходит и по суше, и по воде. На поезде нужно ехать целую неделю, а на самолёте целый день.

Слайд 4

- Кто является главой государства в России? (Президент)

- Какой город считается столицей России? (Москва)

Символ столицы- Кремль, где работает правительство нашей страны.

Слайд 5

-Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков Слайд 6

IIIИзучение нового материала (25 мин)

Слайд 7.

1) Работа с понятиями «Родина», «Отечество»

На слайде помещён рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Д. Ушинский).

Задание: Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского на слайде и абзац 2 учебника на странице 4. Обсудите в парах: Что общего у этих текстов? Что различного?

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

- Почему Родину называют Отечеством?

- Почему Матушкой?

2) Работа с пословицами о Родине Слайд 8

3) В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. (Слайд 9)

- А как называется наша малая Родина? (Село Горки)

4)Заочная экскурсия по селу Слайды: 10,11,12,13,14

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

2) Работа с понятиями «материальный и духовный мир», «культурные традиции»

Почитайте абзац 3 учебника на странице 4.

-Что такое материальный мир? Духовный мир?

Слайд 15.

На слайде изображены две области: духовный мир и материальный мир. Ниже размещены понятия:

Вещи

Предметы

Явления природы

Знания и информация, содержащаяся в книгах

Произведения искусства и кино

Отношения между людьми

- К какому миру вы бы отнесли эти понятия? Проверка: Каждое понятие при нажатии клавиши помещается в нужную область. Ученики убеждаются, верное они сделали предположение или нет.

Слайд16 Культурные традиции.

- К какому миру вы бы отнесли мир культуры?

- Как вы думаете, как людям удаётся сохранить мир культуры? (С помощью традиций)

3) Работа с понятиями «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»

Слайд 17

Прочитайте текст. Сформулируйте главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными.

В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

Слайд 18.

Народов много – страна одна.

Россия – наш общий дом.

Россия – многонациональное государство.

- Как вы понимаете эти выражения?

Слайд 19.

Прочитайте.

- Что такое культурные традиции?

-Какие ценности лежат в основе традиций? (ответ на с. 5).

Культурные традиции разных народов. Слайд 20-23

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи.  С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования 
Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.  Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь. 
Живут в России и 
чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у
 татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут разные народы. У нас на Ямале – это коми, ханты, ненцы и селькупы. Они занимаются разведением оленей и рыбным  промыслом.  С этим связаны праздники этих народов – День оленевода и День рыбака.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

4. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

4)Задание «Распределите слова» слайд 24

5) Игра «Продолжи фразу» Слайд 25-26

6) Тест Слайд 27-28  


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

IV. Закрепление (4 мин).

1. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

- Найдите в тексте учебника (с. 4-5) слова, которые можно отнести к главной мысли всего урока. Обоснуйте свой выбор.

2. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3. Слайд 29

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронию, которые считаются покровителями семейного счастья.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Слайд 30

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

ИТОГ

V.Итог урока (2 мин).

– Дайте объяснение, почему одни религии называют мировыми, а другие национальными?

VI. Рефлексия (1,5 мин).

Слайд 31. На каждое из утверждений поставьте в тетради знак «+» или «-»

Рефлексивный тест:

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).

VI. Домашнее задание (0,5 мин).

Слайд 32

  • Какие традиции есть в вашей семье?
  • Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  • Составьте об этом небольшой рассказ.

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.Л.Бегдов, Е.В.Саплина – Москва: «Просвещение, 2012.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Россия-наша Родина

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....