Россия - наша Родина
методическая разработка (4 класс) по теме

Борисова Галина Николаевна

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.rossiya__-_nasha_rodinadocx.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

I. Тема урока: Россия  - наша Родина

Борисова Г. Н.

МОУ «Разуменская СОШ №3»

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

  1. Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России.  Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить  отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая: 
развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции , а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная: 

воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Основная задача курса– воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Тип урока: комбинированный

Оборудование.
1) Наглядность:
1.   Государственная символика с портретом Президента РФ.
2.  Работы учащихся на тему: «Родина»

3.  Пословицы народов мира на тему: «Родина»

2) Музыкальное оформление: Песня «С чего начинается Родина»  сл.  М. Матусовского, муз. В.Баснера.

Ход урока

II. Повторение опорных знаний

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучении. Нового предмета «Основы  религиозных культур и светской этики».

Звучит песня(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)   "С чего начинается Родина?".

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правильно, о Родине.)

 Откуда же берет начало слово «Родина»?  Подберите к слову «Родина «однокоренные слова. (Ответы детей)

Родина –произошло   от древнего  слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

 С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Знаете ли вы стихотворения про Родину?

Послушайте только некоторые из множества стихотворений, которые посвящены родине.

Начинается Родина с памяти,

С почитания истоков своих,

С герба, гимна, российского знамени,

Уваженья заветов святых.

И с семьи начинается Родина,

Песен, улиц родного села,

Той тропинки, что в школе начавшись,

В жизнь большую меня приведет.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

Звезды мира над кремлем.

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.  Вот и вы тоже в своих рисунках выразили свое понимание этого слова. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам вместе выполнить  задание, которое называется «Собери пословицу». (Конверты с разрезанными пословицами.)

Родина - мать, умей за нее постоять

Человек без родины - соловей без песни

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 

Где кто родится, там и пригодится.
 Своя земля и в горсти мила

Прочтите свою пословицу и объясните  ее смысл.

Ребята, О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?

 О Родине, о любви к Родине.

     Все народы мира  имеют пословицы и поговорки о родине, всех их объединяет любовь к родине. А как называется наша Родина?  Россия,  Российская Федерация

Перед вами   карта России.  Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Она очень разная – на севере живут привыкшие к суровому климату эвенки, ханты, кеты. На юге – энергичные народы Кавказа: осетины, абхазы, чеченцы, ингуши. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды. Но мы едины – мы россияне.

       В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. Россия -  единое многонациональное государство. -более 180 национальностей, народностей проживает в нашей стране,  эти народы  составляют единую дружную российскую  семью. Послушайте стихотворение:

   Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна

III. Усвоение новых знаний

Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди. И наша Белгородская область, которая является частью России,  имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашей области живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.

   Ребята, как называют жителей Белгородской области?   Да, все мы - белгородцы.

Как называется район, в котором мы живем? (Белгородский)

– Наш район занимает мало места на карте Белгородской области и еще меньше на карте России. Но очень много места в сердце каждого из нас

Люди разных культур и разных религий, все вместе  развивают нашу область и наш район, помогают друг другу, уважают друг друга. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся,  а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

     В нашем поселке тоже живут люди разных национальностей, но мы – односельчане. Мы сообща отмечаем праздники  и живем очень дружно.

Сейчас  мы проведем игру.

1 задание. Отметьте звездочкой на карте столицу нашего государства, административный центр Белгородской области,  Белгородского района.

2 задание. Прикрепите на карту таблички с народами,  населяющими нашу Белгородскую область.

-  Молодцы, ребята, вы  хорошо ориентируетесь по карте, вы – настоящие географы.

 Проблемное задание

    Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет   познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? А что бы вы ему рассказали о нашей области, районе? (Ответы учащихся)

    Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы –это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы,  традиции,  знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы.    Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры Христианство, буддизм. Ислам, иудаизм, с которыми мы познакомимся на наших уроках и морально –этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие.

Существуют еще: народные традиции, школьные традиции, государственные традиции, семейные традиции. Назовите их.

А какая традиция есть в вашей семье?  Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи? (Внимание, любовь,  уважение.)

    В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным

 IV. Формирование умений и навыков

А сейчас мы поиграем в игру «Вертолет»

Каждая  группа  получает лист бумаги

Сказать слова на ушко:  родина, культура, традиция

1. Написать слово.  

2. Вы должны будете  написать  какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово, нарисовать рисунок, например, затем меняетесь листочками с другой командой.

3. Дать определение этому слову, затем меняетесь листочками с другой командой.

4. Когда к вам вернется ваш листочек, каждая команда  произнесет хвалебные  слова этому слову, обобщит все написанное и сделает вывод. Это будет презентация слова.

    Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

  Напишите свои пожелания на листе бумаги.

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Напишите, пожалуйста свои ощущения .Что вам понравилось, что не понравилось на уроке.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…

Если будет время- пусть зачитают

В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Россия-наша Родина

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...