Россия-наша Родина
методическая разработка (4 класс) по теме

Виноградова Елена Николаевна

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc76 КБ
Office presentation icon rossiya-nasha_rodina.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области.

ГОУ Педагогическая академия

Кафедра общего отдела образования.

Проектная работа

«Россия – наша Родина».

Выполнила  Виноградова Елена Николаевна

МОУ «Сычевская СОШ» Волоколамский район

Группа №299

Руководитель:  доктор исторических наук,

профессор С.В.Лайне

Москва 2012г.

Методические рекомендации по проведению
урока "Россия – наша Родина"

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.                Первый урок нового курса «Россия – наша Родина»                                Задача урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн".                                                                        На уроке рекомендуется использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна Российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий, видеоряд и презентацию.                                                                                 На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины – города (села), где они живут, и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Четвероклассник – маленький гражданин большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе дети многое узнают о родной стране, ее прошлом и настоящем.                                                                                        Можно задать вопросы: "Какое определение слову Родина вы бы предложили?", "Что для нас является Родиной?". Беседа сопровождается показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, а также картин природы России и др. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свой родной край.         Можно предложить ученикам объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. Например: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Всякому мила своя сторона".                                                Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн. Учитель показывает детям изображения флага и герба и рассказывает, что эти символы можно увидеть в городах и селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной и пр.Обобщение по уроку целесообразно дать в виде незаконченных предложений: Я не ожидал, что…Оказывается… Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего…

  1. Виды деятельности:

Знакомство с учебником и новым курсом, работа с картой, беседа, путешествие в слово «Родина»,   комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

  1. Основные термины и понятия:

Россия, Родина, патриот,  Отечество,  столица, президент, государственные символы.

  1. Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России,  великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и др; видеопрезентация, мелодии гимна Российской Федерации.
  2. Задачи урока:

в области ценностей: получат знания, понимание и принятие личностью ценностей:  Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной  традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

в  области опыта: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся  узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

 в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

5. Цели урока: 

 

•         формирование чувства гордости за свою Родину.

 •         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

 •         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

 •              воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

 •         воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

 •         развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

 •         способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  1. Дидактические материалы к занятиям
  1. Карточки с географическими названиями
  2. Портреты, картины художников, карточки с названиями
  3. Карточки для работы в группах

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.                                                                                                 - Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Посмотрим, полистаем, познакомимся»:

- Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?

  1. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные. На экране высвечивается карта России.

- Ребята! Сегодня мы совершим путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта. У каждого из вас на столе лежит карта. Ваша задача – научиться по ней ориентироваться (на партах учащихся приготовлены карточки с географическими названиями).                                                         - Вначале приглашаю выйти детей, у кого на карточках названия городов. Они выходят и прикрепляют на большую карту с помощью маленьких магнитиков свои карточки. Затем на карте появляются названия гор, морей, озер, рек.

  1. Города: Архангельск,  Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург,  Калининград, Краснодар, Красноярск,  Москва, Новосибирск, Норильск, Новороссийск, Петропавловск - Камчатский, Рязань,  Санкт-Петербург, Смоленск,  Тула.  
  2. Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
  3. Моря: Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море,  Черное море.
  4. Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро
  5. Реки: Ангара, Волга,  Енисей, Иртыш, Кама, Лена.)

Постановка основополагающего вопроса: «Какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина. Определение темы урока «Россия – наша Родина».                                                                                         - Как вы понимаете тему урока? (Собираю все эти понятия в связный рассказ.) Слайд 1

- Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?

  1. Актуализация знаний по теме урока.   Запись в тетрадь темы урока. Слайд 2
  1. Мотивация: «Вы узнаете». Слайд 3
  2. Путешествие в слово. Портрет слова «Родина». Слайды 4, 5

  Работа с пословицами. 

1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.     Всякому мила своя сторона.

4.     Где родился, там и пригодился.

5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.     С родной земли умри – не сходи.

7.     Чужая сторона – дремучий бор.

8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.     Кто за Родину горой – тот истинный герой.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

- Читаем первые два абзаца. Беседа с учащимися.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто является главой нашего государства?

- Что вы можете сказать о территории нашей страны?

- Назовите столицу, покажите ее на карте. Слайды 6, 7, 8, 9

  1. Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайды 10, затем 11
  2. Физминутка

6. Комментированное чтение 3 абзаца. Выборочный пересказ.                         - Что такое духовный мир?

 7.  Комментированное чтение 4, 5, 6, абзацев. Выборочный пересказ.                 - Что такое внутренний мир человека?

8. Комментированное чтение 7, 8, 9 абзаца. Выборочный пересказ.                         - Что такое культурные традиции? Слайд 12, 13,                                 9.        Первичное закрепление.  Слайд 14

  1. Работа со словарем. Слайд 15

11.- Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?

( Патриот). Слайд 16.

- А какое чувство может испытывать патриот?  (Гордость).

- Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

IV.Самостоятельная творческая работа учащихся.

Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.

1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов . Слайды 17, 16

2 группа – композиторы и певцы  - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский. Слайды 19, 18

3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев. Слайды 21, 20

4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица»,   Василия Ивановича Сурикова – «Взятие снежного городка», Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал».    Слайды 22, 23, 24, 25

5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова. Слайды 27, 26

6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов,  Евгений Плющенко. Слайды 29, 28

Презентация работы групп.

 VI.    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи: Слайд 35, 36

Рядом  с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания)

  VII.    Итог урока. Рефлексия:

- Что вам понравилось?

- Что узнали нового?

- Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Вопрос-мостик к следующему уроку: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?» Слайд 33,34

Список используемой литературы.

  1. Видяева А. Интернет-журнал «Монтессори» «С чего начинается Родина?»
  2. Иванов А. Моя Родина – Россия. - Питер, 2012.
  3. Ишимова А.О.  История России в рассказах для детей. – М: Современник, 2006.-575с.
  4. Меркушева О. Мы живём в России: история городов. – М: ОЛМА Медиа групп, 2007.-94с.
  5. Степанов В. Наша Родина-Россия. Стихи.-  Русич, 2008.
  6. Россия: энциклопедия. М: РОСМЭН, 2009.-120с.

Приложение.

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

  Государственный герб Российской Федерации

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

               Государственный гимн Российской Федерации

 Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...