Урок ОРКСЭ в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОПК в 4 классе.
Цель: углубление представлений учащихся о принятии христианства на Руси.
Задачи:
- Выявить роль и значение христианства для Руси; заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры;
- Воспитывать нравственные качества, любознательность;
- Развивать: память, речь, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОПК | 25.39 КБ |
Карта Руси 9-10 в.в и первые церкви | 559.26 КБ |
Задания к уроку | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОПК в 4 классе
«Как христианство пришло на Русь»
Цель: углубление представлений учащихся о принятии христианства на Руси. Задачи:
Выявить роль и значение христианства для Руси; заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры;
Воспитывать нравственные качества, любознательность;
Развивать: память, речь, мышление.
Оборудование: ИКТ, репродукции.
Основные понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, исповедь
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
- Начинаем урок «Основы православной культуры»
2. Актуализация знаний.
- О чём мы с вами говорим на уроках православной культуры?
- Вы уже много знаете. – А сегодня у нас будет необычный урок – мысленное путешествие в далёкое прошлое:
Далёкое путешествие необычное, непривычное
Не за 100 вёрст, не за 1000…
А за 1000 лет против времени.
- Цель нашего путешествия узнать, как жили наши предки, во что верили. А помогать нам будет карта Древней Руси. Будем отмечать на ней места, о которых пойдёт речь на уроке.
3. Подготовка к изучению новой темы.
- Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство.
- А кто жил в те далёкие времена на просторах Руси? (Славянские племена)
- Территория Киевской Руси была очень мала и даже не имела закрепленных границ. Центром объединения племён стал город Киев.
- А во что верили древние русичи?
- Что вы знаете о язычестве? У каждого племени были свои божества и поэтому, славянские племена были разрознены, часто воевали друг с другом.
- А кто правил в то время на Руси?
- Киевский князь Владимир строго соблюдал языческие законы и приносил богам щедрые дары. Но вскоре у князя появились сомнения в языческой вере.
- Как вы думаете, почему?
- К князю пришли проповедники различных вероисповеданий: булгар-мусульман, «немцы из Рима», иудеи и философ-грек из Византии. Каждый расхваливал свою веру. К тому времени наши соседи болгары и греки были уже православными. Сомневался князь Владимир и решил разослать в разные страны своих соратников, чтобы те посмотрели и узнали, какая вера лучше. И отправились послы в Константинополь. Найдите этот город на карте.
- Давайте прочитаем в учебнике (стр.59), что увидели княжеские послы в Константинополе.
- Итак, что же увидели посланники?
- Что их поразило? (на слайде фото храма св. Софии)
- Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообщили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства.
- Сообщение темы урока.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Как христианство пришло на Русь»
- Бояре также вспомнили о княгине Ольге, бабушке князя Владимира, которая была православной.
Князь Владимир принимает решение креститься в 988 году в городе Корсунь, ныне это город Херсонес. Найдите на карте.
-Что вы знаете о крещении?
- Прочитайте, что об этом сказано в учебнике. (Стр. 59)
- Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.
- После своего крещения, князь Владимир повелел истребить всех идолов и призвал жителей Киева креститься. В один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку Днепр для принятия крещения.
- Найдите на карте реку Днепр.
«Те же, кто не придет - будут не любы мне» - сказал князь. В назначенный день епископы и священники из Болгарии и Греции крестили тысячи киевлян.
- Давайте подсчитаем, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа вы поймете, сколько лет русской православной культуре. (1030 лет) В 1988 году В России отмечали 1000 – летие Крещения Руси.
- Как вы думаете, легко ли людям было принять новую веру, отказаться от язычества?
- Но люди видели, как изменился их правитель.
- Прочитайте, что об этом сказано в учебнике. (Стр. 59- 60)
Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Князь Владимир открыл школы для детей. Он рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси.
- Первые храмы на Руси.
- Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Один из них так и называется Десятинная церковь. Уже в конце правления Владимира насчитывалось более ста церквей.
- А все люди, ставшие христианами, объединились в общество, которое называется Церковь. Обратите внимание, что в одном случае слово церковь написано с маленькой, а в другом - с заглавной буквы.
- Как выдумаете, почему?
(Церковью называют христианский храм. В этом случае слово пишется с маленькой буквы. Когда Церковью называют общество верующих людей, то слово пишется с заглавной буквы)
- Итак, по княжескому указу назначались священники, проводилось крещение во всех русских городах и сёлах. Но люди не понимали языка. На котором велись службы и были написаны книги. Не знали ни греческого, ни латинского языка. Обратились тогда князья с просьбой прислать учителей, которые истолковали бы священные книги.
- Кто же создал азбуку для славян и перевёл книги на славянский язык?
- Прочитаем в Тетради на стр. 71.
- Священники из Болгарии – святые Кирилл и Мефодий - принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу стали проводить на понятном славянам языке.
- Для более прочного усвоения христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте.
5. Подведение итогов урока.
- Люди видели, как изменился их правитель.
- Можно ли сказать, что в результате крещения сам Князь Владимир стал другим человеком?
- Как изменилась жизнь славян после их крещения? (Задание № 1 на листе)
- В народной памяти, в былинах князь Владимир был назван «ласковым князем», «Красным Солнышком земли русской» И называть его стали Владимир Красно Солнышко. А в Церкви он считается святым. Благодарные потомки установили памятники великому князю в Москве, Владимире и в Киеве. Найдите на карте, подпишите как народ прозвал Владимира.
- Какое преображение внесла православная вера в культуру русского народа?
- Люди на Руси стали стремится к святости, и за это стремление Русь стали называть Святая Русь.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Домашнее задание: на листе № 2,3
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОПК. Как христианство пришло на Русь
Урок по основам православной культуры на тему "Как христианство пришло на Русь". Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности ...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"...
Презентация к уроку на тему: "Как христианство пришло на Русь"
Иллюстративный материал к уроку. Картины знаменитых художников Нестерова Михаила Васильевича и Васнецова Виктора Михайловича...
Урок по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"
Конспект урока по ОРКСЭ разработан в соответствии с программой, требованиями ФГОС и возрастных особенностях учащихся. Н уроке используются разные виды работы: работа в парах, составление интеллект-кар...
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ОРКСЭ НА ТЕМУ "КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ"
данный материал может быть использован К УРОКУ ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»
Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...
Урок 5 . Тема " Как христианство пришло на Русь " ОРКСЭ Модуль : " Основы православной культуры"
Технологическая карта урока + презентация к уроку разработаны для учащихся 4 класса проходящих ОРКСЭ Модуль: "Основы православной культуры" по учебнику Т.А. Костюковой, О.В...