Духовно-нравственное воспитание.
проект по орксэ (1, 2, 3, 4 класс)
В наше время духовно-нравственное воспитание занимает очень важную роль в жизни общества. Без духовно-нравственного воспитания не реально воспитать полноценную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры»
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль образовательной организации - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в школьном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В школьном возрасте закладываются основы личности; именно школьное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые годы жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Актуальность: Целенаправленное ознакомление учащегося с родным краем, с его традициями культурой – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины школьника связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель: разработать и апробировать модель воспитания школьников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности школьников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, воспитать интерес и любовь к малой родине на основе ознакомления учащихся с историей родного края.
Задачи реализации проекта:
- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС школьного образования, достижения целевых ориентиров школьного образования.
Старт проекта: 2020 год
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры»
1. Информационно-аналитический;
2. Организационно-методический;
3. Практическое воплощение цели и задач проекта;
4. Массовая работа и организация учебно-познавательных программ;
5. Участие воспитанников в конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях, экскурсиях.
Описание проекта
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей школьного возраста устойчивого интереса к истории родного края, русской народной культуре, бережному отношению к природе, традициям и быту родного края.
Новизна проекта
Проекториентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт основного и дополнительного начального школьного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- объединение усилий педагога и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Календарный план реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье.
2. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе».
3. Экскурсионная поездка г. Тамбов в Спасо-Преображенский кафедральный собор. Посещение Вечного огня, памятника Зое Космодемьянской.
4. Конкурсно-игровая программа «Рождество Богородицы»
Октябрь
1. Обучающее занятие для школьников «В гости к бабушке на оладушки»;
2. Ознакомление детей с традициями и бытом Тамбовского края. «Малый фольклор», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка».
3. Покровская ярморка (открытое мероприятие для родителей и детей).
4. Экскурсионная поездка в Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь, Тамбовский район.
Ноябрь
1. Проведение комплексно-тематического занятия «День Народного единства, «Икона Казанской Божий Матери»;
2. Экскурсионная поездка в Троицкий Храм г. Тамбова;
3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».
Декабрь
1.Консультации для родителей «Особенности духовно-нравственного воспитания школьника»;
2. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
3.Организация экскурсионной поездки в Музей истории шоколада и какао «ТАКФ» с проведением мастер-класса по украшению пряника.
4. Открытое занятие «Рождество» с элементами театральной игры
Январь
1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве.
2. Развлечение «Праздник Рождества». Колядки.(совместно с родителями).
3. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
4. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
2. Оформление фотоальбома «Наши праздники».
3. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
4. День «Защитника Отечества» конкурсно-игровая программа.
Март
1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
2. Консультации для педагогов «О системе работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;
3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Апрель
1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для школьников). 2. Сказка «Пасхальная история».
3.Творческий конкурс для родителей и детей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
Май
1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
2. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентации.
3. Итоговое занятие «История родного края». Туристско-краеведческий поход.
Июнь
1. Подведение итогов года на праздничном мероприятии посвященного Дню защиты детей.
Заключение
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, поможет воспитать у ребят любовь к истории, культуре русского народа. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, творческие способности каждого ребёнка, помогает сформировать общую духовную атмосферу. При совместной работе родителей и администрации школы, определятся условия для совместной творческой деятельности. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей помогут духовному и нравственному развитию как детей так и родителей, единению педагогов, родителей и детей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогут объединить семью и наполнят ее досуг новым содержанием, что сформирует положительное отношение друг к другу. В течение года, месяца, недели, а порой и ежедневно ребёнку нужна помощь, поддержка, взаимопонимание, участие окружающих.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...