Урок по ОРКСЭ "Добродетель и порок"(Выступление на курсах в БРИОП)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок решает следующие задачи:
1) закрепить у младших школьников понятия двух противоположных характеристик личности – добродетели и порока;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;учит детей отличать добрые дела от плохих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrodetel_i_porok.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ
Тема: Добродетель и порок.
Цель урока: закрепление представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Продолжить работу с учащимися по осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) закрепить у младших школьников понятия двух противоположных характеристик личности – добродетели и порока;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.-Возьмитесь за руки, друзья. Подарите улыбку друг другу.
2.Актуализация:.
Слайд 2.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)
Учитель: -Какой отклик в душе оставил этот отрывок?(Заслушиваются мнения детей)
- Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )
- Скажите, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность- доказать.)
- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на… хорошие –добродетель и плохие – пороки.
- Итак, о чём поведём разговор на уроке?
Слайд 3.-Добродетель и порок
3.Закрепление изученных знаний.
Слайд 4.- Объяснение этих качеств
Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.(Дети находят характеристику в учебнике с.17)
Учитель:Человек всегда стоит перед выбором, как поступить.-Почему? (Чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям).
-Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Вывод: Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.
- Послушайте, пожалуйста, притчу:
Слайд 5.
Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 6: Задание для пар или групп: Что имел в виду мудрый индеец?
Вывод:Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
4. Формирование умений и навыков.
- Ребята, давайте поработаем в группе и выскажем своё мнение. Прошу объединиться в группы по желанию. Каждой группе предлагается задание.
Задание 1 группе учащихся:
- Вам предлагается набор качеств, характеризующих человека. Из предложенного списка выберите добродетель и пороки. Проиллюстрируйте и добродетель , и порок.
Любовь Смирение
Доброта Ненависть
Злость Сопереживание
Прекословие Уныние
Лживость Соучастие
Упрямство Послушание
Уныние Радость
Послушание Милосердие
Сострадание Бесчувственность
Честность Бессердечность
Покладистость Безучастность
Добродетель | Порок |
Любовь Доброта Смирение Послушание Сострадание Соучастие Сопереживание Честность Покладистость Милосердие Радость | Ненависть Злость Гордость Прекословие Бесчувственность Безучастность Равнодушие Лживость Упрямство Бессердечность Уныние |
Задание 2 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, заполните таблицу.
СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...
(М. Пляцковский)
Добродетель | Порок |
Задание 3 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, ответьте на вопросы .
Сказка «Семь дочерей»
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(В.А. Сухомлинский)
Вопросы:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Подводятся итоги работы групп.
5.Изучение новых понятий.
А)Работа по учебнику с 20.- прочитать 1 абзац.
- Что сказал Аристотель ? Как понимаете?
Б)Попробуем вместе с вами найти соседей- пороков у добродетели.
Слайд 7.
Слайд 8.,9
- Давайте послушаем рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.
Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.
- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.
- Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла.
-Но как поняла?
( Из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.)
Учитель: - Итак, правильному оцениванию своих поступков и дальновидности нужно и можно учиться. А помогает нам, в этом нелегком деле, народная мудрость – пословицы.
- Вы знаете много пословиц о добре и зле и легко справитесь с моим заданием.
Слайд 10.11
6..Итог.
Слайд 12.- Что по вашему является основой добродетели?
А) доброта Б) любовь к родителям В) сострадание
Слайд 13.
7.Рефлексия:-Послушайте стихотворение «Учила меня бабушка» Леона Кона.
8.Домашнее задание: Выполните задание по выбору на стр. 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ урок № 8 Добродетель и порок.
Целью данного урока является подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди....
Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"
Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21...
"Формирование личностных УУД средствами литературного чтения" ( выступление на курсах повышения квалификации) )
Предмет литературное чтение в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребенка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, представлений о гуманных от...
Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс
Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добродетель и порок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о роли добродетели и порока в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «добродетель» с точки зрения...