Урок по ОРКСЭ "Добродетель и порок"(Выступление на курсах в БРИОП)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Данный урок решает следующие задачи: 

1) закрепить у младших школьников понятия  двух противоположных характеристик личности – добродетели и порока;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;учит детей отличать добрые дела от плохих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrodetel_i_porok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок по ОРКСЭ

Тема: Добродетель и порок.

Цель урока:  закрепление представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Продолжить работу с  учащимися  по осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) закрепить у младших школьников понятия  двух противоположных характеристик личности – добродетели и порока;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД

Познавательные:  умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент.-Возьмитесь за руки, друзья. Подарите улыбку друг другу.

2.Актуализация:.

Слайд 2. 

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

Учитель: -Какой отклик в душе оставил этот отрывок?(Заслушиваются мнения детей)

- Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи.  А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )

 -  Скажите, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие,  жестокость, жадность, скромность- доказать.)

- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на… хорошие –добродетель и плохие – пороки.

- Итак, о  чём поведём разговор  на уроке?

 Слайд 3.-Добродетель и порок

3.Закрепление изученных знаний.

Слайд 4.- Объяснение этих качеств

    Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.(Дети находят характеристику в учебнике с.17)

Учитель:Человек всегда стоит перед выбором, как поступить.-Почему? (Чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям).

-Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?  

   Вывод: Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.

- Послушайте, пожалуйста, притчу:

Слайд 5.

Притча о двух волках

    Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 6:  Задание для пар или групп: Что имел в виду мудрый индеец?

     Вывод:Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий.  Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

   

4. Формирование умений и навыков.

- Ребята, давайте поработаем в группе и выскажем своё мнение. Прошу объединиться в группы по желанию. Каждой группе предлагается задание.

Задание 1 группе учащихся:

  • Вам предлагается набор качеств, характеризующих человека. Из предложенного списка выберите добродетель и пороки. Проиллюстрируйте и добродетель , и порок.

Любовь                  Смирение                          

Доброта                  Ненависть

Злость                     Сопереживание

Прекословие          Уныние                          

Лживость                Соучастие  

Упрямство               Послушание

Уныние                     Радость      

Послушание            Милосердие

Сострадание            Бесчувственность                            

Честность                Бессердечность

Покладистость        Безучастность    

Добродетель

Порок

Любовь

Доброта

Смирение

Послушание

Сострадание

Соучастие

Сопереживание

Честность

Покладистость

Милосердие

Радость

Ненависть

Злость

Гордость

Прекословие

Бесчувственность

Безучастность

Равнодушие

Лживость

Упрямство

Бессердечность

Уныние

Задание 2 группе учащихся:

  • Прочитайте сказку, заполните таблицу.

СКАЗКА ПРО  ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...

(М. Пляцковский)

Добродетель

Порок

Задание 3 группе учащихся:

  • Прочитайте сказку, ответьте на вопросы .

Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

(В.А. Сухомлинский)

Вопросы:

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

-  Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

    Подводятся итоги работы групп.

5.Изучение новых понятий.

А)Работа по учебнику с 20.- прочитать 1 абзац.

- Что сказал Аристотель ? Как понимаете?

Б)Попробуем вместе с вами найти соседей- пороков у добродетели.

Слайд 7.

Слайд 8.,9

- Давайте послушаем рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.

    Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую  лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

   - Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

     -  Ребята, каким  пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла.

-Но как поняла?

 ( Из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.)

Учитель:  - Итак, правильному оцениванию своих поступков и дальновидности нужно и можно учиться. А помогает нам, в этом нелегком деле, народная мудрость – пословицы.

 - Вы знаете много пословиц о добре и зле и легко справитесь с моим заданием.

Слайд 10.11

6..Итог.

Слайд 12.- Что по вашему является основой добродетели?

А) доброта       Б) любовь к родителям      В)   сострадание

Слайд 13.

7.Рефлексия:-Послушайте стихотворение «Учила меня бабушка» Леона Кона.

8.Домашнее задание: Выполните задание по выбору на стр. 19.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ урок № 8 Добродетель и порок.

Целью данного урока является подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди....

Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"

Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21...

"Формирование личностных УУД средствами литературного чтения" ( выступление на курсах повышения квалификации) )

Предмет литературное чтение в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребенка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, представлений о гуманных от...

Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс

Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добродетель и порок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о роли добродетели и порока в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «добродетель» с точки зрения...