Статья "Приемы работы с учащимися на уроках ОРКиСЭ"
статья по орксэ (4 класс)
Икона. Разработка статьи по ОРКиСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу « Основы религиозных культур и светской этики».
Тема: Икона.
Выполнил: Можарова Ирина Анатольевна,
Учитель ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района С- Петербурга.
Цель:дать представление о православной иконе и отношении к иконе в православной иконе.
Задачи:
- Образовательные: понять особенности икон в сравнении с художественными картинами, познакомить с отношением к иконе в православной культуре.
- Развивающие: развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки, развивать речь.
- Воспитательные: формировать христианское мировоззрение на материале христианской иконографии,. Ценностное отношение к православной кульуре.
Планируемые результаты:
Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним..
Предметные: имеют представление о понятии «икона», «молитва».
Метапредметные: получат первоначальные навыки извлечения информации из различных источников, навыки выслушивать чужое мнение и высказывать свою точку зрения.
Оборудование: толковые словари Ожегова, Ушакова, Семенова, Советский Энциклопедический словарь, репродукции картин и икон, учебник А. Кураева, рабочая тетрадь.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
- Сейчас у нас урок по ОРКи СЭ. Я желаю вам узнать для себя сегодня новое и интересное.
2. Проверка домашнего задания. ( по выбору)
3. Введение в тему.
- А о чем пойдет речь сегодня, попробуйте сами догадаться. Но сначала отгадайте загадку:
Силой Божией полна,
В наших храмах есть она,
Да и дома, где про Бога
Люди помнят хоть немного.
Определите тему урока. (Запись в тетради)
Что вы знаете об иконе? Где их можно встретить? Зачем они нужны?
Работа с репродукциями.( картина и икона)
- Как вы думаете, что перед вами? На ваш взгляд, есть различие между иконой и картиной? ( Выслушиваются разные мнения)
Определите цель урока. На уроке мы узнаем:
1.Что такое икона? Отличие от картины.
2.Как появилась первая икона.
3.Зачем нужны иконы?
4.Работа по теме.
1.Что такое икона.
-Кто из вас объяснит, что такое икона? Где мы можем найти толкование?
Работа в группах со словарями. Дети находят и зачитывают определение иконы по словарям, выписывают в тетрадь опорные слова.
Словарь Ожегова : изображение Бога, святого, предмет поклонения, образ.
СловарьУшакова: изображение, предмет почитания.
Советский энциклопедический словарь: священные знания, святыня.
Семенов А. В. Этимологический словарь6 изображение святого, обращение с молитвой.
- Попробуйте дать определение иконы.( Изображение Бога, святых.Предмет поклонения и почитания, к которому люди обращаются с молитвой.)
Исследовательская деятельность в парах. Сравнение иконы и картины с использованием репродукций и текста учебника по вопросам с последующим занесением ответов в таблицу. Зачитывание ответов, дополнения.
Вопросы для исследования:
- Какова главная задача ( У картины может быть любая. У иконы - показать мир души святого)
- Как показан свет?(На картине падает на человека, образуя тень.На иконе проступает через фигуру святого).
- Фон.(На картине любой фон.На иконе- золотой, символ божественного света.)
- Нимб.(Есть только на иконе).
5.Задний план. Линия горизонта. ( Есть на картине).
-Художники не рисовали обычных людей, а сделали иконописные фигуры плоскими и бестелесными, подобными ангелам. Сделать плоское изображение помогла обратная перспектива. Предмет не сужается при удалении, а расширяется. Поэтому все предметы словно расплющиваются.
Как вы думаете, можно ли это объяснить неумелостью художников?
Художники знали о прямой перспективе, но отказались от нее, так как она мешала выполнять стоявшие перед ними задачи. Они изображали мир с точки зрения Бога, стремились показать все таким, как оно есть на самом деле, а не каким кажется. Например, у стола 4 ножки, но задние скрыты передними, мастер нарисует все: ведь они есть на самом деле.
- Картина изображает человека, в котором идет борьба добра и зла. Икона изображает тех, кто одержал победу в этой борьбе. Здесь нет места злу. Поэтому на иконах нет тени, а все пронизано светом. Как вы думаете, что самое прекрасное в иконе? (лик и глаза)
2. Как появилась первая икона?
Рассказ подготовленного ученика об иконе « Спас Нерукотворный».
- Прочитайте слово: иконописцы. Кто это?
-Первым иконописцем был евангелист Лука. Первым русским иконописцем- А. Печерский.
3. Зачем нужны иконы?
Вопрос детям. (Чтобы молиться) Кому молятся? Рассмотрите фотографию на с.77 учебника. Что изображено? Что такое иконостас?
Наши предки не мыслили жизни без иконы. Иконы помещали над входом в дом,над дверями лавок и амбаров. Отправляясь в поход, воины брали с собой иконы в особых походных сумках. Отсюда возникла поговорка: « Без Бога- ни до порога». Как вы ее понимаете? Иконы не продавали и не покупали. Их молча «выменивали на деньги» Покупатель показывал на икону и клал деньги на прилавок. Выбрасывать старые иконы запрещалось. Их либо хоронили, как людей, либо пускали по реке, оставляли на дереве в лесу. Когда в доме ссорились, то говорили: « Хоть всех святых выноси». Что это значит?
В России много почитаемых икон- чудотворных, после молитвы у которых была явлена помощь Божия. Христиане молятся иконам или перед ними?
( Они молятся перед иконой тому, кого видят.) Икона приглашает к молитве, а главное- к подражанию жизни святых. Такой жизни, где главное- любовь к людям. Библия говорит, что каждый человек- образ Божий. Получается, что каждый человек- икона. Просто некоторые испачканы. Но внутри они все равно представляют творение гениального Автора. Попытайтесь про себя ответить на вопрос: «А какой иконой являюсь я?»
- Итог урока. Рефлексия.
- Какое новое знание вы для себя открыли? Мы сегодня заглянули в духовный мир. Окном в этот мир стала икона. Продолжите высказывания: На уроке я узнал…
Я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Домашнее задание: составить синквейн к слову «икона», подобрать стихи по теме, рассказ об иконе. (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/28/picture-81363.jpg)
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
План работы с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины
В таблице представлены мероприятия по устранению прогулов на весь учебный год. Материал пригодится в работе социальных педагогов школ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/28/picture-1009183-1522225320.jpg)
Работа с учащимися на уроках ОСЭ
Работа с младшими учащимися на уроках светской этики в МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП» В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ш...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-1246604-1588518108.png)
Статья "Работа на уроках ОРКиСЭ в 4 классе"
Цель курса ОРКСЭ - является формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа...