Уроки ОРКиСЭ.
презентация к уроку (4 класс) на тему
Презентации уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrodeteli_i_strasti..ppt | 699 КБ |
zolotoe_pravilo.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстративный материал - репродукции картин по теме урока, пословицы, поговорки, книги о труде. Цели и задачи урока: формирование представлений о добродетелях и страстях, показать связь христианских законов с законами жизни человека и конкретной семьи, научить сотрудничать и работать творчески при подготовке общего дела, научить применять изученное в жизни.
Вы узнаете: что такое добродетели и страсти, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что стремление к добродетели предполагает сохранение чувства собственного достоинства, Основные понятия: добро и зло, добродетель, порок, страсть, признание ценности каждого человека, чувство собственного достоинства, отношение к труду.
О добродетелях и страстях Надобно знать, что поскольку человек двойствен, то есть состоит из души и тела, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных; душевные у мудрецов называются силами души и они следующие: ум, разум, мнение, воображение и чувствовование; телесные же чувства : зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Отсюда происходят двоякие их добродетели и двоякие пороки. Посему всякому человеку весьма необходимо в ясности знать, какие есть душевные добродетели и какие телесные пороки, а также какие душевные и какие телесные страсти.
Добродетели душевные. Четыре главные добродетели: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость; от них рождаются следующие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность. Добродетели телесные : воздержание, пост, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякий телесный подвиг.
Страсти душевные: забвение, леность, гнев, досада, вспыльчивость, человеконенавистничество, клевета, осуждение, раздор, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, нечувствительность, насмешливость. Страсти телесные чревоугодие, прожорство, роскошь, нечистота, воровство.
Отношение к труду как ценность Разные эпохи демонстрировали различное ценностное отношение к труду. Варвары, например, показывали презрение к созидательной активности. Они считали искусство войны главным. К производительному труду в целом варварское общество относилось крайне отрицательно. Трудолюбие не считалось добродетелью и в античности, где политические качества человека ценились выше. Эпоха эллинизма не признавала высокого нравственного достоинства физического труда. К концу античной эпохи и земледелие не относили к числу достойных занятий, как это было в более патриархальный период. В христианстве произошла переоценка такой морали. "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (Г.Солун. 3,10). Этот принцип раннего христианства перевернул сложившиеся приоритеты. Отныне тягчайшим грехом объявлялась праздность.
Картинная галерея.
Дело человеком ставится, человеком и славится.
Всяк человек по делу познаётся.
Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии. Без труда хлеб не родится никогда. Без уменья и сила ни при чём. Будешь стараться - всё может удаться. В труде рождаются герои. Всему своё время. Всяк своего счастья кузнец. Всяк человек по делу познаётся. Где песня льётся, там легче живётся. Глаза облюбовали, руки сделали. Глубже пахать - больше хлеба жевать. Горька порой работа, да хлеб сладок. Готовь сани летом, а телегу зимой. Готовь сани с весны, а колёса с осени. Дело мастера боится. Дело человеком ставится, человеком и славится. Делу время - потехе час.
Давайте поговорим. Вспомните пословицы и поговорки о труде. Как народ относится к труду ? Кто такие люди труда ? Как народ относится к людям труда ? В каких сказках и литературных произведениях описываются люди труда, отношение к труду ? Какие картины о труде знаете ? Почему художники писали картины о труде ? Каких героев труда знаете ? Что такое трудовой подвиг ? Совершаются ли трудовые подвиги в современной жизни ? Совпадает ли отношение к труду в народном творчестве, христианской этике и современности ?
Труд в моей семье. (подготовка к интервью). Что такое христианская этика ? Знаешь ли ты о добродетелях и страстях ? Какое отношение к труду в твоей семье ? Как прививается любовь к труду в твоей семье ? Заслуживает ли чужой труд уважения ? Кто из членов твоей семьи может служить образцом отношения к труду ? Награды за трудовые подвиги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: Познакомиться с новым понятием «золотое правило» нравственности. Формирование умения действовать слаженно, сообща. Прививать интерес к культуре своего народа. Учить уважать личность и мнение каждого. Ход урока: Организация класса. Актуализация знаний учащихся. Работа с терминами. Сообщение темы и целей урока. Самостоятельная творческая работа учащихся. Знакомство с текстом учебника: работа в группах. Защита групповой работы. Подготовительная работа к написанию эссе. Самостоятельная творческая работа. Итог урока.
Вы узнаете: "Золотое правило" нравственности - основа нравственного поведения личности. Основные термины и понятия: Этика Нравственность Ближний Любовь Раскаяние
Библия.
Закончи предложение... Этика – это … Христианская этика – это… Нравственность – это… Заповеди – это… Блаженство – это… Душевная нищета – это… Царство небесное – это… Миротворец – это… Что общего в понятиях этика и нравственность ? Чем они отличаются?
Одним из самых древних текстов, в которых зафиксировано «золотое правило» нравственности, считаются «Поучения писца Ахикара». Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705–681 до н.э.), наставляя своего сына, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать товарищам». О чем же говорит и чему учит «золотое правило» нравственности? Что есть в нем такого, что позволяет ему быть главным принципом разных религиозных культур ? Оно запрещает человеку навязывать другим свою нравственную волю и действовать по формуле: как я хочу. Не просто как я хочу, а еще и даже, прежде всего так, как хотят другие. Если говорить предельно кратко, то «золотое правило» предписывает солидарное поведение. В этом смысле оно представляет собой вариацию заповеди любви. О чём будем говорить?
«Золотое правило» нравственности звучит следующим образом: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Евангелие от Матфея ). Существует и иная формулировка «золотого правила» нравственности: не желай другому того, чего не желаешь себе. Другой в «золотом правиле» нравственности - это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. «Золотое правило» нравственности в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. «Золотое правило» нравственности предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда – другая формулировка «золотого правила» нравственности: «люби ближнего, как самого себя».
Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, объясняем почему не можем выполнить просьбу, мы говорим: «Войди в мое положение». Когда мы видим, как человек попадает в яму, которую он рыл другому, мы находим это справедливым и даже по-своему радуемся. Когда мы просим у друга совета, как поступить в затруднительных случаях, а он отказывается что-либо советовать, считая, что такие вопросы человек должен решать сам, мы говорим: «Ну, скажи, как бы ты поступил на моем месте?». Когда мы употребляем разные обращения, как, например, в общественном транспорте, когда просим: «передайте, пожалуйста, деньги за билет», «подвиньтесь, пожалуйста, чтобы я мог сесть», или предлагаем, уступая место: «дедушка, садитесь, пожалуйста», то мы хотим сказать, что мы в данном случае ведем себя так, как вели бы себя со своим братом, дедушкой. Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Все это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике «золотого правила»нравственности.
А как вы понимаете суть"золотого правила"нравственности? В чём может проявляться любовь к ближнему? Приведите свои примеры.
? Придумайте и разыграйте ситуацию. Придумайте и разыграйте ситуацию. ? Придумайте ситуацию и разыграйте. ? Групповая работа:
Итог урока. Теперь вы знаете о великой силе нравственности. Давайте подумаем, как ею правильно распорядиться. Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их выполнял. А если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Человек остаётся человеком до тех пор, пока заботится о других. Потому, на вопрос: «Как правильно распорядиться великой силой нравственности ? », есть только один правильный ответ: «Обратить её в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Это позволяет жить достойно, безопасно и счастливо. В этом легко убедиться – родители заботятся о вас, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас вы помогаете им, а когда станете старше – у вас будет больше возможности заботиться о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья, основа нравственной жизни человека.
Есть ли польза от того, чтобы помнить c вои плохие поступки ? Домашняя творческая работа: мини – эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКиСЭ по теме "Добро и зло"
Конспект урока и презентация....
Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"
Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным...
Учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ
Всероссийский конкурс «Преподавание курса ОРКиСЭ в начальной шк...
Конспект урока ОРКиСЭ "Искусство - часть духовной культуры" 4 класс
Конспект первого урока по теме "Исскусство - часть духовной культуры". На уроке рассматривается значение искусства и его виды....
Презентация к уроку ОРКиСЭ "Исскуство - часть духовной культуры" 4 класс
В презентации представлены виды искусства, особое внимание уделяется скульптурам животных в Санкт-Петербурге....
Урок ОРКиСЭ по теме: "Христос и его крест"
Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.Задачи урока: - ознакомить детей с основными этапами и событиями земной жизни Иисуса Христа;- способствовать воспитанию нравс...
Конспект урока ОРКиСЭ "Возникновение религии"
Тема урока: Возникновение религий.Цель: Изучение возникновения Иудейской религии.Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения выделять основное;2) формировать умения работать в ...