Мистические движения в иудаизме
занимательные факты по орксэ (4 класс)
Эссэ на тему "Мистические движения в иудаизме" поможет учителям в изучении религии иудаузм. Для расширения кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Мистические движения в иудаизме»
Выполнила Иващенко И И
учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя школа №6» г.Когалыма
2020 г
Оглавление
- Введение 3стр
- Основная часть 4-6стр
- История возникновения мистики в иудаизме
- Основные направления мистических движений
3.Заключение. 7 стр
4. Список использованной литературы 8стр
Введение
Мистика – одно из многогранных сложных понятий, это все тайное, что притягивает и ужасает. У этого явления имеются корни, которые уходят в глубокое прошлое. В этом прошлом люди были на низком уровне развития и не могли дать объяснения самым обычным явлениям и вещам, понятным в настоящее время. Однако еще остаются еще тайны, на которые у современной науки нет ответа. У мистики есть две основные платформы. Это знание, что человеческое тело имеет кроме физической оболочки ещё и более тонкая оболочка, нематериального плана. Есть в мире незыблемая вера, мысль материальна.
Мистические практики известны еще с древних времен. О них говорят наскальный рисунки в пещерах. Люди совершали ритуальные танцы и движения, призывая на помощь духов рода.
По мнению В.С Соловьева, истинная, цельная красота может находиться только в мире сверхприродном и сверхчеловеческом. Мистика в его истолковании – творческое отношение к этому запредельному миру и находиться в теснейшей связи с жизнью божественной.
В истории европейского человечества хорошо видны волны мистики. Есть эпохи, словно безразличные к тайноведению, а есть буквально зачарованные им. Средневековье, как показал Соловьев, одухотворено ренессансом древней мистики. Возрождение, напротив, тянется к античным постижениям разума. Итак, мистика - это Гнозис, своеобразная форма постижения мира. «Око пророческого зрения, - говорится у Джеймса, - открывает то, что сокрыто от очей разума». Мистический опыт подрывает авторитет не мистического или рационалистического сознания, основанного только на рассудке и чувствах. Он показывает, что последнее представляет собой только один из видов сознания. Мистический же опыт предельно многолик и разнообразен.
Мистика -это вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или убеждение в возможности сверхопытного и сверхчувственного познания. Речь идет о совокупности явлений и действий, которые каким-то образом связывают человека с тайным существом, с непостижимыми силами природы, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.
2.1 История возникновения мистицизма в иудаизме.
Для еврейского мистицизма характерна обособленная ориентация на Священное Писание. Можно сказать, еврейские мистики стремятся проверить и утвердить свой собственный, личный мистический опыт при помощи описаний, содержащийся в Писании. Практическая сторона в самой традиции ставиться выше теоритической: созерцательный идеал глубинным образом связан с благочестивой жизнью.
Начиная с 12 века еврейское тайное учение, которое имеет преемственную связь с более ранним, но обладает рядом специфических особенностей, называют термином «каббала» ( ивр.букв. «получение», «принятие»)
В иудаизме мистике выделяют два направления. Одно основывается на идее о существовании эзотерического знания. Знание это недоступно массам и не достигается обычными способами исполнения религиозного культа, ритуала или изучения священных текстов. Это знание передается устно от учителя к ученику или сообщается через божественное или ангельское откровение. Эта идея является основой наиболее влиятельной школы средневековья каббалы. Она разрабатывала учение об устройстве божественного мира и о человеке как центральной фигуре мироздания.
Второе направление проявляет себя на протяжении всей истории иудаизма. Начинается с ранних этапов до хасидизма 18-20 вв. Это направление связано с приданием особого значения внутреннему мистическому опыту в различных формах.(мистическое единение с Божеством, видение Божества в некой антропоморфной форме). Для того что бы достичь такого мистического состояния были созданы разнообразные медитативные техники. Они включали в себя методы визуализации, рецитации божественных имен и т.п. В средние века это направление было представлено школой каббалы.
Оба направления присутствуют в разных долях в школах еврейского мистицизма. Эти формы рассматриваются как методы достижения состояний общения или даже единения с Божеством.
2.2 Основные направления мистических движений
Раннее движение мистицизма. Этот этап описывается в текстах, которые созданы в 1-3 вв. в Палестине и Месопотамии на основе рассказов о сотворении мира в 1-й главе Книги Бытия и о видении божественного мира в 1-й главе Книги Иезекииля. Самое раннее произведение относящееся к литературе иудаизма является небольшой тракт «Сэфэр йецира» ( «Книга Творения»). Центральной темой этого текста является описание сотворения букв ивритского алфавита -22б, 10 первочисел –сфирот. Сфирот представленны как 10 «глубин» или основных элементов бытия. Это понятие стало в последствии одним из основных в каббале. Оно было наделено новым смыслом. Эти 10 сфирот приобрели значение проявлений сокровенного Бога. Все они обладают специфическими качествами. Еще одной важной темой стало учение о буквах, которые рассматривались не просто как инструменты творения мира, но и как сам материал, из которого он творился. Каждая буква влияет на три основных плана бытия – пространственный (олам, космос), временной (шана, год) и микрокосмический (нефеш, жизнь или душа). Огромное значение имеет связь между буквенными комбинациями и частями тела человека.
Не маловажное значение на формирование каббалы оказало учение в 12 в на севере Франции и юге Германии религиозного движения Хасидей Ашкеназ. Немецкие хасиды проповедовали аскетизм, равнодушие к материальным благам и смирение, уделяли особое внимание душевной настроенности в молитве (каввана).
Хасиды призывали соблюдать благочестие и соблюдения религиозных обрядов. Часто показывая актуальность божественного участия в творении мира. Явно значимым для каббалистической традиции было учение хасидов о молитвах и божественных именах. Заповеди, жизненные трудности и невзгоды понимались ими как испытания, которые позволяли человеку восходить на новую ступень к совершенному состоянию.
Они пользовались большим авторитетом в кругах еврейских мистиков. Тем самым повлияли на создание практической каббалы и экстатического направления.
Первым произведением иудейского мистицизма, которая выражает каббалистические элементы, считается книга «Сэфэр га-багир» («Книга блеска»).книга описывает десять Божественных изречений-эманаций, посредством которых был сотворен мир. Особое значение имело представление о том, что эманация имеет форму человеческого тела. Из этого изречения происходит центральная для каббалы идея о значении исполнения заповедей. Орган тела человека, исполняющий заповедь становится престолом для такого же органа «высшего человека». В каббале есть еще одно оригинальное представление о Торе, что она является «божественным строением» и имеет антропоморфную форму. Каждая заповедь соответствует органу божественной адамической фигуры.. Некоторые каббалисты прямо заявляли, что Бог – это и есть Тора.
Первым настоящим каббалистом по праву считается Ицхак Слепой 12век из Нарбонны. В середине 13 в возникает в Кастилии новое направление так называемое «гностическое» (братья Яаков и Ицхак Коэны,Моше из Бургоса). Согласно этого направления существует мир эманации зла, который по структуре похож на божественный. Эта группа придавала огромное значение демонологии. В последствии эта тема приняла в каббале исключительное значение. В это же время создается книга очень важная для каббалистического движения « Сэфер га-зогар» (« Книга Сияния»). В последствии она стала одной из священных книг для числа иудеев наряду с Библией и Талмудом. По написанию этой книги было много споров. В настоящее время в Зогаре считают результат четырех поколений каббалистов. Наиболее эффективной практикой в каббале при изучении Торы является медитация и визуализация. При размышлении каббалист видит божественный свет, который исходит из ее букв и в конце концов достигает светового образа Божества.
Экстатическая каббала
Эта форма каббалы возникла в Испании в 1250-60 годах. Она оказала влияние на всей последующей истории еврейского мистического движения. Родоначальником стал Авраам Абулафия, автор десятков сочинений. Несколько книг по приобретению пророческого опыта и экстатических состояний.
Достижение пророчества ,состояния полного совпадения человеческой воли с божественной есть высшая цель экстатической каббалы. Она обозначается термином двекут. «прилепление». Это направление сосредотачивается на человеке и практиках, которые способны освободить его душу от оков материального мира и максимально приблизить к Богу. Согласно учению Абулафии,заповеди следует исполнять для того чтобы совершенствовать свою душу и готовить ее к воссоединению с Божеством, к восприятию духа пророчества.
В истории приходит новый этап истории, который повлиял на историю каббалы. Евреев изгоняют в 15 веке из Испании. Группы каббалистов появляются в других городах. Центром становится для каббалы Земля Израиля и город Цфат. Самый известный цфатский каббалист Моше Кордоверо систематизировал различные направления в каббале. Он хотел сохранить представление о едином и неизменном Боге с одной стороны, а с другой обосновать присутствие в этом мире Божественного провидения.
Лурианская каббала
Её учение стало известно в основном благодаря ученикам Ицхара Лурии и их сочинениям. Она стала наиболее влиятельной на протяжении последних четырех столетий. Они выдвинули оригинальную концепцию творения и развития мироздания. Эта концепция состоит из трех этапов. Она
Заключение
Каббалистические школы продолжали существовать в Европе, Северной Африке и странах Ближнего и среднего Востока в 17-20 вв. В восточной Европе прекратили свое существование лишь с началом Второй мировой войны. В Израиле каббалистические иешивы существуют и по сей день.
Список используемой литературы.
1 Бар Лев Й Начала теоретической каббалы. Иерусалим: Толдос Иерусалим ,2010
2.Блеск: Извлечение из книги «Зогар» /пер. А.Волохонского.1944
3.Бубер М. Хасидские истории: первые учителя. М. –Иерусалим: Гешарим ,2006г
4. Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д: изд-во Южного федер. ун-та, 2007.
5.Электронная библиотека института философии РАН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
Эта разработка урока к курсу "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе к уроку №23-24....
ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма
Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...
Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.
quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....
Презентация к уроку Иудаизм. "Легенда о происхождении еврейского народа". Часть 2 презентации к уроку Иудаизм.
quot;Легенда о происхождении еврейского народа"- часть 2 презентации-сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....
Проект " Это загадочное и мистическое число 13"
Это теоритическая часть презентации....
Мистические движения в иудаизме
Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней. Иудаизм - не только этическая система, он включает в себя исторические, религиозные, национальные и обрядовые элементы. Наряд...
Эссе по ОРКСЭ на тему: «Мистические движения в иудаизме»
Мистика – одно из самых загадочных понятий, которое притягивает своей таинственностью и мраком. Человеку от природы свойственно любопытство и желание познать всё, что его окружает. Столкнувшись ...