Конспект открытого урока ОПК "Молитва"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Открытый урок
по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
М О Л И Т В А
Каждый раз на наших уроках мы открываем для себя что-то новое в православной культуре и убеждаемся, как мало знаем мы о нашей культуре, особенно о духовной. Давайте попробуем ответить на вопрос, может ли человек общаться с Богом, как он это делает, и как называется общение с Богом. Давайте порассуждаем об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molitva.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа №20 г.Бор
Открытый урок
по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
М О Л И Т В А
Выполнила
Махрова Мира Анатольевна,
учитель начальных классов,
преподаватель курса ОРКСЭ
2019 г.
Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями «православие», «благодать», понятием Иисусова молитва;
2. Рассказать учащимся, кто такие святые;
3. Сформировать представление о роли молитвы в жизни православных людей;
4. Познакомить детей с видами православных молитв;
5. Продолжать воспитывать любовь и уважение к национальной русской культуре, к народу России, его истории.
Новые слова и понятия: православие, благодать, святые, молитва, Священное Предание.
Иллюстративный ряд: фотоснимки и видеосъёмки богослужений. Иконы. Стихи о молитве. Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.
Предварительная подготовка к уроку: Домашнее задание, направленное на усвоение данной темы урока: «Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает?» Один ученик готовит наизусть чтение стихотворения Лермонтова «Молитва».
Межпредметные связи: с предметами «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Чтение», «Окружающий мир», «Музыка».
Оборудование урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация. Словари, распечатка отрывков из художественных произведений, распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, пословицы, рабочая тетрадь.
План урока с хронометражем:
- Организационный момент. 1 мин
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин
- Мотивация к изучению темы урока. 3 мин
- Целеполагание. 5 мин
- Сообщение темы урока.1 мин
- Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, текстов стихотворений и учебника, работа в группах, прослушивание музыкальных произведений) 15 мин
- Первичная проверка и корректировка знаний. 5 мин
- Закрепление материала (беседа, совместная работа с использованием диска, самостоятельная работа со схемой, со словосочетаниями, составление синквейна) . 6 мин
- Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. 3 мин
- Домашнее задание. 1 мин
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 2)
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке Основ православной культуры. Сегодня мы будем работать в группах. Я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её цветом распределиться на группы. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов.
2. Актуализация знаний. (слайд 3)
Учитель: Каждый раз на наших уроках мы открываем для себя что-то новое в православной культуре и убеждаемся, как мало знаем мы о нашей культуре, особенно о духовной. На прошлом уроке я попросила вас ответить на вопрос, может ли человек общаться с Богом, как он это делает, и как называется общение с Богом. Давайте порассуждаем об этом. (ответы детей).
3. Мотивация к учебной деятельности (слайд 4)
Учитель: Вы правы, православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты. Мы говорим с вами о православной культуре. А что такое «православие»?
«Погружение» в тему. Дети работают со словом с точки зрения этимологии: правильно славить. Славить кого? Бога.
Учитель: Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.
4. Целеполагание. (слайд 6)
Учитель: Давайте посвятим этот урок теме «Молитва». Что вы знаете о молитве? (молитвы читают в храмах, кто-то молится дома, молитвы записаны в специальных книгах, некоторые люди носят молитвы с собой). У кого есть с собой молитвы и как они у вас появились? (ответы).
5. Сообщение темы урока. (слайд 7)
Учитель: Молодцы. Итак, тема нашего урока «Молитва». Молитвой называется обращение к Богу. Дети записывают в тетрадях тему урока и определение молитвы. Сегодня мы узнаем, какие бывают молитвы, кто составлял молитвы, где могут молиться православные. Найдите в словарях значение слова молитва. (слайд 8) (Молитва - один из способов общения человека с Богом, святыми и небесными силами. Корень этого слова «мол» - от латинского mollire – умягчать - указывает на то, что молитва смягчает наше сердце и душу, и мы полнее открываемся для воздействия благодати Божией).
6. Объяснение нового материала. Словарная работа. (слайд 9)
Учитель: Подберите синонимы к слову «говорить». (Дети называют слова). (Клик)
Выберите те слова, которые подходят для общения с Богом. (Дети называют: просить, славить, благодарить, молить – можно вызвать одного карандашиком нажать подходящие слова)
Учитель: (Клик) Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить» - «молиться». Как вы думаете, почему? Разберём слово «молиться». Корень «мол» несет в себе значение «суета, шум, тревога». Образует слова со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление). Изначальное значение слова «моление» - «посольство». И слово «молчать» происходит от этого же корня. Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным (умалением себя), как правило, коленопреклоненно. Молитва- это беседа человека с Богом, это дыхание, необходимое для духовной жизни. В центре всей жизни православного христианина находится молитва. Просыпаясь утром, молится, приступая к еде - просит благословения на принятие пищи, начиная какое-то дело, опять просит Божьей помощи и т.д. Как видим, велика роль молитвы в православной культуре. Скажите, а как часто и когда чаще всего мы обращаемся к молитве? (Когда кто-то из родственников умер, или сильно заболел, когда нам нужна помощь). Совершенно верно, когда нам или нашим родным и близким плохо. И совсем редко люди благодарят Всевышнего за благополучие и всё хорошее. У православных людей есть три вида молитвы. (слайд 10)
Прочитайте текст учебника на с.122 и заполните схему:
Работа по учебнику в группах. 1 группа – молитва-просьба, 2 группа - молитва-благодарение, 3 группа- молитва-славословие.
ВИДЫ МОЛИТВЫ
молитва- просьба молитва- славословие
молитва-благодарение покаянная
Дети работают в группах и заполняют схему: виды молитв, выделяют ключевые слова.
Проверка: 1 ученик из каждой группы называет вид молитвы и пример.
(клик) (молитва-просьба: просит помощи, защиты, житейских и духовных благ; молитва-благодарение: редкая, благодарность Богу за полученное; молитва-славословие: самая высокая молитва, человек переживает радость от встречи с Богом, ликует)
Учитель: Почему одна стрелка осталась свободной? ( В учебнике больше нет названий молитв). Есть ещё один вид молитвы – покаянная – «Господи, помилуй!». От какого слова образовано название этой молитвы? (Каяться, признавать грех, просить милости, помилования). В русском языке есть слово-молитва. Слово это мы знаем с раннего детства. Кто сможет назвать его? Это слово «спасибо». Вдумайтесь в его смысл. Благодаря человека за что-либо словом «спасибо», мы обращаемся к Богу с молитвой о нём: «Спаси, Боже!». Молитва о человеке – это лучшая ему благодарность. Поэтому, не забывайте благодарить людей за помощь и другие хорошие дела, сделанные для вас.
Прослушивание аудиозаписи: Прослушаем, как звучат различные молитвы. Обратите внимание на виды молитвы.
(дети слушают «Господи, помилуй!» (Слайд 11), «Спаси, Господи, люди Твоя» (Слайд 12),, «Благодарю, Тебя, Господи» (Слайд 13)
Учитель: Церковь хранит много замечательных молитв, составленных святыми. А знаете ли вы, кого называют святыми? (ответы). (Слайд 14), Кого из святых вы знаете?
Учитель: Святые любого народа - это его лучшие люди, дающие пример высокой нравственной и духовной жизни. У всех святых было одно общее качество: все они имели твёрдую веру в Бога, вели постоянную борьбу со своими страстями, с покорностью, и даже с радостью, переносили всякие посылаемые им испытания… Это Сергий Радонежский(клик), вам известный комплекс Сергиева слобода, в центре которой стоит памятник Преподобному Сергию (клик). Это Серафим Саровский(Слайд 15), Дмитрий Донской, Александр Невский и многие другие.
В определении слова молитва нам встретилось слово «благодать». Как вы думаете, что обозначает это слово и как оно связано с темой урока? (Действие Бога, меняющее человека, называется благодать, если человек молится искренне и правильно, то на него сходит Божья благодать).
Знакомство с «Молитвой» М.Ю. Лермонтова. (Слайд 16)
Учитель: Правильно. Молитва находится в центре всей жизни православного человека и имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве. В русской литературе мы нередко встречаем художественные произведения с названием «Молитва». Одно из них приведено у нас в учебнике. Откройте стр.120. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Лермонтова «Молитва».
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко… М.Ю. Лермонтов.
7. Первичная проверка и корректировка знаний.
Учитель: Как вы думаете, к какому виду молитвы относится это стихотворение? Не совсем ясно, но похоже на славословие, молитва, в которой автор воздаёт славу Господу.
Учитель: Многие поэты и композиторы были верующими людьми и
в своём творчестве обращались к молитве.
- Как вы думаете, кто научил людей молиться? (ответы детей)
Работа с учебником. Откройте стр.122 учебника, прочитайте последний абзац (вслух читает Валя Живакова) (Слайд 17)
- Познакомимся и мы с текстом этой молитвы. (Слайд 18)
(дети слушают молитву «Отче наш»)
(Слайд 19): Смотрите, какие удивительные первые слова: «Отче наш…» Они учат, как нужно обращаться к Богу и Кто Он для человека. «Отче» - это старославянская форма обращения к отцу. То есть первое, что мы слышим о Боге, - это то, что Он – самый родной и близкий, как отец. Он – Создатель, а все люди – его дети.
А слова «Иже еси на небесех» говорят отом, что Господь пребывает на небесах.
(клик) Слова «Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» - выражают славу Господу, признание и призывание Его воли.
(клик) «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» - это просьба о том, что нам необходимо на каждый день.
(клик) «,,,и остави нам долги наша» - это просьба о прощении долгов, которых бесконечное множество, перед Творцом, перед людьми. А далее следует необходимое свидетельство людей перед Богом, что и они прощают долги другим людям: «…якоже и мы оставляем должникам нашим». Долги – это не обязательно деньги, но все , за что можно обидеться.
(клик) «…И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» - это просьба о защите от искушений и от темных сил, которые приносят искушения.
(клик) Если молитва читается в храме, то священник произносит слова признания воли Творца и славословия Ему: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». «Аминь» означает «Да будет так»
Господь слышит молитву человека везде, главное, чтобы она была искренней. В Православии есть еще одна традиция – учиться молиться постоянно, т.е. всегда пытаться предстоять перед Богом и с ним общаться. Для этого используется короткая Иисусова молитва: (Слайд 20)
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Этой молитвой, как мечом, отсекает молящийся все ненужные мысли и чувства.
8. Закрепление:
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. (Слайд 21) Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом). Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу). Какова роль молитвы в жизни православного христианина? (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность). Может ли быть молитва неправильной? (Да, если человек просит плохое для другого человека). Где и как может молиться человек? (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.
Учитель: Хорошо, молодцы. Сейчас вы выполните самостоятельную работу по теме урока.
Самостоятельная работа в микрогруппах за компьютером ( задание «тренажёр» на диске к учебнику).
Проверка на экране
9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа. О том, какую важную роль играет в жизни православного человека молитва, говорят и русские пословицы.
(Слайд 22)
Работа в группах: собрать и прочитать пословицы.
Богу молиться – вперёд пригодится.
Молитва - полпути к Богу.
Молитва места не ищет.
С Бога начинай и Господом кончай!
С молитвой в устах, с работой в руках.
Лихо думаешь – Богу не молись.
Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.
Учитель: Молодцы. Оцените своё настроение в конце урока и свои знания с помощью предложений: (Слайд 23)
я узнал…., я понял…., теперь я знаю, что … (ответы детей).
Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю послушать песню «Молитва Ангелу-Хранителю» на стихи поэта П.А.Вяземского. Внимательно вслушайтесь в эти слова. (Слайд 24)
10. Домашнее задание. (Слайд 25)
Учитель: Прочитать текст учебника с.120-125, выучить новые слова и понятия и научиться ими пользоваться в пересказе, выполнить любые задания в РТ на с.53-54. Урок окончен. Берегите себя!
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!
И вновь тогда из райской сени
Хранитель Ангел твой сойдёт
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесёт. И.С. Никитин.
Литература:
1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012
2.Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева Добрые уроки- наставления, учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов, Покров, 2014
3. А.В. Бородина Основы православной культуры, учебник, М., «Русское слово», 2014
4.Интернет- ресурсы: Светоч, Праволимп.
5. Музыкальный материал: Б. Окуджава «Молитва», Ю.Славянская «Научи меня молиться» на стихи П.А. Вяземского, молитвы «Господи, помилуй!», «Господи, спаси люди Твоя», «Благодарю Тебя, Господи».
6. Отрывки из произведений А.С. Пушкина, А. Дементьева, К. Симонова, Ф. Сологуба, А. Твардовского.
Виды молитв |
Виды молитв |
Молитва-просьба -________________________________________________________________ |
Виды молитв |
Молитва-благодарение____________________________________________________________ |
Виды молитв |
Молитва-славословие -____________________________________________________________ |
Богу молиться – | вперёд пригодится. |
Молитва – | полпути к Богу. |
Лихо думаешь –
| не молись |
Молитва – | места не ищет. |
Богу молиться – | вперёд пригодится. |
Молитва – | полпути к Богу. |
Лихо думаешь –
| не молись |
Молитва – | места не ищет. |
Богу молиться – | вперёд пригодится. |
Молитва – | полпути к Богу. |
Лихо думаешь –
| не молись |
Молитва – | места не ищет. |
Богу молиться – | вперёд пригодится. |
Молитва – | полпути к Богу. |
Лихо думаешь –
| не молись |
Молитва – | места не ищет. |
Богу молиться – | вперёд пригодится. |
Молитва – | полпути к Богу. |
Лихо думаешь –
| не молись |
Молитва – | места не ищет. |
Домашнее задание.
1) Прочитать текст учебника с.120-125,
2) выучить новые слова и понятия и научиться ими пользоваться в пересказе,
3) выполнить любые задания в РТ на с.53-54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...