ОРКСЭ 4 класс "Проповедь Христа"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема: Проповедь Христа.
Цель: формирование представлений об учении Христа.
Задачи: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
- формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
- Пробудить познавательную активность.
- Раскрыть смысл понятий «проповедь», «Нагорная проповедь».
- Формировать представление об учении Христа. Выявить, какие сокровища нельзя украсть.
- Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
- Формировать основы духовно-нравственной культуры.
- Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
- Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
- Развивать умение работать в паре, в группе.
- Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propoved_hrista.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проповедь Христа.
Цель: формирование представлений об учении Христа.
Задачи: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
- формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
- Пробудить познавательную активность.
- Раскрыть смысл понятий «проповедь», «Нагорная проповедь».
- Формировать представление об учении Христа. Выявить, какие сокровища нельзя украсть.
- Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
- Формировать основы духовно-нравственной культуры.
- Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
- Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
- Развивать умение работать в паре, в группе.
- Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.
План урока
- Организационное начало урока
- Приветствие;
- Настрой на урок;
- Актуализация знания
- Формулировка темы и цели урока
- Открытие нового знания
- Беседа о мести;
- Беседа о богатстве;
- Беседа о нагорной проповеди;
- Чтение притчи;
- Беседа о завете Христа;
- Физкультминутка
- Закрепление нового знания
- Итог урока
- Домашнее задание
- Организованное завершение урока
Ход урока
- Организационное начало урока
- Приветствие
У: (Слайд 1). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня урок основа православной культуры буду проводить я, меня зовут Ирина Вячеславовна.
- Настрой на урок
У: А сейчас улыбнитесь друг другу, мне, садитесь. Желаю вам удачи на уроке. Будьте внимательны
- Актуализация знаний
У: (Слайд 2). Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
Д: Потому что она считается самой читаемой книгой и самым главным книгой христианства. Ветхий Завет, Новый Завет.
У: Как переводится слово Евангелие?
Д: «Благая весть».
У: Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?
Д: Ветхого завета – пророки. Нового завета – апостолы (посланники Бога).
У: Выбери правильный ответ:
А) Евангелие - это часть Библии.
Б) Евангелие не входит в Библию.
Д: Евангелие – это часть Библии.
У: Что означает слово «завет»?
Д: Слово «завет» означает – союз, договор.
- Формулировка темы и цели урока
У: Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.
У: (Слайд 3). Посмотрите на слайд, какова тема нашего занятия?
Д: Проповедь Христа.
У: Откройте тетради, запишите число и тему урока:
16 октября.
Проповедь Христа.
У: Вы знаете, что такое проповедь?
Д: Наставление, поучение.
У: Запишите в тетрадях. (Слайд 4).
Проповедь – это наставление, поучение.
У: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: (версии учащихся).
У: (Слайд 5). На уроке вы узнаете:
- Чему учил Христос;
- Что такое Нагорная проповедь;
- Какое сокровище нельзя украсть.
- Открытие нового знания
- Беседа о мести
У: Как поступить, если, например, тебя обидели - ударили, обозвали, толкнули? Дать сдачи, отомстить?
Д: (версии учащихся).
У: (Слайд 6). Давайте посмотрим в учебнике, чему учил Иисус Христос в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».
У: Легко ли так поступить? (ненавидеть врага своего?).
Д: Нет, не легко.
У: Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.
У: А что такое месть?
Д: (версии учащихся).
У: Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что (Слайд 7). «Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!».
У: Наше сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим. Если сад ухоженный, то и одаривает нас богатым урожаем (Слайд 8-1). А если сад заброшенный? (Слайд 8-2)
Д: Если сад заброшенный, то и никакого богатого урожая не будет, так как никто не ухаживает за этим садом.
У: Вот также и наше сердце. Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким. От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится темным, заросшим колючками, и каменеет. Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.
У: Как же избежать окаменелости сердца?
Д: Нужно ко всему окружающему миру относиться хорошо, нужно быть добрым, чистым, мягким.
У: В пожелании своим друзьям известный поэт Самуил Яковлевич Маршак сказал: (Слайд 9).
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
У: Как вы понимаете «добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»?
Д: Мысли если будут добрым, а не злыми то и поступки будут хорошие, добрые, никакого зла вокруг себя не будет.
У: (Слайд 10). Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».
У: Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.
У: (Слайд 11). Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.
- Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.
Д: Последнее утверждение правильное.
- Беседа о богатстве
У: (Слайд 12). Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
У: Что такое сокровище на небе?
Д: (версии детей).
У: «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять. Оно не испортится, не сломается. У тебя могут украсть деньги или телефон. Одежда может порваться, дом разрушится. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим. Поэтому вещи не должны заслонять ближнего в твоем сердце – человек дороже всего на свете.
У: Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) душа приносит на Небо – пред лицо Бога.
У: Земные богатства и радость одно и то же?
Д: Это разное.
У: (Слайд 13). Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.
У: Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».
Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.
У: (Слайд 14). Распределите, какие сокровища никогда не исчезнут и какие сокровища исчезнут: слава, добрые дела, богатство, красота, знания, здоровье, успех, сила, доброе сердце.
Д: Исчезнут: слава, богатство, красота, здоровье, успех, сила.
Не исчезнут: добрые дела, знания, доброе сердце.
4.3. Беседа о нагорной проповеди
У: (Слайд 15). Послушайте нагорную проповедь Иисуса Христа. Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».
У: Чему она нас учит?
Д: Не отвечать зло злом, много делать добрые дела…
У: Почему она называется нагорная проповедь?
Д: (версии учащихся)
У: Давайте мы сейчас найдем об этом в учебнике на с. 22.
Д: (читают).
У: Так почему же она называется «нагорная проповедь»? Прочитайте этот кусок, где написано об этом
Д: (зачитывают тот абзац, где написано о «нагорной проповеди»).
У: (Слайд 16). Своё учение Христос проповедовал людям на небольшой горе. Именно здесь он говорил собравшимся о том, месть может привести к раздорам и войнам, что главное богатство человека – это его душа и душевные качества, о том, что нельзя жить по принципу «моя хата с краю». И эта проповедь получила название «Нагорная проповедь».
У: Именно в Нагорной проповеди Иисус говорил о том, что следуя его заповедям, люди обретут в душе Бога, т.е. душевное спокойствие, любовь, мир, радость, добро и многое другое, что так важно для каждого. Другими словами, каждый человек, принявший учение Христа, обретёт Царствие Божие внутри себя. И тогда в душе каждого будет жить Бог – вера, любовь, справедливость, сострадание, милосердие, надежда, сочувствие и многое другое, что и подразумевается под Его именем. Главное, живя на земле, делать добрые дела и совершать добрые поступки.
Образно это можно представить так: душа человека, живущего по законам добра (т.е. следуя учению Христа) – это благоухающий яркий цветок, а Бог – человеческие качества – это прекрасная бабочка, живущая на этом цветке.(Слайд 17).
У: Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.
У: (Слайд 18). Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Прочитайте к чему призывал каждого человека Бог. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».
- Чтение Притчи
У: Послушайте притчу. (Читаю притчу).
Д: (внимательно слушают притчу).
У: О чем говорится в притче?
Д: Как однажды Бог исцелил парализованного человека, сказав « Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Ранее неподвижный человек встал на свои ноги, взял носилки свои и пошёл домой, славя Бога.
У: Вот смотрите ребята, как чудеса творил Иисус Христос. Скольких людей Он спас от бед. А люди как верили Ему, Его силе. Увидя Христос, веру человека, как родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа, он исцелил этого человека, поставила на ноги.
- Беседа о Завете Христа
У: А сейчас откройте с. 23 прочитайте о новом завете.
Д: (читают о новом завете).
У: Что говорится в Новом Завете?
Д: Какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей.
У: Верно. Что говорил Христос?
Д: Что в Его Лице Бог Сам стал человеком, чтобы быть вместе с людьми. Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос.
У: Молодцы ребята, вы очень внимательно прочитали текст.
- Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
6. Закрепление нового знания
У: Ребята, дайте ответы на вопросы:
- (Слайд 21). Что заповедовал делать, Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось
в мире?
С добрым быть добрым, со злыми быть злыми;
Злом отвечать на зло;
Любить врагов.
- (Слайд 22). Что составляет истинное богатство христианина?
Земные богатства;
Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела;
То, что христианин лучше всех остальных.
- (Слайд 23). Кого учил любить Иисус Христос?
Любить тех, кого нам хочется любить;
Любить тех, кто нас любит;
Любить всех, даже врагов своих.
- (Слайд 24). Какое сокровище нельзя украсть?
Которое никому не нужно;
Которое хорошо спрятано;
Которое человек собирает на небе.
У: Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?
Д: Потому что учение проходило на горе.
У: Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
Д: Доброта, милосердие, вера в Бога.
У: Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясните свои ответы.
Д: (версии учащихся).
У: В чём новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?
Д: (версии учащихся).
- Итог урока
- Что нового узнали?
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- Что вас удивило?
- Домашнее задание
У: А сейчас, ребята откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: прочитать с. 20 – 23. Расскажите своим родителям, что вы узнали сегодня на уроке.
- Организационное завершение урока
У: Встаньте все. Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Вы очень активные, добрые, интересные, умные. Спасибо вам за урок. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "«В гостях у Ганса Христиана Андерсена"
Проект был реализован совместно воспитателем ГПД и библиотекарем школы в группе продлённого дня 1-х классов....
Презентация "Храм Христа Спасителя"
Презентация об истории храма....
Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской
Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...
Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного
Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...
Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы
Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...
Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам
Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...
Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».
Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем? В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...