ОРКСЭ 4 класс "Проповедь Христа"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чуприна  Ольга Константиновна

Тема:  Проповедь Христа.

Цель: формирование представлений об учении Христа.

Задачи: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;

  • формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
  • Пробудить познавательную активность.
  • Раскрыть смысл понятий «проповедь», «Нагорная проповедь».
  • Формировать  представление об учении Христа. Выявить, какие сокровища нельзя украсть.
  • Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
  • Формировать основы духовно-нравственной культуры.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
  • Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
  • Развивать умение работать в паре, в группе.
  • Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propoved_hrista.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Проповедь Христа.

Цель: формирование представлений об учении Христа.

Задачи: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;

  • формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
  • Пробудить познавательную активность.
  • Раскрыть смысл понятий «проповедь», «Нагорная проповедь».
  • Формировать  представление об учении Христа. Выявить, какие сокровища нельзя украсть.
  • Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.
  • Формировать основы духовно-нравственной культуры.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
  • Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
  • Развивать умение работать в паре, в группе.
  • Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.

План урока

  1. Организационное начало урока
  1. Приветствие;
  2. Настрой на урок;
  1. Актуализация знания
  2. Формулировка темы и цели урока
  3. Открытие нового знания
  1. Беседа о мести;
  2. Беседа о богатстве;
  3. Беседа о нагорной проповеди;
  4. Чтение притчи;
  5. Беседа о завете Христа;
  1. Физкультминутка
  2. Закрепление нового знания
  3. Итог урока
  4. Домашнее задание
  5. Организованное завершение урока

Ход урока

  1. Организационное начало урока
  1. Приветствие

У: (Слайд 1). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня урок основа православной культуры буду проводить я, меня зовут Ирина Вячеславовна.

  1. Настрой на урок

У: А сейчас улыбнитесь друг другу, мне, садитесь. Желаю вам удачи на уроке. Будьте внимательны

  1. Актуализация знаний

У: (Слайд 2). Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

Д: Потому что она считается самой читаемой книгой и самым главным книгой христианства.  Ветхий Завет, Новый Завет.

У: Как переводится слово Евангелие?

Д: «Благая весть».

У: Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?

Д: Ветхого завета – пророки.   Нового завета – апостолы (посланники Бога).

У: Выбери правильный ответ:

А) Евангелие - это часть Библии.

Б) Евангелие не входит в Библию.

Д: Евангелие – это часть Библии.

У: Что означает слово «завет»?

Д: Слово «завет» означает – союз, договор.

  1. Формулировка темы и цели урока

У: Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.

У: (Слайд 3). Посмотрите на слайд, какова тема нашего занятия?

Д: Проповедь Христа.

У: Откройте тетради, запишите число и тему урока:

16 октября.

Проповедь Христа.

У: Вы знаете, что такое проповедь?

Д: Наставление, поучение.

У: Запишите в тетрадях. (Слайд 4).

Проповедь – это наставление, поучение.

У: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д: (версии учащихся).

У: (Слайд 5). На уроке вы узнаете:

  • Чему учил Христос;
  • Что такое Нагорная проповедь;
  • Какое сокровище нельзя украсть.
  1. Открытие нового знания
  1. Беседа о мести

У: Как поступить, если, например, тебя обидели - ударили, обозвали, толкнули? Дать сдачи, отомстить?

Д: (версии учащихся).

У: (Слайд 6). Давайте посмотрим в учебнике, чему учил Иисус Христос в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».

У: Легко ли так поступить? (ненавидеть врага своего?).

Д: Нет, не легко.

У: Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.

У: А что такое месть?

Д: (версии учащихся).

У: Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что (Слайд 7). «Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!».

У: Наше сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим. Если сад ухоженный, то и одаривает нас богатым урожаем (Слайд 8-1). А если сад заброшенный? (Слайд 8-2) 

Д: Если сад заброшенный, то и никакого богатого урожая не будет, так как никто не ухаживает за этим садом.

У: Вот также и наше сердце. Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким. От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится темным, заросшим колючками, и каменеет. Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.

У: Как же избежать окаменелости сердца?

Д: Нужно ко всему окружающему миру относиться хорошо, нужно быть добрым, чистым, мягким.

У: В пожелании своим друзьям известный поэт Самуил Яковлевич Маршак сказал: (Слайд 9).

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

У: Как вы понимаете «добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»?

Д: Мысли если будут добрым, а не злыми то и поступки будут хорошие, добрые, никакого зла вокруг себя не будет.

У: (Слайд 10). Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

У: Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

У: (Слайд 11). Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.
  • Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

Д: Последнее утверждение правильное.

  1. Беседа о богатстве

У: (Слайд 12). Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

У: Что такое сокровище на небе?

Д: (версии детей).

У: «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять. Оно не испортится, не сломается. У тебя могут украсть деньги или телефон. Одежда может порваться, дом разрушится. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим. Поэтому вещи не должны заслонять ближнего в твоем сердце – человек дороже всего на свете.

У: Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) душа приносит на Небо – пред лицо Бога.

У: Земные богатства и радость одно и то же?

Д: Это разное.

У: (Слайд 13). Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

У: Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

У: (Слайд 14). Распределите, какие сокровища никогда не исчезнут и какие сокровища исчезнут: слава, добрые дела, богатство, красота, знания, здоровье, успех, сила, доброе сердце.

Д: Исчезнут: слава, богатство, красота, здоровье, успех, сила.

     Не исчезнут: добрые дела, знания, доброе сердце.

4.3. Беседа о нагорной проповеди

У: (Слайд 15). Послушайте нагорную проповедь Иисуса Христа. Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

У: Чему она нас учит?

Д: Не отвечать зло злом, много делать добрые дела…

У: Почему она называется нагорная проповедь?

Д: (версии учащихся)

У: Давайте мы сейчас найдем об этом в учебнике на с. 22.

Д: (читают).

У: Так почему же она называется «нагорная проповедь»? Прочитайте этот кусок, где написано об этом

Д: (зачитывают тот абзац, где написано о «нагорной проповеди»).

У: (Слайд 16). Своё учение Христос проповедовал людям на небольшой горе. Именно здесь он говорил собравшимся о том, месть может привести к раздорам и войнам, что главное богатство человека – это его душа и душевные качества, о том, что нельзя жить по принципу «моя хата с краю». И эта проповедь получила название «Нагорная проповедь». 

У: Именно в Нагорной проповеди Иисус говорил о том, что следуя его заповедям, люди обретут в душе Бога, т.е. душевное спокойствие, любовь, мир, радость, добро и многое другое, что так важно для каждого. Другими словами, каждый человек, принявший учение Христа, обретёт Царствие Божие внутри себя. И тогда в душе каждого будет жить Бог – вера, любовь, справедливость, сострадание, милосердие, надежда, сочувствие и многое другое, что и подразумевается под Его именем. Главное, живя на земле, делать добрые дела и совершать добрые поступки.

Образно это можно представить так: душа человека, живущего по законам добра (т.е. следуя учению Христа) – это благоухающий яркий цветок, а Бог – человеческие качества – это прекрасная бабочка, живущая на этом цветке.(Слайд 17). 

У: Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

У: (Слайд 18). Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Прочитайте к чему призывал каждого человека Бог. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим». 

  1. Чтение Притчи

У: Послушайте притчу. (Читаю притчу).

Д: (внимательно слушают притчу).

У: О чем говорится в притче?

Д: Как однажды Бог исцелил парализованного человека, сказав « Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Ранее неподвижный человек встал на свои ноги, взял носилки свои и пошёл домой, славя Бога.

У: Вот смотрите ребята, как чудеса творил Иисус Христос. Скольких людей Он спас от бед. А люди как верили Ему, Его силе. Увидя Христос, веру человека, как родственники расслабленного залезли на крышу дома,  разобрали кровлю, в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа, он исцелил этого человека, поставила на ноги.

  1. Беседа о Завете Христа

У: А сейчас откройте с. 23 прочитайте о новом завете.

Д: (читают о новом завете).

У: Что говорится в Новом Завете?

Д: Какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей.

У: Верно. Что говорил Христос?

Д: Что в Его Лице Бог Сам стал человеком, чтобы быть вместе с людьми.  Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос.

У: Молодцы ребята, вы очень внимательно прочитали текст.

  1. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
6. Закрепление нового знания

У: Ребята, дайте ответы на вопросы:  

  1. (Слайд 21). Что заповедовал делать, Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось

в мире?

 С добрым быть добрым, со злыми быть злыми;

 Злом отвечать на зло;

 Любить врагов.

  1. (Слайд 22). Что составляет истинное богатство христианина?

 Земные богатства;

 Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела;

 То, что христианин лучше всех остальных.

  1. (Слайд 23).  Кого учил любить Иисус Христос?

 Любить тех, кого нам хочется любить;

 Любить тех, кто нас любит;

 Любить всех, даже врагов своих.

  1.  (Слайд 24). Какое сокровище нельзя украсть?

 Которое никому не нужно;

 Которое хорошо спрятано;

 Которое человек собирает на небе.

У: Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

Д: Потому что учение проходило на горе.

У: Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Д: Доброта, милосердие, вера в Бога.

У: Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясните свои ответы.

Д: (версии учащихся).

У: В чём новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

Д: (версии учащихся).

  1. Итог урока
  • Что нового узнали?
  • С какими новыми понятиями вы познакомились?
  • Что вас удивило?
  1. Домашнее задание

У: А сейчас, ребята откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: прочитать с. 20 – 23. Расскажите своим родителям, что вы узнали сегодня на уроке.

  1. Организационное завершение урока

У: Встаньте все. Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Вы очень активные, добрые, интересные, умные. Спасибо вам за урок. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "«В гостях у Ганса Христиана Андерсена"

Проект был реализован совместно воспитателем ГПД и библиотекарем школы в группе продлённого дня 1-х классов....

Презентация "Храм Христа Спасителя"

Презентация об истории храма....

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного

Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам  по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...

Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».

 Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем?   В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...