Светская Этика. Тема "Дружба" Фрагмент урока (диалог)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Спиридонова Валентина Федоровна

Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_spiridonova_vf.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Спиридонова В.Ф.

Фрагмент урока (диалог): урок 14.

Тема:«Дружба»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

- Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

 - Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, послушаете стихотворение.

http://www.litera.ru/stixiya/img/spacer.gif


        БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Р.Гамзатов (дагестанский поэт)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся слушаютстихотворение. Ключевое  слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

3. Определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в  рабочий лист.

- Как вы понимаете слово

 «дружба»?

- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

- Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

- Как вы понимаете это высказывание великого философа?

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите цели в рабочий лист.

«Дружба».

Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний

Высказывания детей

  • Какие отношения существуют между людьми,                          
  • что такое дружба,
  • чем дружеские отношения отличаются от других отношений
  • кто такой друг

Рабочий лист.

Дерево предсказаний.

Что такое дружба?

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о разных отношениях между людьми, о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.

-  Как вы можете объяснить слово»друг»? Друг - это кто? (ответы детей)

- Что означает выражение «мнимый друг»?

- Давайте подумаем, что характеризует настоящую дружбу. Попробуем определить, что относится к настоящей дружбе. Какими качествами она обладает.

- Григорий Саввич Сковорода (украинский философ) советовал: «Избегай людей, которые, видя твои пороки, недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде  или несчастье». Как вы понимаете этот совет? (ответы детей)

- Это подтверждается русской пословицей «Недруг поддакивает, а друг спорит»

Честность, искренность

- Считаете ли вы справедливым высказывание графа Л.Н. Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (ответы детей)

Доверие

- Помните в сказках Г.Х.Андерсена «Огниво»: у солдата было много денег и много друзей; деньги кончились – и друзья куда то исчезли. Почему это произошло? Были ли это настоящие друзья? Можно ли за деньги купить дружбу, хорошее отношение?  ( ответы детей)

Бескорыстие

- Как вы понимаете пословицу: « Сам погибай, но товарища выручай»? Приходилось ли вам чем-то жертвовать ради друга? Приходилось ли вашему другу чем-то жертвовать ради вас? (ответы детей)

- Восточного мудреца и острослова Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»

«Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»

Преданность, надёжность

- Отвечая на вопрос анкеты: «друг – это …», вы писали: «тот кто меня не подведёт», «кому я могу доверить тайну», « на кого я могу положиться», «кто мне поможет в трудную минуту», « к кому я могу обратиться за советом» и т. п. Это конечно правильно, но получилось очень односторонне: «друг для меня», а где же «я для друга»?  

-Может ли дружба строиться  на неравенстве в отношениях людей? Например когда один стремиться постоянно угодить другому?

 -Таким образом у нас появляются сложные слова , к ним добавляется часть «взаимо».

- Поэт Михаил Светлов (1903 – 1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»

«Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.

Взаимоуважение , взаимопомощь, взаимодоверие

Что рождает дружбу?

Вопросы:

 - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

- Где человек может найти себе друзей? (ответы детей)

- Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

- Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы? (ответы детей)

- Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.

- Могут ли дружить разные по характеру люди? (ответы детей)

- «Единомыслие рождает дружбу». Греческий философ Демокрит

Общие интересы, уважение, доверие

- Марк Твен, автор приключений Тома Сойера, говорил: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». Почему бывает трудно в подобной ситуации? Случались ли у вас подобные ситуации? Как лучше всего в ней поступить? (ответы детей)

Умение понять другого человека

- Как вы понимаете выражение Аристотеля, древнегреческого философа

У кого есть друзья, у того нет друга» ? (ответы детей)

- Может ли у человека быть много друзей?(ответы детей)

- Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

- Чем приятели отличаются от друзей? (ответы детей)

Что может разрушить дружбу?

- Мы помним русскую пословицу: «друзья познаются в беде», говорим о том, что друг всегда поддержит в трудной ситуации. А может ли причиной разрушения дружбы стать радость? (ответы детей)

- Почему не каждому человеку удаётся радоваться успехам другого, если при этом он сам не успешен?  Какое чувство испытывает при этом человек?

- Почему говорят, что человека «гложет зависть»? Бывает ли «белая зависть» или её придумали для оправдания негативных чувств?

Зависть к успехам другого человека

-А недоверие может разрушить дружбу?

Вы, вероятно, знаете песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»  Чем (или в чём) проверяется дружба? Надо ли её проверять?

Недоверие

- В чём, по-вашему, проявляется предательство в дружбе? Были ли у вас ситуации, когда друзья вас предали? С чем это было связано?(ответы детей)

- Можно ли простить предательство? Можно ли простить другу предательство, которое он совершил по слабохарактерности, трусости? (ответы детей)

- Что можно простить другу?

- «Истинной дружбой могут быть связаны лишь те люди, которые могут прощать друг другу мелкие недостатки». Ж. Лабрюйер (французский писатель)

Предательство

- На весенних каникулах мы прочитаем книгу «Чучело»,  Владимира Железнякова, тогда более подробно поговорим о предательстве, о том, что можно простить, а что лучше не прощать.

    Ссора с другом

- Приходилось ли вам ссориться с другом? Какие причины приводили к этому? (ответы детей)

- Трудно ли мириться с другом?

 - Кто, по вашему, должен первым сделать шаг на встречу при ссоре   с другом? Почему это порой сделать бывает очень трудно?

- Существует утверждение: лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами. Не приходилось ли вам задумываться над этим? (ответы детей)

Как дружба влияет на человека?

- Какая мудрость заложена в пословицах: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты», с кем поведёшься, от того и наберёшься»? (ответы детей)

- Представим себе ситуацию: ученик просит у своего друга списать домашнее задание. Как отреагирует на эту просьбу его друг? Почему? (ответы детей)

- Какие ещё сложные жизненные ситуации могут стать испытанием для дружбы?

- Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями, которые испытывали вашу дружбу на прочность? Как отличить проявление истинной дружбы от мнимой?

- Лис в книге А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» произносит такие слова: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с этим? (ответы детей)

    Чтобы иметь друзей…

- Перед началом разговора вы уже отвечали на этот вопрос .

Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

«Чтобы иметь друзей нужно …быть другом».

Окончание разговора

- На этом наш сегодняшний разговор окончен. В следующий раз мы подробно поговорим о том, почему друзья ссорятся, как помириться.

Высказывания детей

Семейные, служебные,  отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.

Высказывания детей.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

"Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика." Тема урока: "Свобода и ответственность"

Данный урок был проведён в 4 классе. Мне очень нравится модуль "Светская этика" в рамках курса ОРКСЭ. На этих уроках дети не только учатся, как себя правильно вести, как поступать в различных жизненны...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...