Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В. Аверин
приказ №361 от 29.08.2017 г.
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом школы
протокол № 1 от 28 августа 2017 г.
Рабочая программа
по ОРКСЭ
4 класс
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Основы православной культуры
УМК «Планета Знаний»
1. Роль и место дисциплины | Согласно Поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) в 2010 году в группе субъектов РФ (19), а с 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях новых предметов для изучения учащимися по их выбору или выбору их родителей (законных представителей). В числе этих предметов: Основы православной культуры». Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4-ых классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе (всего 34 часа). |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа составлена на основе примерной программы по основам православия, составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-х классов. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». |
4. Цели и задачи | Цель курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции. Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников. Познакомить с особенностями церковного искусства. Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и содержанием Евангелия. Изучить основы православной этики. |
5. Специфика программы | Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по основам православия позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов. |
6. Основные содержательные линии курса |
|
7. Структура программы | 3. Бог и человек в православии 8. Пасха 9. Православное учение о человеке 11. Заповеди 14. Храм 15. Икона 16. Творческие работы учащихся 18. Как христианство пришло на Русь 19. Подвиг 25. Монастырь 26. Отношение христианина к природе 28. Защита Отечества 30. Любовь и уважение к Отечеству 31-34. Итоговый урок |
8. Требования к результатам | Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4-х классов:
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–х классов:
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
|
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, а также оральных дилемм и дискуссий -Эвристические беседы -Исследовательский метод -Проектирование -Уроки – экскурсии -Деловые и ролевые игры -Различные викторины и другие конкурсные события -Творческие мастерские -Использование информационно- коммуникационных технологий Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно. |
10. Контроль | Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного года и включает в себя: поурочное оценивание – оценка различных видов заданий, выполняемых учащимися на уроке и (или) дома в ходе изучения учебного предмета. Текущий контроль: практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки, самоконтроль. Тематический контроль: художественно - практические задания, тестирование, викторины, кроссворды, защита проектов. Итоговый контроль: теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение основ православия отводится 1 час в неделю, всего - 34 часов: I четверть - 9ч. IIчетверть - 7ч. IIIчетверть- 10ч. IVчетверть -8ч. |
Тематическое планирование
по основам православной культуры к УМК «Планета Знаний»
4 класс
Тематическое планирование | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Исторические основы православной культуры – 17ч. | ||
Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Заключительный урок. | Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы православной культуры», о его целях и задачах. Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна России и на его примере раскрыть значение слова «священный». Раскрыть значение понятия «Святая Русь» (по Д.С. Лихачеву). Дать первоначальное представление об историко-литературных источниках (летописях), благодаря которым мы знаем о древнейших периодах своей родной истории. Сформировать представление о важнейших священных именах и событиях Древней Руси. Объяснить значение слов «достопамятный» (достойный памяти), «досточтимый» (достойный чести, почитания). Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Познакомить с просветительной деятельностью среди славян святых братьев Кирилла и Мефодия. Сопоставляя церковнославянскую азбуку и современный русский алфавит, показать, чем различаются эти две буквенные системы. Рассказать о новом (с 1991 г.) церковно-государственном празднике — Дне славянской письменности и культуры (24 мая). Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом Познакомить учеников с Православной молитвой. Рассказать о переменах в общественной жизни Древней Руси после принятия православия. Раскрыть значение Крещения Руси как просвещения Руси: показать значение этого события для развития книжной культуры и школьного обучения в Древнерусском государстве. Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии. Показать ученикам великую православную святыню Библию и Евангелие, связывающую православную историю и культуру Византии и России. Познакомить с историей шествования Владимирской иконы Божией Матери по центрам русской государственности (Киев – Владимир – Москва), а также историей прославления и почитания этой величайшей святыни России. Началоосмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры. Познакомить учеников с проповедью Христа. Раскрыть ее значение. Показать, какое значение приобрёл подвиг святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Познакомить учеников с церковно-патриотической деятельностью святого Сергия Радонежского. Показать, значение Христа и Его Креста для православных. Рассказать о славных Днях Победы в Российском историческом календаре (XIV–XIX вв.). Познакомить учеников с праздником пасхи формировать понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. Раскрыть духовно-нравственное значение иконы «Троица «как символа единства». Рассказать о храме, для которого писал эту икону святой Андрей Рублёв. Рассказать о выставке «Святая Русь» (Париж, Лувр, 2010 г.), где в составе икон Древней Руси экспонировалась и икона «Троица» Андрея Рублёва. На примере святых рассказать о понятиях тело, душа, внутренний мир человека, осмыслении христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Познакомить с деятельностью митрополита Петра, содействовавшего Московскому князю Ивану Калите. Раскрыть значение слов «златоглавая», «первопрестольная». Представить на иллюстрациях или слайдах соборы Московского Кремля. Познакомить учеников с основными понятиями добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.: Рассказать о великих патриотах России — нижегородском гражданине Косьме Минине и талантливом полководце князе Дмитрии Пожарском. Показать исторические истоки государственного праздника Дня народного единства (4 ноября) и связь этого праздника с почитанием Казанской иконы Божией Матери. Разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Познакомить учеников с удивительным подвижником Русской Православной Церкви — святым Серафимом Саровским, учившим приходивших к нему людей хранить дух мирный. Охарактеризовать служение людям великих подвижников — святых людей Руси. Рассказать о возрождении Серафимо-Дивеевского и Саровского монастырей в конце XX в.Осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Познакомить учеников с понятиями «монастырь», «обитель», «лавра». Рассказать о патриотическом служении Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Показать значение Троице-Сергиевой Лавры как духовного центра Руси Святой. Расширить и углубить знания учащихся о понятиях «святой», «священный». Вспомнить имена святых Русской Православной Церкви, упоминавшихся в учебном курсе. Рассказать о различных видах святости и подвижничества. Познакомить с праздником и иконой «Всех Святых в земле Российской просиявших». Познакомить учеников с историей создания Храма Христа Спасителя. Разъяснить смысл словосочетания «храм-памятник». Рассказать о воссоздании Храма Христа Спасителя. Разъяснить духовно-нравственный смысл возрождения православной культуры России. Объяснить значения слов «икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени». Рассказать о том, как во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Рассказать о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Вспомнить выдающиеся события родной истории X–XX веков и обозначить памятные даты XXI века, связанные с этими событиями. Рассказать о науке «Краеведение». Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории. Вспомнить текст Государственного Гимна России. Закрепить понятия «святой», «священный». Рассказать о цели и задачах изучения второй части учебного предмета «Основы православной культуры» — «Нравственные основы православной культуры». | Читать наизусть, петь Государственный Гимн России. Узнавать государственные символы России: Флаг, Герб. Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России. Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение). Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России. Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям). Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории: День славянской письменности и культуры (24 мая), День Крещения Руси (28 июля), День народного единства (4 ноября). Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия. Различать вещественные, устные и письменные исторические источники. Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников. Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты. Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами). Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России. Приводить примеры достопамятных сказаний русской словесности. Приводить примеры возрождения памятников православной культуры России в конце ХХ – начале XXI веков. Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли». Самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочетаний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурно-историческое наследие России». |
Нравственные основы православной культуры – 18ч. | ||
Как христианство пришло на Русь. Отношение христианина к природе. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка и итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Вспомнить как христианство пришло на Русь, примеры добродетелей. Обсудить вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?» Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показать значение доброго нрава в жизни человека. Учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать. Разъяснить великое значение благодарности как залога правильного и дружелюбного общения между людьми. Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?» Разъяснить великое значение слова «подвиг» Познакомить с характеристикой слова «добро», которую дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах). Объяснить, что «дружба» против кого-либо или «дружба» в плохом деле не являются дружбой. Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13). Разъяснить важное значение причастия, ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов «ответ» и «ответственность». Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как высочайшей форме ответственности. Разъяснить понятие «монастырь», взаимосвязь понятий «правда» и «справедливость», «честность» и «правда», «совесть» и «мужество». Познакомить с выражением «Береги честь смолоду». Объяснить, почему древнейший свод законов на Руси носил наименование «Русская Правда». Вспомнить изречение святого князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!» Почему академика Д.С. Лихачева называли совестью нации. Объяснить, в чём отличие проявления мужества и храбрости от безрассудства участия в экстремальных видах спорта и опасных забавах. Разъяснить необходимость нравственной самозащиты от наиболее распространённых и опасных ошибок, преступлений и пороков: сквернословия, курения, токсикомании, наркомании, воровства, распущенности, непочтительного отношения к родителям и старшим. Показать необходимость осторожности в повседневной жизни. Сформировать представление о трудолюбии как одной из важнейших добродетелей. Раскрыть значение трудолюбия в учёбе. Показать примеры трудолюбия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить необходимость трудолюбия для раскрытия и развития таланта. На примере басни «Стрекоза и Муравей» показать результаты праздности. Сформировать представление о милосердии как важнейшей добродетели. Познакомить детей с притчей о милосердном самарянине. Показать примеры милосердия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить значение именования «сестра милосердия». Рассказать о том, кто такие волонтёры. | Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме. Задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме. Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание). Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело». Приводить примеры добрых дел. Учиться замечать добрые дела окружающих. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни. Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности. Называть признаки поведения благодарного человека. Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?» Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях). Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность», «дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон». Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи. Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?» Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации). Видеть связь между осторожностью и надёжностью. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Планируемые результаты освоения учащимися программы
по основам православной культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4–х классов:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–х классов:
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
- Список литературы
- Для учеников:
- 1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2011г
- 2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
- Для родителей:
- «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
- Для учителя:
- 1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2011
- 2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
- 3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
- 4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
- 5. Энциклопедическая и справочная литература.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
6. экскурсионный урок - Э
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ – 34 ч.
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД | Дата проведения | ||||||
план | факт | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 четверть – 9ч. | ||||||||||||||
Часть первая: Исторические основы православной культуры | ||||||||||||||
1. | Россия – наша Родина. | 1 | УИПЗЗ | Особенности учебного предмета «Основы православной культуры», цели и задачи. Текст Государственного Гимна России. Значение слова «священный». Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Знать текст Государственного Гимна России. Уметь раскрывать значение слова «священный», узнавать государственные символы России: Флаг, Герб. | Текущий | Читать наизусть, петь Государственный Гимн России. Узнавать государственные символы России: Флаг, Герб. Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России. | 1.09 | ||||||
2. | Культура и религия. | 1 | УИПЗЗ | Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. | Знать, как человек создал культуру и о чём говорит религия. Уметь сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. | Текущий | Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение). Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России. Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. | 8.09 | ||||||
3. | Человек и Бог в православии. | 1 | УИПЗЗ | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. | Знать основы духовной традиции православия. | Текущий | Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям). Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | 15.09 | ||||||
4. | Православная молитва. | 1 | УИПЗЗ | Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «отче наш». | Знать, что такое православие, какие бывают молитвы. | Текущий | Раскрывать значение Крещения Руси как просвещения Руси: показывать значение этого события для развития книжной культуры и школьного обучения в Древнерусском государстве. | 22.09 | ||||||
5. | Библия и Евангелие. | 1 | УИПЗЗ | Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. | Знать, кто такой христианин, кто такие пророки и апостолы, что такое Библия и Евангелие. Знать, что такое Откровение Божие. | Текущий | Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказывать об апостолах Христовых. | 29.09 | ||||||
6. | Проповедь Христа | 1 | УИПЗЗ | Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. | Знать, что такое проповедь (Нагорная проповедь), как христиане относятся к мести, и почему. | Текущий | Составлять словарь терминов и понятий. Давать определения основных понятий православной культуры. Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказывать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | 6.10 | ||||||
7. | Христос и Его Крест. | 1 | УИПЗЗ | Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. | Знать, что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа, кто такой Богочеловек, в чём состояла жертва Иисуса Христа. | Текущий | Рассказывать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснять, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснять, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | 13.10 | ||||||
8. | Пасха. | 1 | УИПЗЗ | Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. | Знать, что такое Пасха (Воскресение), как празднуют Пасху, как звучит пасхальное приветствие, как звучит пасхальный гимн, что такое христианский пост. | Текущий | Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории. Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказывать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказывать, в чём состоит смысл христианского поста. | 20.10 | ||||||
9. | Православное учение о человеке. | 1 | УИПЗЗ | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. | Уметь отличить человека от животного. Знать чем человек отличается от животного, что такое «внутренний мир» человека, в чём заключается свобода для христианина, как Библия рассказывает о происхождении души христианина. | Текущий | Объяснять выражение «внутренний мир» человека. Составлять рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснять, в чём заключается свобода для христианина. | 27.10 | ||||||
2 четверть – 8 ч. | ||||||||||||||
10. | Совесть и раскаяние. | 1 | УКИЗ | О подсказках совести. Как исправить ошибки. | Знать, что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. | Текущий | Рассказывать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснять выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснять связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказывать, почему покаяние называют «лекарством души». | 10.11 | ||||||
11. | Заповеди. | 1 | УИПЗЗ | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. | Знать, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. | Текущий | Рассказывать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказывать, что общего у воровства и убийства. Обсуждать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | 17.11 | ||||||
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | УИПЗЗ | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | Знать, кого христиане называют «ближним», как христианин должен относиться к людям, что такое «милосердие», «милостыня». | Текущий | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказывать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказывать, какие существуют дела милосердия. | 24.11 | ||||||
13. | Золотое правило этики. | 1 | УИПЗЗ | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. | Уметь формулировать главное правило человеческих отношений. Знать, что такое «этика», что такое «неосуждение». | Текущий | Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Формулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказывать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | 1.12 | ||||||
14. | Храм. | 1 | УИПЗЗ | Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. | Знать, для чего людям нужен храм, что они там делают, как устроен православный храм, что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение», что такое «церковно-славянский язык». | Текущий | Рассказывать, как устроен православный храм. Обсуждать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказывать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснять значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказывать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | 8.12 | ||||||
15. | Творческие работы учащихся. | 1 | УКИЗ | О курсе «Основы православной культуры». | Знать, как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ, как пользоваться литературой и другими источниками информации. Уметь правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. | Тематический контроль | Искать требующуюся литературу. | 15.12 | ||||||
16-17. | Обобщающий урок. Проектная деятельность. | 2 | УПОКЗ | Урок презентация. Введение в православную духовную традицию. | Уметь излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать из чего складывается оценка творческой работы. | Защита проектов. | Представлять свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | 22.12 29.12 | ||||||
3четверть – 9 ч. | ||||||||||||||
Часть вторая: Нравственные основы православной культуры | ||||||||||||||
18. | Икона. | 1 | УИПЗЗ | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. | Знать в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему, зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. | Текущий | Объяснить значения слов «икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени». Рассказать о том, как во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Познакомиться с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. | 12.01 | ||||||
19. | 1 | УИПЗЗ | Что такое Церковь. Что такое крещение. | Знать, что такое Евангелие, Пасха, храм и икона, кто такой Иисус Христос, что такое Церковь и крещение, как Русь стала христианской страной. | Текущий | Вспомнить, как христианство пришло на Русь, примеры добродетелей. Обсуждать вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?» Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показывать значение доброго нрава в жизни человека. Слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать. | 19.01 | |||||||
20. | Подвиг. | 1 | УИПЗЗ | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. | Знать основные термины и понятия: Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва. | Текущий | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной). | 26.01 | ||||||
21. | Заповеди блаженств. | 1 | УКИЗ | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. | Знать основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Текущий | Анализировать жизненные ситуации. Объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни. Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности. Называть признаки поведения благодарного человека. | 2.02 | ||||||
22. | Зачем творить добро? | 1 | УИПЗЗ | Как подражают Христу. Чему радуются святые. | Знать основные термины и понятия: Добро. Зло. Традиция. Заповедь. | Текущий | Вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную. Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?» | 9.02 | ||||||
23. | Чудо в жизни христианина. | 1 | УИПЗЗ | О Святой Троице. О христианских добродетелях. | Знать основные термины и понятия: Чудо, Святая Троица, христианские добродетели. Три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь. | Текущий | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 16.02 | ||||||
24. | Православие о Божием суде. | 1 | УИПЗЗ | Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. | Знать основные термины и понятия: Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Текущий | Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях). Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность», «дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон». | 2.03 | ||||||
25. | Таинство Причастия. | 1 | УИПЗЗ | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. | Знать основные термины и понятия: Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия). Уметь работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, понимать значение православных таинств для человека. | Текущий | Разъяснять важное значение причастия, ответственности в жизни человека и общества. Раскрывать смысл родственных слов «ответ» и «ответственность». Показывать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества. | 16.03 | 23.03 | |||||
26. | Монастырь. | 1 | УИПЗЗ | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. | Знать основные термины и понятия: Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. | Текущий | Объяснять, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказывать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории. | 23.03 | ||||||
4четверть – 8ч. | ||||||||||||||
27. | Отношение христианина к природе. | 1 | УИПЗЗ | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Знать основные термины и понятия: Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Текущий | Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи. Приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | 6.04 | ||||||
28. | Христианская семья. | 1 | УИПЗЗ | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | Знать основные термины и понятия: Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Текущий | Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации). Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации. Готовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто». | 13.04 | ||||||
29. | Защита Отечества | 1 | УИПЗЗ | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. | Знать основные термины и понятия: Защита и защитники Отечества. Справедливая война. Русские святые-воины. Уметь рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, осуществлять поиск информации для выполнения заданий, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове. | Текущий | Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | 20.04 | ||||||
30. | Христианин в труде | 1 | УКИЗ | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | Знать основные термины и понятия: Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. | Текущий | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. | 27.04 | ||||||
31. | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | УИПЗЗ | Духовные традиции России. | Знать основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. | Текущий | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказывать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | 4.05 | ||||||
32-34. | Итоговый урок. Проверочная работа. Проектная деятельность | 3 | УПОКЗ | Подготовка творческих проектов учащихся. Конференция Выступление со своим творческими проектами. Смотр знаний. Урок презентация. | Знать правила составления презентации, требования к ее оформлению и защите. | Защита проектов. | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оцени качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. | 11.05 18.05 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....