Урок ОРКСЭ в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Узелова Лидия Евгеньевна

Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему "Как христианство пришло на Русь" построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком "открытия новых знаний". На уроке применяются современные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии критического мышления. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.docx27.86 КБ
Файл kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как христианство пришло на Русь.

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культуры.

Задачи:

  • познакомить с разными значениями понятия «Церковь»;
  • объяснить смысл Крещения;
  • рассказать, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.

Планируемые результаты.

Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси, с понятиями: Церковь, Крещение, Святая Русь.


Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами,  установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям,  готовность слушать собеседника и вести диалог;  


Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Основные термины и понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Выбор веры», карточки с отрывками из книг М.В.Толстого «История Русского православия» и Н.Д. Богдановой «Крещение Руси», учебник.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришли учителя из других школ нашего района. Давайте поприветствуем их нашими улыбками и постараемся сделать всё, чтобы они ушли после нашего урока с хорошим настроением. Садитесь.

                 2.Актуализация знаний и постановка темы урока. 

- Ребята, как называется наше государство?  (Россия)

- А какая она по вашему мнению? Подберите прилагательные для её описания.

- А как вы охарактеризуете Россию с точки зрения Основ православной культуры? (Православная, христианская, святая)

- Что означают эти понятия? Как вы их понимаете?

- Всегда ли Русь, по вашему мнению, была православной?

- Сможете ли вы сейчас объяснить, как и почему на Русь пришло христианство?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Как христианство пришло на Русь.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; выясним, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; узнаем,  что подразумевают под понятием Святая Русь.

     3.Изучение нового материала.

– Откройте учебники на стр. 58 и прочитайте 1-3 абзацы статьи «Крещение Руси».

- Каким образом учение Христа расходилось по свету?

- Быстро или медленно это происходило? Почему?

- Во что объединялись христиане?  (В Церковь)

- Какие значения слова «церковь» вы теперь знаете?  (Церковь – это храм, и Церковь – это объединение христиан в общество).

- Как тогда объяснить высказывание: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»?

- Какой праздник все христиане празднуют 19 января?

- Что произошло в этот день?

- Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 59.  (Крещение – присоединение к Церкви).

- Каждый ли христианин должен креститься? Когда это обычно происходит?

- Крещение – это церковное таинство. Человек погружается в воду с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Обычно крестят маленьких детей, но если человек не был крещён в детстве, то он может креститься в любом возрасте, но только один раз. Если у него возникнет нужда обновить душу, то это возможно только через покаяние, которое называют вторым крещением.

- Первые христиане на Руси крестились будучи взрослыми, состоявшимися людьми. Они делали это добровольно, изучив и осмыслив  христианское учение. Но таких людей было немного. Русь была языческим государством. Кто знает, кто такие язычники?

- Язычники – это люди, которые поклоняются многим божествам - идолам. По представлениям язычников мир состоит из добрых и злых духов природы  и нужно стараться угождать им. А для этого им нужно приносить жертвы: продукты питания, животных и даже людей. Можно представить,  насколько жестокие нравы царили на Руси. Все русские князья были язычниками, пока княгиня Ольга не приняла христианство. В 957 году она специально поехала в Константинополь – столицу Византии – чтобы креститься. В крещении  она получила имя Елена. Согласно Житию, Ольга всей душой приняла высокие нравственные идеалы христианства, главные Божии заповеди. Вернувшись в Киев, она построила один из первых русских христианских храмов – деревянный храм Святой Софии в Киеве и прославилась добрыми делами милосердия и помощи. Позже она была причислена к лику святых.

Крестителем Руси было суждено стать князю Владимиру, внуку княгини Ольги. О том , что это был за человек, мы узнаем из рассказа ребят.

Князь Владимир родился около 960 года  в селе Будутино, Псковской области. Отец – князь Святослав. Мать его, Малуша была дочерью князя Древлянского. Мальчика  назвали русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником. Он возглавил поход против  своего брата Ярополка–христианина и, победив его, стал полновластным князем Киева. Он расширял и оборонял   пределы  княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял. Началом чудесной перемены в князе стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на врагов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и Луну, и Солнце, и человека». Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

А о том, как происходил выбор веры вы узнаете из видеофильма.

Просмотр отрывка «Выбор веры»

- Долго ли Владимир выбирал веру для Руси? Почему?

- Что же повлияло на его выбор?

- Князь Владимир принял Крещение в городе Корсунь.  В Крещении он принял имя Василий. Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей и призвал народ принять крещение. Он велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами». Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере.

Вот как это описывается в одном из стихотворений.

Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.

Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.

Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.

Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.

Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.

В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.

С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.

Распахнулось на небе
Золотое окно:
В благодатный молебен
Много душ спасено!

Физминутка

Проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Я буду высказывать утверждения, а вы внимательно меня слушать. Если утверждение верное, то вы поднимаете руки вверх и машете ими. Если утверждение неверное, то вы ставите руки на пояс и делаете повороты в сторону.

Князь Владимир в крещении принял имя Алексий.

Первые мученики Руси Феодор и Иоанн.

Владимир крестился в городе Корсунь.

Храм Святой Софии в Киеве построил Владимир.

Княгиня Ольга в крещении стала Еленой.

Крещение – это присоединение к Церкви

Крещение киевлян происходило в реке Дон.

Князь Владимир в крещении принял имя Василий.

Крещение киевлян происходило в реке Днепр.

Спасибо, присаживайтесь. Продолжаем наш урок.

4. Самостоятельная работа по группам

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь Владимира и Руси после принятия христианства?

Я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны будете ознакомиться с текстами, лежащими у вас на партах, и ответить на вопросы к этим текстам.

- 1 группа, прочитайте отрывок из книги  Михаила Владимировича Толстого «История Русского православия»  и ответьте на вопросы:

- Какие изменения произошли в характере князя Владимира после принятия им Крещения?

Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»

«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»

- 2 и 3 группы, прочитайте отрывки из книги  Надежды Дмитриевны Богдановой «Крещение Руси»  и ответьте на вопрос:

- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?

2 группа.

Отрывок из книги Н.Д. Богдановой «Крещение Руси»

«При князе Владимире началось просвещение Руси. Он хотел превратить свой народ в просвещенную и культурную нацию. Поэтому началось христианское обучение народа. Как и при крещении, он начал с собственного семейства: его сыновья Ярослав, Мстислав, Изяслав и Борис были научены грамоте и сами читали книги. Стали открываться школы. Владимир «... повелел забирать детей у нарочитой чади и отдавать их на учение книжное». Забирая насильно детей знатных родителей, Владимир хотел, чтобы они, получив образование, стали будущими просветителями своего народа. Сколько тогда появилось школ и где именно, в летописи не сказано. Можно только предполагать, что они открылись не только в Киеве. Иаков мних пишет в «Житии...»: «И повелел попам по городам и селам людей по крещению приводить и детей учить грамоте», т.е., чтобы в каждом приходе при церкви была организована школа, где местное духовенство занималось бы обучением детей. Чему обучали в церковных школах? Конечно же славянской письменности, а, возможно, и церковному пению (если готовили священников). Рождаются удивительные литературные произведения.»

3 группа.

Отрывок из книги Н.Д. Богдановой «Крещение Руси»

«Вскоре после крещения киевлян великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их на местах прежних языческих кумиров. Первую церковь он построил на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого Василия. Это была небольшая деревянная церковь, расположенная рядом с теремным двором князя. Подлинным же памятником Крещению Руси стала соборная церковь Пресвятой Богородицы, получившая впоследствии название Десятинной. Строили ее греческие мастера, «зиждители палат каменных», приглашенные Владимиром, украшали греческие живописцы. В возведении храма участвовали и русские. Начинается стремительный рост городов. В городах и селах развиваются различные ремесла: кузнечное, кожевенное, гончарное; прикладные искусства: литье, ковка, чеканка, финифть. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету».

- Ребята,  с Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность. Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола. С принятием Христианства людские сердца «умягчались». Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена  и давала им ощутить себя единым народом.

Прочитайте 1-2 абзацы на с. 60.

- Почему Русь стали называть святой?

5.Творческая работа.

Составление синквейнов.

1 группа: князь Владимир.

2 группа: крещение.

3 группа: Русь.

6.Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:


1. Я узнал (а), что ________________________


2. Я был удивлен (а) тем, что _______________


3. Мне понравилось, что __________________

7.Домашнее задание.

1. Прочитать учебник стр.58-61.
2. Подготовить мини-сообщение на тему:

Какое имя дал русский народ князю Владимиру и почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель МБОУ « Свободинская СОШ» Золотухинского района Курской области Узелова Л.Е. Как христианство пришло на Русь

Слайд 2

Познакомимся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси. Выясним, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны. Узнаем, что подразумевают под понятием Святая Русь.

Слайд 3

Работа с учебником. Прочитайте 1 – 3 абзацы на странице 58.

Слайд 4

Люди, ставшие христианами, объединились в общество, которое называется Церковь.

Слайд 5

Церковь = Храм Объясните, почему говорят: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»

Слайд 6

Крещение Господне

Слайд 7

Крещение – присоединение к Церкви.

Слайд 10

княгиня Ольга

Слайд 11

князь Владимир

Слайд 12

Феодор и Иоанн

Слайд 13

Крещение Владимира

Слайд 15

Работа в группах. 1 группа Какие изменения произошли в характере князя Владимира после принятия им Крещения? 2 и 3 группы Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?

Слайд 16

Работа с учебником. Прочитайте 1 и 2 абзацы на странице 60.

Слайд 17

1. Я узнал(а), что… 2. Я был удивлён(а) тем, что… 3. Мне понравилось, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОПК. Как христианство пришло на Русь

Урок по основам православной культуры на тему "Как христианство пришло на Русь". Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности ...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"...

Презентация к уроку на тему: "Как христианство пришло на Русь"

Иллюстративный материал к уроку. Картины  знаменитых художников Нестерова Михаила Васильевича и Васнецова Виктора Михайловича...

Урок по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"

Конспект урока по ОРКСЭ разработан в соответствии с программой, требованиями ФГОС и возрастных особенностях учащихся. Н уроке используются разные виды работы: работа в парах, составление интеллект-кар...

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ОРКСЭ НА ТЕМУ "КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ"

данный материал может быть использован К УРОКУ ОРКСЭ В 4  КЛАССЕ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...

Урок 5 . Тема " Как христианство пришло на Русь " ОРКСЭ Модуль : " Основы православной культуры"

Технологическая карта урока + презентация к уроку разработаны для учащихся 4 класса  проходящих  ОРКСЭ Модуль: "Основы православной культуры" по учебнику  Т.А. Костюковой, О.В...