История религий в России
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "История религий в России". 4 класс. Цель урока: создание условий для ознакомления с принятием христианства на Руси и ролью православного христианства в истории страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_tv_istor_relig_v_rossii.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История религий в России
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент (1 мин) | ||
Приветствует учителей и обучающихся. -Проверьте готовность к уроку. У вас на партах тетрадь, пенал, учебник. | Приветствуют учителей. Проверяют готовность к уроку.
| Личностные результаты: формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. |
2. Актуализация знаний по теме «Искусство в религиозной культуре» (7 мин) | ||
Предлагает задания кроссворда. Координирует и контролирует выполнение работы. По горизонтали: 1. Роспись стен в христианском храме. 6. Искусство изображения Божьего Слова в исламе. 8. Надевается на стержни, которые держат в синагогах свиток, в знак того, что Писание – владыка народа. 9. Район Центральной Азии, где живут монахи-буддисты, которые во время одного из обрядов тщательно создают «круг» - вид Вселенной, а в конце ритуала разрушают изображение. 10. Священное Писание мусульман. 11. В переводе «круг» - символический вид буддийской Вселенной. По вертикали: 2. Искусство изображения Будды. 3. В иудаизме он одевается в специальные расшитые одежды с поясом. 4. В христианстве изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых. 5. Искусство сложных орнаментов в исламе. 7. Светильник-семисвечник в иудаизме. (Доп.вопрос: Что означает икона в переводе с греческого?) | Разгадывают кроссворд, вписывая в клетки слова. За правильный ответ ставят плюс своей команде. Постепенно на белой доске появляются ответы: -Образ, изображение. | Регулятивные УУД: развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей. Познавательные УУД: развиваем умения оформлять информацию в виде слова в кроссворде. Личностные результаты: формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать других. |
3. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин) | ||
На доске запись: История религий в России. -Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока. -В ходе урока постараемся ответить на проблемные вопросы. | Формулируют, записывают тему в тетради. Читают вопросы. | Регулятивные УУД: развиваем умение формулировать тему, принимать учебную задачу и следовать ей, работать по плану. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать. |
3. Актуализация знаний. Работа по теме урока | ||
1) Выбор веры (10 мин) | ||
1. Беседа. -На заре истории нашей страны в столице Киеве правил князь Владимир. Как большинство жителей Руси, Владимир придерживался тогда традиционных верований - многобожия (язычества), был идолопоклонником. Кто смотрел м/ф «Князь Владимир»? Вёл ли князь завоевательные войны? Зачем? -От чьих набегов страдала Русь? -К кому сватался князь Владимир? -Князь Владимир много думал о новой вере для Руси, чтобы объединить народы. Тогда Русь была молодым государством, но её могущество укреплялось. Какую веру вскоре принял князь? -Расскажите по схеме, где существовало в то время христианство. -В Древней Руси Византию называли «Греческим царством», а её столицу? -Сейчас вы посмотрите фильм о выборе веры князем Владимиром. В фильме упоминается о магометянах. Магометяне это кто? -Также вы услышите слово католики. Католиками в фильме названы христиане из Западной Европы. В начале фильма упоминается город Херсон (Херсонес). Это владение Византии – самой могущественной и культурно развитой страны того времени. 2. Просмотр фильма «Крещение Руси». 3. Беседа о фильме. - Какую веру избрал князь Владимир? -Почему именно христианство? -После крещения народ прозвал князя Владимира «Красным солнышком». За что? -В каком году произошло Крещение Руси? | Отвечают на вопросы. -Да, чтобы расширить владения Руси. Хотел быть богатым, чтобы Русь стала богатой. -От набегов печенегов. -Сватался к царевне Анне, которая жила в Византии. -Христианство. - Христианство в то время существовало в Западной Европе с центром в Риме. Главой христиан Западной Европы был Римский папа. Также христианство было в Византии. -Царьградом (Константинополем). -Магометяне – мусульмане. Отвечают на первый проблемный вопрос. Записывают в тетрадях: 988г.- принятие христианства (Крещение Руси князем Владимиром). | Регулятивные УУД: развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей, работать по плану. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из просмотренного мультфильма, из схемы. Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схемы. Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других. Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из фильма, иллюстраций. |
Физкультминутка. Игра «Блеф-клуб» (2 мин) | ||
-«Верите» – руки вверх, «не верите» - присесть. Верите ли вы, что… -Рассказ о выборе новой веры есть в древней летописи «Повесть временных лет»? -Князь Владимир во время крещения прозрел. -Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась после крещения внука. -Русским послам больше всего понравилась служба в храме Святой Софии в Константинополе. -Жители Киева крестились в реке Дон. -В Киеве на том месте, где стоял Перун, князь Владимир построил церковь святого Василия. | Выполняют движения. (Это, действительно, так.) (Да) (Нет, княгиня Ольга крестилась раньше)
(Да) (Нет, Днепр) (Да) | Регулятивные УУД: развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей. Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать информацию, извлекать информацию из фильма. |
2) Роль православия в истории России (15 мин) | ||
1. Беседа. Работа со слайдами презентации. -Церковь на протяжении столетий играла важную роль в жизни нашей страны. Чем должна быть одухотворена, пронизана деятельность христианских монахов? -До христианства поклонялись разным богам-идолам. К кому обращена молитва христиан? Слайд «Кирилл и Мефодий». -Чем прославились братья Кирилл и Мефодий? -С приходом христианства на Руси появились первые школы, в которых учили чтению и письму по церковным книгам. -Какие книги называют рукописными? -В XVI веке при покровительстве митрополита Макария в Москве стал работать первый русский книгопечатник. Кто знает его имя? -В 1564г. выходит первая русская печатная книга «Апостол» - часть Нового Завета. -После Крещения Руси началось строительство храмов. Зачем? 2. Беседа. Работа со слайдами презентации. Работа по учебнику. -Откройте учебник на стр.56. Рассмотрите фотографию Софийского собора в Великом Новгороде. -Итак, христианство дало новый виток развития культуры и просвещения. -Русские князья порой ссорились и воевали друг с другом. Какую роль в этой ситуации выполняли митрополиты, епископы, священники? -Найдите в учебнике на стр.57, какое бедствие обрушилось на Русь в XIII веке. -Чем занимались русские митрополиты в те тяжёлые времена? Слайд «Сергий Радонежский». -В XIV веке жил святой Сергий Радонежский. Что вам известно об этом святом? Слайд «Благословение Дмитрия Донского». -На стр.59 найдите информацию о митрополите Филиппе. -Тяжёлые времена Россия пережила в эпоху Смутного времени, когда завоеватели вторглись в пределы страны. Найдите о Патриархе Русской церкви Гермогене. -Православные монастыри встают на защиту интересов страны. Найдите информацию о Троице-Сергиевом монастыре. -Национально-освободительная война против интервентов приняла всенародный характер. Прочитайте, какие события произошли в 1612 году. -С какой иконой шло к Москве ополчение Минина и Пожарского? -Итак, православные монахи защищали веру, правду, справедливость, выступали с призывами к народу нашей страны. Запишем это как правдолюбие, патриотизм. -Найдите на стр.61 информацию о реформах в Русской церкви во второй половине XVII века. -К чему привели эти реформы? -Как стали именоваться те, кто не принял новые обычаи? -Какой орган стал управлять церковью вместо Патриарха при Петре I? -В XIX веке был сделан первый перевод Библии на русский язык. Это синодальный перевод (от слова Синод). Как вы думаете, зачем Библию перевели с церковно-славянского языка на русский? -В XX веке у Христианской церкви, как и представителей других религий России, была трудная судьба. Что произошло в России в 1917 году? Прочитайте со стр.62. -Сегодня мы видим возвращение многих людей к вере. Это происходит добровольно, по личному устремлению человека. Кто является главой современной православной церкви? | Слушают, отвечают. -Верой, любовью, нравственностью. -В основном к Единому Богу, также к Христу, Богородице, святым. -Создали славянский алфавит, переводили книги с греческого на славянский язык. -Иван Фёдоров. Записывают: 1) Культура и просвещение. -Мирили князей. 2) Миротворчество. -Нашествие монголов. -Часто были советниками русских князей. В XIV веке митрополит Алексий был правителем Московского княжества при малолетнем князе. -Рассказывают. -Филипп открыто обличал царя Ивана Грозного за расправы над невинными людьми. За это царь бросил его в тюрьму, где Филипп был убит. -Гермоген обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании захватчиков. За это он был заточён в монастырь, где скончался от голода. - Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду вражеского войска. Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая сограждан постоять за веру и Отечество. -Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву. -Казанская икона Божией Матери. Записывают: 3) Правдолюбие, патриотизм. -В Русской церкви были проведены реформы, которые приблизили её богослужения и обычаи к богослужению и обычаям Греческой церкви. -Произошёл церковный раскол. -Те, кто не принял новые обычаи, стали именоваться старообрядцами, или староверами. -Синод. -Революция, царь Николай II был свергнут, вскоре власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. -Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. | Регулятивные УУД: развиваем умение следовать учебной задаче, работать по плану. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для решения учебной задачи, делать выводы на основе обобщения. Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других. Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для решения учебной задачи, делать выводы на основе обобщения, извлекать информацию из текста. Регулятивные УУД: развиваем умение следовать учебной задаче. Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других. |
4. Подведение итогов. Работа в группах. Рефлексия. Определение ряда-победителя (5 мин) | ||
-Возьмите карточку с заданиями. Поработайте в парах, выберите верные ответы. -Проверим, что у вас получилось. - Д.С. Лихачев писал: «Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества». Как вы думаете, почему? (Какова идея христианства?) -Нарисуйте в тетради кружок: зелёный – «Я получил много полезной информации»; жёлтый – «Кое-что я запомнил на уроке»; красный – «Мне было неинтересно». -Подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда на уроке. | Работают в группах, выполняют задания с выбором ответа. Читают по очереди задания с ответами. Размышляют. Выполняют рефлексию по заданию. -Определяют команду-победителя. | Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: развиваем умение оценивать свою успешность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...
История религий в России: методическое сопровождение.
Что такое религия? Буддизм. Возникновение христианства.Католизм, иудаизм, ислам....
Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"
Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...
УРОК №18 Тема: «История религий в России»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ«Основы мировых религиозных культур»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Конспект урока по ОРКСЭ. История религий в России. Рассказ о выборе веры.
Модуль "Основы мировых религиозных культур. Урок 18....