Рабочая программа по ОРКСЭ (ОПК)
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОРКСЭ (ОПК) | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «29 » августа 2018 г. | Утверждена Приказом № 244 -ОД от « 29 » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
4 КЛАСС
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
ОРКСЭ, автор А.Я.Данилюк
Болдыревой О.Н., учителем начальных классов
г. Оха
2018 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской само идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс ОРКСЭ в начальной школе рассчитан на 34 часа:
- В 4 классах – 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В связи с особенностями климата в рабочей программе по ОКСЭ предусмотрено сокращение часов:
- В 4 классе на 2 ч.
(они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.
Праздники календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов праздничного проекта. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божьем суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ОПК)
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |||
план | Факт 4а | Факт 4б,в | |||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||
1 | 1.1 | Россия – наша Родина | |||||
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (29 часов) | |||||||
2 | 2.1 | Культура и религия | |||||
3 | 2.2 | Человек и Бог в православии | |||||
4 | 2.3 | Православная молитва | |||||
5 | 2.4 | Библия и Евангелие | |||||
6 | 2.5 | Проповедь Христа | |||||
7 | 2.6 | Христос и Его крест | |||||
8 | 2.7 | Пасха | |||||
9 | 2.8 | Православное учение о человеке | |||||
10 | 2.9 | Совесть и раскаяние | |||||
11 | 2.10 | Заповеди | |||||
12 | 2.11 | Милосердие и сострадание | |||||
13 | 2.12 | Золотое правило этики | |||||
14 | 2.13 | Храм | |||||
15 | 2.14 | Икона | |||||
16 | 2.15 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | |||||
17 | 2.16 | Как христианство пришло на Русь | |||||
18 | 2.17 | Как христианство пришло на Русь | |||||
19 | 2.18 | Подвиг | |||||
20 | 2.19 | Заповеди блаженств | |||||
21 | 2.20 | Зачем творить добро? | |||||
22 | 2.21 | Чудо в жизни христианина | |||||
23 | 2.22 | Православие о Божием суде | |||||
24 | 2.23 | Таинство причастия | |||||
25 | 2.24 | Монастырь | |||||
26 | 2.25 | Отношение христианина к природе | |||||
27 | 2.26 | Христианская семья | |||||
28 | 2.27 | Защита Отечества | |||||
29 | 2.28 | Христианин в труде | |||||
ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ (3 часа) | |||||||
30 | 3.1 | Любовь и уважение к Отечеству | |||||
31 | 3.2 | Презентация творческих проектов | |||||
32 | 3.3 | Административная контрольная работа | |||||
РЕЗЕРВ (2 часа) | |||||||
33- 34 | 4.1- 4.2 | Обобщение знаний по курсу ОСЭ. Презентация творческих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...