Конспект урока по светской этике «Семья»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Светлана Владимировна Разумова

Создать условия для формирования представлений о главных ценностях семейной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razumova.s.v.konspekt_uroka_po_svetskoy_etike.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №1»

Конспект урока по светской этике

«Семья»

4 «А»/1  класс

                 

                                                                                  Подготовила и провела:

Разумова С. В., учитель начальных классов  

Хабаровск, 2020

ТЕМА УРОКА: «СЕМЬЯ»

 урок открытия новых знаний.

Цель данного урока : Создать условия для формирования представлений о главных ценностях семейной жизни.

Задачи:

образовательные

  • Раскрыть значение понятий «семья», «род», «фамилия»;
  • Выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

воспитательные

  • Создать условия для формирования уважительного отношения к родным и близким;
  • Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

развивающие

  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Учить сотрудничать, договариваться, слышать друг друга.

Познавательные УУД:

- совершенствовать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- навык смыслового чтения с последующим преобразованием информации;

- формировать умение самостоятельно строить рассуждения, делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения;

- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,  давать оценочную характеристику деятельности.

Коммуникативные УУД:

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;

- совершенствование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к своей семье;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; словарь С.И.Ожегова и Брокгауза, раздаточный (карточки)  и демонстрационный материал (видеоролик на основе песни «Гимн семье»).

 Технологическая карта урока:

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг.момент.

Представиться

- Надеюсь, этот урок придаст вам уверенности в себе и своих знаниях. Вы откроете для себя что-то новое, но очень важное в жизни.

Введение в тему урока

Цель: создать эмоциональный настрой, этап мотивации. Формулирование темы урока.

- О чем именно я говорю, вы поймете после просмотра  видеоролика...

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

(вывешивает слово «семья»)

- Какие главные вопросы, по вашему мнению,  мы должны сегодня обсудить? (зачем человеку семья)

- Чему мы можем на этом уроке научиться?

- Какие цели перед собой можем поставить на этот урок? (узнать новое, рассуждать, слушать других, работать сообща) 

(записать в тетрадь тему)

Визуализация.

Определяют тему урока.

- Определяют цели урока.

Актуализация

Цель: выявить опорные знания и подготовить к открытию новых знаний.

 - Кто заметил, какой цветок повторялся во всех слайдах?

- Какая связь между семьей и ромашкой?

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «семья»?

- Давайте проверим, правы ли вы. Найдите определение слову «семья» в учебнике:              

 с.97–мальчики, с.99 – девочки.

- Зачитайте вслух.

- Предлагаю сравнить со словарным значением слова.

- Добавилась ли новая информация? (два значения)

- Можно ли ваш класс назвать семьей? (по общим интересам)

Вывод: каждая семья – особенная. Двух одинаковых семей не бывает.

Используют ассоциации.

Разыскивают необходимую страницу в учебнике, читают сам-но

+ инд. (словари)  

Слушают, отвечают на вопросы.

Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления и внутренней потребности к построению учебных действий. Стадия вызова.

- Как вы думаете, в разных религиях отношения к семье отличаются?

- Сейчас вы проверите, подтвердятся ли ваши мысли. Прошу зачитать информацию на желтых страницах.

- Есть ли общие семейные  ценности в разных религиях? Назовите (забота о родителях,  детях,  старших)

- В конце урока мы попытаемся определить, какую семью можно назвать счастливой.

(инд.задание)

зачитывают тексты, слушают, делают выводы

Работа с источниками информации (учебник, словари)

Цель: введение новых понятий, межпредметная связь с окружающим миром.

- У каждой семьи есть история: прошлое, настоящее, будущее.

 Вы со своими родителями к какому времени относитесь? (настоящее)

- Кто является вашим прошлым?    (прадедушки)

- А будущим?

- Как называется «цепочка» из разных поколений людей, связанных общим предком? С этим понятием вы  знакомились на уроке Окружающего мира.                

(вывешивает слово «родословная»)

- Зачем люди узнают свою родословную?

- Назовите однокоренные слова.

(вывешивает слово «род»)

- Найдите определение слову «род» в учебнике (с.97)

- Зачитайте вслух.

 (записать в тетрадь слово «род»)

- Что еще общего у членов одной семьи, передается из поколения в поколение, особенно по мужской линии?   (частично открывает схему «фамилия»)

- Найдите определение слову             « фамилия» в учебнике и сравним его со словарным значением.

Участвуют в беседе.

Называют родственные слова.

Разыскивают   в учебнике, читают самост.  

+ инд.   «фамилия»

Открытие новых знаний

Цель: анализ и выявление причины затруднения (недостаточность знаний, умений), стадия осмысления.

- Как вы думаете, почему появились разные фамилии?

- Сейчас вы самостоятельно будете работать с текстом в учебнике с.99 (1, 2 абзац), и делать пометки, на розовых страницах есть обозначения:                                                                        ? не понимаю                                                                  + я знаю                                                                           \/ новая информация.                                                       – По завершению  поднимите руку.

Анализ текста по пометкам (переворачивает элементы кластера)

(записать в тетрадь «Фамилия» + схема)

Строят предположения

читают сам - но, делают пометки

Работают в тетрадях

Физ.минутка

Встаньте, те:  кто любит свою семью

Попрыгайте, те: в чьей семье занимаются спортом

Помашите друг другу, те: у кого последняя буква фамилии «о» или буква «а»

Поаплодируйте, те: кто помогает родителям по дому

Потопайте, те: у кого в конце фамилии пишется  –ов

Повернитесь вокруг себя те: у кого есть старший брат  

Покачайте головой, те: у кого есть сестра

 Поднимите 2 руки вверх, те: у кого в семье живут домашние животные

Тихо сядьте на свои места, те: кто не хочет огорчать своих родителей

Вывод: важна не сама фамилия, а человек и его поступки. Главное – не причинять боль близким.

Выполняют движения

Первичная проверка понимания изученного

Цель: выбор способа учебной деятельности, самостоятельная работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. Соблюдайте правила, чтобы не мешать друг другу. Если возникнут вопросы, можно поднять руку. Помните, за выполнение задания отвечает вся группа. Время на выполнение – 5 минут.

(задания в файлах)

- Прошу группы по очереди выступить.      

Остальные - оцените работу при помощи голубых и зеленых смайлов. Можно задавать вопросы, если вы хотите что-то уточнить (смайл).                          (поблагодарить за творчество)

- Как связаны слова «дом» и «семья»?

Вывод: дом – не только помещение, но и родные, которые в нем живут. По дому мы скучаем, когда уезжаем, потому что нас там любят и всегда ждут

1 группа – собирают пословицу;         2 группа – распределяют обязанности в семье;                 3 группа – образуют новые фамилии;           4 группа – определяют ценности семьи.

Продумывают форму подачи материала.

Закрепление усвоенного

Цель: усвоение нового способа действия, применение новых знаний.

- Прошу тех, у кого на столах фиолетовые страницы, выйти к доске и прочитать  красивое стихотворение.

- Как вы считаете, какую  семью можно назвать счастливой?

- Чтобы проверить, какие главные понятия этого урока вы запомнили, прошу взять по одному лепестку и написать на нем ключевые слова или мысли по сегодняшней теме.

(крепят к доске лепестки, зачитать)

Вывод: счастье зависит от каждого члена семьи, в том числе и от вас. Только вместе вы сможете почувствовать поддержку и победить неприятности.

(задание в паре)

Слушают стихотворение

Прием «Ромашка»

Рефлексия, нацеливание на применение знаний в жизни

- На какой главный вопрос мы должны были ответить сегодня? (Зачем человеку семья?)

- Как вам кажется, какова главная мысль сегодняшнего урока?

- Продолжите фразу:

«Я понял(а), узнал…»

«Мне показалось сложным…»

«Мне понравилось…»                      «Я думаю…»

Вывод:

Семья – самое главное в жизни.      От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье.

- А какие существуют правила в семье и традиции, вы узнаете на следующих уроках.

Делятся впечатлениями

Информация о домашнем задании

На выбор: придумать герб своей семьи (символически изобразить общие интересы, ценности всех членов семьи, подумайте – какие цвета можно использовать), можно воспользоваться учебником стр. 11 - 12  или попробуйте вместе с родителями узнать, откуда произошла ваша фамилия.

Схему в тетради заполняют все!

- Благодарю за сотрудничество и активную работу.  

Записывают Д.З. в тетрадь!

+дневник: см. в тетради

Работа с текстом.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая счастливая Ваша семья!

М. Лангер

Источники:

  1. М. Т. Студеникин «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2015
  2. Рабочая тетрадь к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2013
  3. М. Т. Студеникин, В.И.Добролюбова  Книга для учителя к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2013
  4. Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова «Я в мире людей. Основы духовно – нравственной культуры России» 4 класс - Самара: издательский дом Федоров», 2013 
  5. https://papinsait.ru/marija-langer-pro-semju/ Веб-журнал лучших стихов для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

конспект урока по Светской этике

конспект урока Добродетель 4 класс...