Конспект урока по светской этике «Семья»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Создать условия для формирования представлений о главных ценностях семейной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razumova.s.v.konspekt_uroka_po_svetskoy_etike.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №1»
Конспект урока по светской этике
«Семья»
4 «А»/1 класс
Подготовила и провела:
Разумова С. В., учитель начальных классов
Хабаровск, 2020
ТЕМА УРОКА: «СЕМЬЯ»
урок открытия новых знаний.
Цель данного урока : Создать условия для формирования представлений о главных ценностях семейной жизни.
Задачи:
образовательные
- Раскрыть значение понятий «семья», «род», «фамилия»;
- Выяснить, как традиционные религии относятся к семье;
воспитательные
- Создать условия для формирования уважительного отношения к родным и близким;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
развивающие
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Учить сотрудничать, договариваться, слышать друг друга.
Познавательные УУД:
- совершенствовать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- навык смыслового чтения с последующим преобразованием информации;
- формировать умение самостоятельно строить рассуждения, делать выводы на основе анализа объектов.
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения;
- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию, давать оценочную характеристику деятельности.
Коммуникативные УУД:
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;
- совершенствование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к своей семье;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; словарь С.И.Ожегова и Брокгауза, раздаточный (карточки) и демонстрационный материал (видеоролик на основе песни «Гимн семье»).
Технологическая карта урока:
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг.момент. | Представиться - Надеюсь, этот урок придаст вам уверенности в себе и своих знаниях. Вы откроете для себя что-то новое, но очень важное в жизни. | |
Введение в тему урока Цель: создать эмоциональный настрой, этап мотивации. Формулирование темы урока. | - О чем именно я говорю, вы поймете после просмотра видеоролика... - Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (вывешивает слово «семья») - Какие главные вопросы, по вашему мнению, мы должны сегодня обсудить? (зачем человеку семья) - Чему мы можем на этом уроке научиться? - Какие цели перед собой можем поставить на этот урок? (узнать новое, рассуждать, слушать других, работать сообща) (записать в тетрадь тему) | Визуализация. Определяют тему урока. - Определяют цели урока. |
Актуализация Цель: выявить опорные знания и подготовить к открытию новых знаний. | - Кто заметил, какой цветок повторялся во всех слайдах? - Какая связь между семьей и ромашкой? - Какие ассоциации у вас возникают со словом «семья»? - Давайте проверим, правы ли вы. Найдите определение слову «семья» в учебнике: с.97–мальчики, с.99 – девочки. - Зачитайте вслух. - Предлагаю сравнить со словарным значением слова. - Добавилась ли новая информация? (два значения) - Можно ли ваш класс назвать семьей? (по общим интересам) Вывод: каждая семья – особенная. Двух одинаковых семей не бывает. | Используют ассоциации. Разыскивают необходимую страницу в учебнике, читают сам-но + инд. (словари) Слушают, отвечают на вопросы. |
Постановка учебной задачи Цель: подготовка мышления и внутренней потребности к построению учебных действий. Стадия вызова. | - Как вы думаете, в разных религиях отношения к семье отличаются? - Сейчас вы проверите, подтвердятся ли ваши мысли. Прошу зачитать информацию на желтых страницах. - Есть ли общие семейные ценности в разных религиях? Назовите (забота о родителях, детях, старших) - В конце урока мы попытаемся определить, какую семью можно назвать счастливой. | (инд.задание) зачитывают тексты, слушают, делают выводы |
Работа с источниками информации (учебник, словари) Цель: введение новых понятий, межпредметная связь с окружающим миром. | - У каждой семьи есть история: прошлое, настоящее, будущее. Вы со своими родителями к какому времени относитесь? (настоящее) - Кто является вашим прошлым? (прадедушки) - А будущим? - Как называется «цепочка» из разных поколений людей, связанных общим предком? С этим понятием вы знакомились на уроке Окружающего мира. (вывешивает слово «родословная») - Зачем люди узнают свою родословную? - Назовите однокоренные слова. (вывешивает слово «род») - Найдите определение слову «род» в учебнике (с.97) - Зачитайте вслух. (записать в тетрадь слово «род») - Что еще общего у членов одной семьи, передается из поколения в поколение, особенно по мужской линии? (частично открывает схему «фамилия») - Найдите определение слову « фамилия» в учебнике и сравним его со словарным значением. | Участвуют в беседе. Называют родственные слова. Разыскивают в учебнике, читают самост. + инд. «фамилия» |
Открытие новых знаний Цель: анализ и выявление причины затруднения (недостаточность знаний, умений), стадия осмысления. | - Как вы думаете, почему появились разные фамилии? - Сейчас вы самостоятельно будете работать с текстом в учебнике с.99 (1, 2 абзац), и делать пометки, на розовых страницах есть обозначения: ? не понимаю + я знаю \/ новая информация. – По завершению поднимите руку. Анализ текста по пометкам (переворачивает элементы кластера) (записать в тетрадь «Фамилия» + схема) | Строят предположения читают сам - но, делают пометки Работают в тетрадях |
Физ.минутка | Встаньте, те: кто любит свою семью Попрыгайте, те: в чьей семье занимаются спортом Помашите друг другу, те: у кого последняя буква фамилии «о» или буква «а» Поаплодируйте, те: кто помогает родителям по дому Потопайте, те: у кого в конце фамилии пишется –ов Повернитесь вокруг себя те: у кого есть старший брат Покачайте головой, те: у кого есть сестра Поднимите 2 руки вверх, те: у кого в семье живут домашние животные Тихо сядьте на свои места, те: кто не хочет огорчать своих родителей Вывод: важна не сама фамилия, а человек и его поступки. Главное – не причинять боль близким. | Выполняют движения |
Первичная проверка понимания изученного Цель: выбор способа учебной деятельности, самостоятельная работа в группах. | - Сейчас вы будете работать в группах. Соблюдайте правила, чтобы не мешать друг другу. Если возникнут вопросы, можно поднять руку. Помните, за выполнение задания отвечает вся группа. Время на выполнение – 5 минут. (задания в файлах) - Прошу группы по очереди выступить. Остальные - оцените работу при помощи голубых и зеленых смайлов. Можно задавать вопросы, если вы хотите что-то уточнить (смайл). (поблагодарить за творчество) - Как связаны слова «дом» и «семья»? Вывод: дом – не только помещение, но и родные, которые в нем живут. По дому мы скучаем, когда уезжаем, потому что нас там любят и всегда ждут | 1 группа – собирают пословицу; 2 группа – распределяют обязанности в семье; 3 группа – образуют новые фамилии; 4 группа – определяют ценности семьи. Продумывают форму подачи материала. |
Закрепление усвоенного Цель: усвоение нового способа действия, применение новых знаний. | - Прошу тех, у кого на столах фиолетовые страницы, выйти к доске и прочитать красивое стихотворение. - Как вы считаете, какую семью можно назвать счастливой? - Чтобы проверить, какие главные понятия этого урока вы запомнили, прошу взять по одному лепестку и написать на нем ключевые слова или мысли по сегодняшней теме. (крепят к доске лепестки, зачитать) Вывод: счастье зависит от каждого члена семьи, в том числе и от вас. Только вместе вы сможете почувствовать поддержку и победить неприятности. | (задание в паре) Слушают стихотворение Прием «Ромашка» |
Рефлексия, нацеливание на применение знаний в жизни | - На какой главный вопрос мы должны были ответить сегодня? (Зачем человеку семья?) - Как вам кажется, какова главная мысль сегодняшнего урока? - Продолжите фразу: «Я понял(а), узнал…» «Мне показалось сложным…» «Мне понравилось…» «Я думаю…» Вывод: Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. - А какие существуют правила в семье и традиции, вы узнаете на следующих уроках. | Делятся впечатлениями |
Информация о домашнем задании | На выбор: придумать герб своей семьи (символически изобразить общие интересы, ценности всех членов семьи, подумайте – какие цвета можно использовать), можно воспользоваться учебником стр. 11 - 12 или попробуйте вместе с родителями узнать, откуда произошла ваша фамилия. Схему в тетради заполняют все! - Благодарю за сотрудничество и активную работу. | Записывают Д.З. в тетрадь! +дневник: см. в тетради |
Работа с текстом.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!
М. Лангер
Источники:
- М. Т. Студеникин «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2015
- Рабочая тетрадь к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2013
- М. Т. Студеникин, В.И.Добролюбова Книга для учителя к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс – М: «Русское слово», 2013
- Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова «Я в мире людей. Основы духовно – нравственной культуры России» 4 класс - Самара: издательский дом Федоров», 2013
- https://papinsait.ru/marija-langer-pro-semju/ Веб-журнал лучших стихов для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по светской этике.
конспект урока...
конспект урока по светской этике
урок дан в курсе ОРКСЭ...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"
Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...
Конспект урока по светской этике "Добро и зло"
Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...
конспект урока по Светской этике
конспект урока Добродетель 4 класс...
конспект урока по светской этике "Дружба"
Урок для 4 класса...