Тема: Золотое правило этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема: Золотое правило этики.
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило этики» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с золотым правилом этики, сформировать понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
учить оценивать поступок, а не человека совершившего его, развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать словарь учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планирование, контроль и выполнение действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме простых суждений; ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, уметь преобразовывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, выделять основные понятия и понимать их значение, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение полно и точно выражать свои мысли; умение общаться, включающее умение слушать и собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, умение объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
3. Личностные:
умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (стимулирование, достижение), развитие этических чувств как результата морального поведения , знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение, учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей
Оборудование урока: ноутбук, телевизор, авторская презентация, «двойная модель человека», цветные карандаши.
Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение
Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации, беседа, комментированное чтение, работа с текстовым и иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в проблемном диалоге, работа в паре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_etiki_mbou_sosh_no22_ilinova_o.a.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Золотое правило этики.
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило этики» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с золотым правилом этики, сформировать понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
учить оценивать поступок, а не человека совершившего его, развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать словарь учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планирование, контроль и выполнение действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме простых суждений; ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, уметь преобразовывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, выделять основные понятия и понимать их значение, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение полно и точно выражать свои мысли; умение общаться, включающее умение слушать и собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, умение объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
3. Личностные:
умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (стимулирование, достижение), развитие этических чувств как результата морального поведения , знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение, учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей
Оборудование урока: ноутбук, телевизор, авторская презентация, «двойная модель человека», цветные карандаши.
Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение
Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации, беседа, комментированное чтение, работа с текстовым и иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в проблемном диалоге, работа в паре.
Ход урока:
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | I. Мотивация в учебную деятельность Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Прозвенел уже звонок. Так скорей начнём урок. У нас на уроке сегодня присутствуют гости: учителя школ нашего города и Мудрец, который поможет мне сегодня вести урок. - Ребята! Мне очень интересно узнать, кем в жизни вы мечтаете стать? СЛАЙД - Вот видите, какие разные профессии вы мечтаете освоить. Каждый из вас хочет отдавать свои знания, отдавать частицу своей души другим людям. - А сейчас послушайте песню и подумайте, какая самая главная в жизни профессия. СЛАЙД Исполняет детская группа «Непоседы» | Дети называют профессии) Слушают 1 куплет и припев песни «Быть человеком» | Личностные УУД: Наличие мотивации к учебному труду, развитие доброжелательности, самоопределение - личностное, профессиональное Метапредметные УУД: отнесение к известным понятиям Предметный: осознание ценности человеческой жизни |
2 | II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания. | - О какой главной профессии в жизни говорится в песне? СЛАЙД - А разве есть такая профессия? СЛАЙД - Что вы вкладываете в понятие «Быть человеком»? - Ребята, существует наука, которая изучает поступки и отношения между людьми. Может быть, кто-то знает, как она называется? СЛАЙД - Многоуважаемый Мудрец, познакомь нас, пожалуйста, с понятием «этика» -Существует несколько определений этики: Этика — 1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения; 2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д. 3) наука, которая изучает поступки и отношения между людьми
СЛАЙД 4) свод правил, по которым должны жить люди. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Назовите правила, которые регулируют отношения между людьми, т.е. правила этики. | Самая главная в жизни профессия — Быть человеком Слово «профессия» употребляется в переносном значении Быть добрым, отзывчивым, совершать добрые поступки, доброжелательно относиться к другим людям) Этика Мудрец зачитывает из Толкового словаря О правилах поведения, о правилах этики Не врать, не завидовать, быть милосердным. Относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам | |
3. | III.Самоопределение к деятельности Цель: согласовать тему и цели урока. Постановка учебной задачи. | - Как много правил вы перечислили. - Но мы поговорим о самом важном, главном правиле человеческих отношений. А догадаться, как называется это правило, вам помогут вот эти 2 предмета: (учитель показывает детям золотую медаль и золотой колокольчик) -Кто попробует сформулировать тему урока? СЛАЙД - Попробуйте сформулировать учебную задачу. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе нашего урока? - Чего вы ждете от урока? -Какие цели можете поставить? СЛАЙД -Эти вопросы записаны у вас в табличке, а ответы на них вы будете записывать в ходе урока. - Кто-нибудь из вас знает ответ на эти вопросы? Я попрошу нашего Мудреца записать наши предположения. - Кто из вас может предположить: как звучит золотое правило этики? | - ЗОЛОТОЕ правило этики -Узнаем о золотом (главном) правиле этики. -Как звучит золотое правило этики? -Почему его называют «золотым». -Кто его сформулировал? -Где записано это правило. - Для чего нам необходимо это правило. - Где мы сможем применить эти знания? Дети выдвигают гипотезу, каково же «золотое правило этики, | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога, учиться высказывать своё предположение. |
4 | Открытие новых знаний Цель: познакомить с Золотым правилом этики, особенностями её росписи, используя символику знаков и основные цвета. Первичное закрепление | - Сегодня мы подтвердим или опровергнем вашу гипотезу.
В учебнике на стр. 47 мы сейчас прочитаем статью «Это интересно» СЛАЙД Слова Христа из Евангелия: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. Давайте попробуем разобраться в словах Христа? Проведем словарную работу. СЛАЙД — Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего? СЛАЙД Объясните выражения:
Лицемерие это:
-Можно ли в словах Христа найти правила поведения, правила человеческих отношений? - что для этого нужно сделать с текстом? Работа в парах. – А сейчас поработайте в парах, попробуйте разбить на смысловые части слова Христа и перевести их значение на доступный современный язык. В словах Христа найдите правила поведения. СЛАЙД 1 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы»; СЛАЙД 2. «…что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в своем глазе не чувствуешь?...» СЛАЙД 3. «…вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…» - СЛАЙД 4 . «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд...» СЛАЙД 5. «…Прощайте и прощены будете…» - Попробуйте найти то главное, что хотел нам сказать Христос? СЛАЙД - Эти слова и есть «золотое правило этики». - Почему оно «золотое»? —Как по-другому можно сформулировать это правило? Прочитайте его на с. 46 Вернемся к нашим гипотезам. СЛАЙД 1. -Как звучит золотое правило этики? -Почему его называют «золотым». -Кто его сформулировал? -Где записано это правило. - Для чего нам необходимо это правило. - Ребята, как выдумаете, это правило касается только православных христиан? -И доказательством этому служат высказывания древнейших мудрецов Слайд.
- Значит, этого правила должны придерживаться все люди планеты независимо от того, представителями какой религиозной или светской культуры они являются. . СЛАЙД | Дети читают самостоятельно, затем читает Мудрец плохие поступки других людей наши плохие поступки осуждает других, не замечая собственных ошибок, говорит неправду уметь прощать других, иметь милое сердце Разбить на части Работа в парах. - Не осуждать - Помнить о своих ошибках, поступках. -Исправлять (в покаянии) свои ошибки, поступки. - Быть милосердным. -Уметь прощать. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Важное, главное, всеобщее Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Важное, главное, всеобщее Иисус Христос В Евангелии Чтобы быть настоящим человеком, жить по Законам Божиим Нет Читает Мудрец Дети, передавая «сердце – мягкую игрушку» читают стихотворение. Полюби другого сердцем чистым, Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили. Засветись к другим добром лучистым, Если хочешь, чтоб тебе светили. Снизойди к другому в пониманье, Если хочешь, чтоб тебя простили. Окажи другому всё вниманье, Коль в поддержке ждёшь от ближних силу. Есть святая заповедь у Бога, Та, что душу от греха укроет: Сколь к себе любви желаешь много, Отдавай другим её с лихвою | Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям Предметные УУД: Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии, знание, понимание и принятие ценностей православной культуры МетапредметныеУУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач, Духовно-нравственное развитие: Уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков, первый опыт межкультурной коммуникации, уважительное отношение к традиционным религиям Коммуникативные УУД: овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. |
5. | Физминутка. | СЛАЙД | Дети выполняют физкультминутку «Добрый жук» | |
6. | Построение проекта выхода из затруднения. | СЛАЙД -Представьте: глубокая ночь. Вы стоите у окна и вдруг замечете человека, спешащего куда-то. -К сожалению, мы часто переносим свои чувства, мысли на других людей. Вспомните фильм «Волшебные очки», который мы начали смотреть на прошлом уроке. Коротко расскажите, о чем он. -Какое продолжение фильма вы придумали? ФИЛЬМ А теперь посмотрим продолжение фильма -Чему же учит нас этот фильм? - Можно ли уберечь себя от осуждения? -Предположите, как можно уберечь себя от осуждения. -Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. -В каком предложении из Евангелия говорится об этом. - Эти же слова подтверждает Библейская история. Работа по картине В. Д. Поленова - Ребята, известно ли вам имя Василия Дмитриевича Поленова? СЛАЙД СЛАЙД —Рассмотрите картину Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница», которую художник написал по Библейскому сюжету. - Кого называют грешником? Читает учитель - Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. - Представьте себе, что и вы находитесь в этой толпе. – Каковы бы были ваши действия? - Как смогли бы остановить казнь? -А вот как поступил Христос. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил» Люди задумались. Каждый вспомнил что-то своё. И все тихо разошлись. В эту женщину – грешницу не полетел ни один камень… - Почему люди не поступили по закону того времени? - Почему же осуждение - это плохо? - Так что же поможет человеку уберечься от осуждения другого человека? - Найдите в учебнике подтверждение вашим словам? Стр. 46 -Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах. | Инсценировка - «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». - «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». - «Это врач! Он спешит к моему больному ребенку». Мудрец: На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Дети передают краткое содержание фильма Дети зачитывают свои версии продолжения фильма Не осуждать Наверное, да Дети высказывают свои предположения «…ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в своем глазе не чувствуешь?...» Мудрец: Василий Дмитриевич Поленов великий русский художник, педагог, просветитель, архитектор, театральный деятель и композитор. Музей – усадьба «Поленово» находится в Заокском районе на берегу реки Оки. Дети рассматривают картину Грешник – тот, кто нарушил закон, Заповеди Божии Дети рассматривают картину и слушают Ответы детей Каждый вспомнил о своих грехах Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки. Мы все не без греха. Как можно осуждать человека, если сам грешник. Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. | Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы. |
7. | Первичное закрепление. | - Назовите антоним слова осуждение. Что же такое неосуждеие? А что нам скажет Мудрец? -У меня в руках фигурка – модель человека. СЛАЙД - Пусть это будет мальчик Петя, который сегодня в чем-то солгал своим друзьям. -Что вы можете сказать ему в этой ситуации? СЛАЙД - Если я скажу «Петя лжец», я сделаю шаг к осуждению. Такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо. (Учитель сминает фигурку человека) - Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? - Мальчик уже не врет, а клеймо лжеца осталось на нем. (Учитель разглаживает смятую фигуру ) - Правильно ли называть солгавшего человека лжецом? - Почему? (щелчок) Указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок) - Кто попытается объяснить, почему модель человека двойная: тёмная и белая? -Человек и его дурной поступок – не одно и то же. - Учитель расцепляет белую и темную фигурки человечка. Мы должны видеть отдельно человека и его поступок. - Белая фигура – это сам Петя, а тёмная фигура – это его ложь, которую мы осуждаем, на которой мы ставим клеймо. - У вас на столах тоже лежат человечки. Представьте, что это вы. Почему ваша модель двойная? - Запишите на темной фигурке свои дурные поступки (1-2) Слайд . Прощение. -Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (щелчок) -А что должны сделать ребята? (щелчок) -Как вы понимаете «Любить грешника» -Найдите ответ в учебнике. с. 47 «Любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. - Неосуждение – это проявление милосердия к человеку.
- Так научимся же прощать друг друга, помнить и выполнять золотое правило этики -Как оно звучит? Относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам -У вас на столах лежат сердечки: на одном написано «Прости меня!», на другом – «Прощаю!». Если вы кого-то из своих одноклассников обидели, то можете сейчас попросить прощения и подарить ему сердечко «Прости меня!», получив взамен – сердечко «Прощаю!».
| Неосуждение Мудрец: Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Ответы детей Ответы детей дети отвечают: Нет Белая фигура – это сам человек, а тёмная фигура – это его плохие поступки. Учитель сминает темную фигуру Белая фигура – это я сам, а тёмная фигура – это мои плохие поступки. Дети расцепляют белую и темную фигуры Дети сминают темную фигуру Покаяться, попросить прощение. Пожалеть и простить. Мудрец - В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» Работа с учебником | Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат, наличие мотивации к учебному труду, работа на результат, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Предметные УУД: Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии Метапредметные УУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, умение осуществлять информационный поиск, овладение навыками смыслового чтения Духовно-нравственное развитие: Уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков |
Рефлексия деятельности (итог урока) | СЛАЙД - Был ли он для вас полезен? Чем? - Где испытывали трудности? - За что бы ты похвалил себя на уроке? Оцените свою работу на уроке. V. Домашнее задание. - Выбери для себя домашнее задание. 1. Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило в жизни. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | ||
Игра: «Какой я?» (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) — Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть наверняка, нарисуйте на туловище человечка зеленый кружок, если вы сомневаетесь в том, что оно у вас есть — красный. — Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. — Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше зеленых кружочков. | ||||
СЛАЙД песня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Золотое правило этики"
Урок с презентацией (Автор Кураев)...
"Основы православной культуры" по теме Золотое правило этики
Урок по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме Золотое правило этики...
План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».
План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». ...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Золотое правило этики"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Золотое правило этики"...
Творческое задание к уроку №13. Тема: «Золотое правило этики»
Задание содержит деформированные детские стихи об умении прощать, не осуждать ближнего своего. Сопровождаются иллюстрациями. Ребятам необходимо дополнить стихотворения словами из справок ...
Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"
Тема: «Золотое правило этики»Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление ми...