Урок-экскурсия в храм
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Любимова Наталья Николаевна

Урок по предмету ОРКиСЭ. Урок-экскурсия в храм, где мы рассматриваем внешнее строение храма, внутреннее убранство и говорим немного о истории храма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл

«Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

«Храм»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Урок – экскурсия

в храм во имя иконы Божией Матери«Смоленская»

г.Козьмодемьянска

Подготовила и провела:

учитель ОРКСЭ (учитель начальных классов)

Любимова Наталья Николаевна

Март, 2017г

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Любимова Наталья Николаевна

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Класс: 4

Цель: рассмотреть устройство храма.

Задачи:

Образовательные:ознакомить детей с устройством и назначением храма, определением слов: икона, алтарь, Царские врата, иконостас, вспомнить ранее изученные понятия.

Развивающие:развивать внимание, память, любознательность обучающихся.

Воспитательная: формировать духовную основу личности, показав, что существует система запретов, помогающих расти внутреннему миру человека, научиться правилам поведения в храме.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: сформировать у обучающихся понятия «икона», «алтарь», «Царские врата», «иконостас».

Коммуникативные УУД:строить высказывания в соответствии с поставленными вопросами, опираясь на жизненный опыт.

Личностные УУД:формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Основная мысль урока:православные христиане в храме молятся Христу, ангелам и святым.

Основные понятия: икона, алтарь, Царские врата, иконостас, благословение.

Межпредметные связи: окружающий мир

Форма проведения: урок – экскурсия в Смоленский Собор г.Козьмодемьянска

Ресурсы:

Основные:Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2012.

Список литературы:

Рябинской К.С. «Город Козьмодемьянск Казанской губернии», изд-во г.Казани, 1890г (перепечатанный вариант с подлинника)

http://www.svetoch-opk.ru/load/hram/pravoslavnyj_khram_i_ego_ustrojstvo/2

http://v-podgornii.cerkov.ru/?page_id=1098

http://www.liveinternet.ru/tags

Ход занятия:

  1. Оргмомент

Мы с вами сегодня проводим урок немного необычный, он выходит за рамки нашей школы. Мы идём с вами в храм. Напоминаю о правилах поведения в храме. В храме, даже если нет службы, не следует громко разговаривать. Девочки в храме должны быть в платочке, а мальчики без головного убора.

  1. Экскурсия в храм.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия. Наш храм называется Собор во имя иконы Божией Матери «Смоленская», более просто Смоленский Собор.

Давайте остановимся у храма и посмотрим на его внешний вид.

А) Внешний вид храма.

По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве. Основной объем собора - четырехгранник (крест). Собор венчают пять глав, символизирующие Христа и четырёх его учеников. На колокольне было семь звонких колоколов, четыре из них имели надписи.Колокольня восстановлена в 2006 – 2007гг. А для чего звонили и звонят в колокола? (Ответы детей)

Собор Смоленской иконы Божией Матери - храм-памятник царю освободителю Александру II. Это один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при жизни царя. 4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Покушение террористу не удалось. И вот в память «чудеснейшего спасения драгоценнейшей жизни государя - императора 4 апреля 1866 года при покушении на него», как записано в «Известиях при Казанской епархии», издаваемых при Казанской духовной академии, «козьмодемьянцы закладывают этот собор». Собор был заложен в 1867 году на средства прихожан Вознесенской церкви: Михаила Ивановича Дьяконова, козьмодемьянского купца II гильдии Якова Алексеевича Морозова; купца II гильдии из с.Троицкий Посад Василия Ивановича Замятнина. Храм строился на средства купцов и прихожан (государство не выделяло денег на строительство храмов), всего было израсходовано около 50 тысяч рублей серебром.Храм был освящен в сентябре 1872г

-Сосчитайте, сколько лет нашему храму? (Урок проводился в 2016г – 144 года)

-Это из истории храма. А теперь переходим к устройству. Перед входом в храм следует перекреститься.

Б) Внутреннее устройство храма.

- А для чего люди ходят в храм? (Ответы детей)

-Крыльцо храма – называется папертью. С давних времён на паперти собирались нищие и убогие и просили милостыню.

-Притвор (предхрамие) – пристройка с западной стороны храма.Притвор символизирует область земного бытия.

-Люди, которые приходят на богослужение обычно прикладываются к иконе, которая лежит на аналое в центре (Аналой - узкий столик с наклонной поверхностью).

-Итак, мы вошли в церковь. Сразу напротив входа располагается алтарьглавная часть  храма, она символизирует область бытия Божия. Алтарь располагается в восточной стороне храма. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. Обычный человек должен понимать, что ему не всё позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле. В любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека, его духовное развитие. Чтобы этому научиться нужно уметь останавливаться и уступать, нужно уметь ждать и понимать.

-Иконостас - стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части церкви.Первые иконостасы появились в начале XV века. Его создателями считаются Феофан Грек и Андрей Рублёв.В центре иконостаса располагаются Царские врата. Через них во время богослужений выходит священник.На самом  верху иконостаса –крест. Ниже расположены иконы пророков. Давайте вспомним, кто такие пророки? (Ответы детей. Урок 5. Библия и Евангелие.) Ещё ниже иконы апостолов. А кто такие апостолы?(Ответы детейУрок 5.Библия и Евангелие.) Далее мы видим иконы двунадесятых праздников. Справа от Царских врат всегда икона Христа, а слева Девы Марии, Божией Матери.

-Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Казанская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь». Не стоит думать, что в каждом городе своя Богоматерь, Это названия разных её икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. После прочтения текста вы должны будете найти ещё одно названия Богоматери, т.е. как ещё называют Мать Христа. (с.50 учебника)

-Стены храма расписаны  библейскими сюжетами. На стенах расположены иконы. Икона – картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

-В левой стороне храма мы видим квадратный столик, на котором много подставочек для свечей. Это «канун», здесь ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Записки с именами тех, кого надо помянуть в молитвах передаются священнику в алтарь. Записки с именами могут быть «за здравие» (о живых), или «за упокой» - за умерших. За «кануном» расположено Распятие. Вспомните, почему нижняя перекладина креста перекошена? (Ответы детей. Урок 7. Христос и Его крест)

-Перед иконами обычно стоят подсвечники. На них верующие могут поставить свечки. Церковная свеча — это наша любовь к Богу и ближним. Церковная свеча — это сила, помогающая нам в трудные минуты жизни и смерти.Свеча свидетельствует о нашей любви к Господу. Пришли в храм, принесли ее в дар своей любви.

В заключение экскурсии послушайте отрывок из стихотворения Ирины Богдановской.

Просить не грех… Но более достойно
Свечу поставить Богу просто так,
Перед иконой постоять спокойно –
Живой огонь в душе рассеет мрак…

А коль молиться – так за всех болящих,
За нищих, за бездомных и слепых,
Но более – за всех духовно спящих,
Неверием и самостью больных…

  1. Итог экскурсии.

Наша экскурсия подходит к концу. Но так как у нас урок, давайте подведём итоги:

-Что такое иконостас?

-В какой части храма расположен алтарь?

-Объясните значение выражения «Смоленская Богоматерь»?

4. Рефлексия.

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне показалось важным…

Я научился…

Урок заставил задуматься…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Урок - экскурсия "Отвори двери храма......"

Основная цель данного урока - экскурсии: развивать интерес и знания о храмах;  мотивацию к изучению православной культуры; активизировать историко-культурный словарь учащихся....

Конспект урока "Экскурсия по храму"

Заочная экскурсия по храмам. Применима на уроках ОРКСЭ и во внеурочной работе....

Урок - экскурсия Храмы нашего города ( Ачинск, Красноярский край)

Урок - экскурсия Храмы нашего города ( Ачинск, Красноярский край)...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Разработка урока-экскурсии "Храм. Икона"

     Урок-экскурсия по теме «Храм. Икона» (ОРКСЭ, 4 классы) проводился с участием иерея Романа (Капитанюка), с привлечением родителей в Храме святого апостола Андрея ...

презентация к уроку - экскурсии "О православном храме"

Данная презентация познакомит учащихся с устройством и архитектурными особенностями православного храма...