ОРК и СЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2018г. Протокол № 1 | Утверждаю Приказ №127/1/1 от 30.08.2018 Директор ГБОУ СОШ № О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по ОРКСЭ
для 4 классов
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель МО Заместитель директора по УВР
________________ ___________________
Санкт-Петербург
2017 /2018учебный год
Пояснительная записка-------------------------------------3
Учебный план------------------------------------------------- 10
Содержание учебного предмета-------------------------- 11
Календарно-тематическое планирование--------------- 14
Литература, ЭОР и средства обучения------------------23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
Основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;
Примерных рабочих программ учебных предметов;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».
Положения о рабочей Программе ГБОУ школы №218.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» состоит из модулей « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 2. Основы светской этики. Духовные традиции многонационального народа России. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предмет1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка. Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе. 1-й и 31—34-й уроки модуля могут проводиться вместе с учащимися, которые изучают разные модули предмета ОРКСЭ.
УМК
1. А.Я Данилюк 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.: Просвещение, 2013г
2. «Основы духовно-нравственных культур народов России. Основы светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
3.«Основы духовно-нравственных культур народов России. Основы светской этики». Книга для родителей
В современном мире особое значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики.
Общая характеристика курса.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса по модулю ОСЭ: программа ОСЭ составлена с учётом обязательного минимума содержания образования и требований к результатам освоения по Основам религиозных культур и светской этики, представленным в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по Основам религиозных культур и светской этики», утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 (далее ГОС НОО), и в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений «основы духовно-нравственной культуры народов России»,
формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;
объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);
выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;
реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.
Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:
1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;
2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;
3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;
4) развитие нравственных представлений во времени, понятие “поступок”, или “это с”, моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;
5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;
6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;
7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.
Ценностные ориентиры
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- находить наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценностей человеческой жизни.
Методы обучения:
Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теологических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
Практические, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
Репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
Индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Используемые технологии:
Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков и проектной деятельности.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, много единство, поли культурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Общая историческая судьба народов России;
Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестирование, творческие работы, проектная деятельность
Учебно-тематический план
Место учебного предмета ОРКСЭ в учебном плане учреждения
Областной базисный учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» 34 часа.
Структура комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” состоит из четырех блоков.
Блок | Кол-во часов | |
По программе | По календарному плану | |
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 часа | 1 часа |
2. Основы светской этики. Часть 1. | 16 часов | 16 часов |
3. Основы светской этики. Часть 2. | 16 часов | 16 часов |
4. Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах. | 1 час | 1 час |
Итого: | 34 часа | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева.
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ часть1
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.
Раздел 2. Культура и мораль. Особенности морали.
Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло.
Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость.
Этические учения о добродетелях. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.
Дружба. Этика об отношении людей друг к другу
Древнегреческие мыслители о дружбе
Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.
Солон о дружбе.
Что значит быть моральным.
Что такое добродетель.
Вариативное содержание: добродетельная жизнь.
Основные понятия: добродетель, порок.
Словарная работа: порок.
Учение Аристотеля о добродетелях.
Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.
Словарная работа: совершенство, идеал.
Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ часть2
Раздел 3
Нравственный закон человеческой жизни.
Род и семья-исток нравственных отношений.
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.
Словарная работа: любовь.
Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд вина и извинение.
Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость. Этикет.
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.
Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.
.Основное понятие: цель жизни.
Межмодульные связи: притчи.
Словарная работа: сверхличный, закон, нравственный закон, заповедь
Совесть. Долг. Ответственность.
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.
В. А. Сухомлинский о совести.
Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпеченков «Бабушка-медведица и внучка».
Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.
Основные понятия: совесть, стыд, долг.
Словарная работа: долг.
Ответственность
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.
Раздел 4.
Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.
Словарная работа: золотое правило нравственности.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.
Словарная работа: самовоспитание.
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.
Как научиться «взращивать свою душу».
Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Основные понятия: добро и зло.
Список литературы
Гуревич П. С. Этика: учебник для вузов. — М., 2009.
Календарно-тематическое планирование по модулю ОСЭ учебного предмета ОРКСЭ
№ п\п | Дата проведения урока\ корректировка | Тема уро ка | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля |
1 | Знакомство с предметом. Россия-Родина моя. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. | НРК ИКТ | |
2 | Что такое светская этика. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры. Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. | ||
3 | Культура и мораль | 1 | Семинар | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность, нравственность( мораль) Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения | ||
4 | Особенности морали | 1 | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность, нравственность( мораль) Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения | |||
5-6 | Добро и зло | 2 | Беседа | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | ИКТ | |
7-8 | Добродетель и порок | 2 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок | ||
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: свобода, моральный выбор, нравственность и безнравственность, искренность, правдивость, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом | ||
10 | Свобода и ответственность | 1 | Беседа. | Иметь представление о понятиях: Свобода, ответственность, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | НРК | |
11 | Моральный долг | 1 | Проектная работа | Иметь представление о понятиях: моральный долг, моральные нормы, Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации | ||
12 | Справедливость | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: Справедливость как высшая ценность в учении. Уметь; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | ||
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 | Семинар | Иметь представление о понятиях: Альтруизм и эгоизм, род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: совершать альтруистические поступки, направленные на благо случайным людям. проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела. | НРК | |
14 | Дружба | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: Дружба в системе этических ценностей. Честность и верность - основа дружбы. Уметь:читать тексты нравственного содержания, анализировать, выделять главную мысль, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей, строить связные высказывания. | ||
15 | Что значит быть моральным. | 1 | Беседа. | Иметь представление о понятиях : мораль, моральные нормы, признавать справедливость в отношениях между людьми. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям. | ||
16-17 | Творческие работы учащихся | 2 | Презентация творческих проектов на выбранные темы. | |||
18 | Род и семья-исток нравственных отношений | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану | ||
19 | Нравственный поступок | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: что такое поступок, нравственный поступок, нравственные идеи и ценности. Уметь: : проявлять порядочность и скромность. | ИКТ | |
20 | Золотое правило нравственности | 1 | Беседа. | Иметь представление о понятиях: как поступать по отношению друг к другу. Что такое добро и зло. Уметь: правильно поступать по отношению к другим так , как не хотел бы , чтобы поступали к тебе» | НРК | |
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях : Обида, Страх, Уметь: признавать свои ошибки. Извиняться, прощать. | ||
22 | Честь и достоинство. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: Честь и достоинство Уметь: проявлять порядочность и скромность. Осознавать собственную ценность. Вести себя вежливо, спокойно, сдержанно. | ||
23 | Совесть | 1 | Беседа. | Иметь представление о понятиях: совесть, правдивость, сострадание, эгоизм. Корыстолюбие. Уметь: жить по законам совести. | ||
24-25 | Нравственные идеалы | 2 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: честь и достоинство. Знать: богатырей Древней Руси. Уметь: различать поступки достойные и недостойные. Иметь представление о понятиях: доверие и доверчивость. Уметь: устанавливать правила доверительных отношений; поступать в экстренных ситуациях. | ||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представления о понятиях: Рыцари, джентльмены, леди. Уметь различать поступки достойные и недостойные. | ||
27 | Речевой этикет | 1 | Беседа. | . Иметь представление о понятиях: речевой этикет. Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления речевого этикета в повседневной жизни. Уметь: правильно употреблять личные местоимения. | ||
28 | Семейные праздники | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение традиции. Знать: традиции воспитания у разных народов. | ||
29 | Жизнь человека-высшая нравственная ценность | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: честь и достоинство. Уметь: различать поступки достойные и недостойные. | ИКТ | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: мужество, честь, благородство. Знать: примеры повседневного проявления мужества. Уметь: защищать свою родину, своих близких и родных. | ||
31 | Равнодушие и жестокость | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о понятиях: равнодушие и жестокость. Уметь: контролировать свои эмоции и поступки. | ||
32 | Учись учиться | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о целях обучения в школе. Уметь: распределять внимание на уроке; сочетать труд умственный и труд физический. | ||
33 | Мои права и обязанности | 1 | Беседа. | Иметь представление о понятиях: права и обязанности. Знать: правила школьного распорядка, требования к поведению учащихся в школе. | ИКТ | |
34 | Творческие работы учащихся | 1 | Проектная работа. | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, со- отнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания |
Материально-техническое обеспечение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2013 Учебники: Основы светской этики. Учебник. 4 класса.- М. Просвещение «Дрофа», 2013. Рабочие тетради Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класса. .- М. Просвещение «Дрофа», 2013. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание обучения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему знаний, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности. Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебника. |
Технические средства обучения | |
Мультимедийный проектор Компьютер | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Электронное пособие к учебнику «Основы светской этики», 4 класс (диск CD-ROM) Мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса |
|
Учебно-практическое оборудование | |
Ученические столы, стулья Учительский стол Шкафы для хранения дидактического материала настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...