Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_18-19.docx | 807.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2014.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2014.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. М.: «Просвещение», 2010.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимися 4 класса с их согласия и по выбору родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе (34часоа в год) .
Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В настоящее время преподавание факультативного курса «Основы православной культуры» в МКОУ "Русятинская средняя общеобразовательная школа" ведется по авторской программе: А.В Кураева.
В 4 и 5 классе предполагается выделение на изучение предмета "Основы православной культуры" по 1 часу в неделю – 70 (35+35) часов в год.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
По окончанию курса учащиеся должны знать:
Важные понятия
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.
Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Примерные темы творческих работ:
- Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
- Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Характеристика деятельности учащихся
- Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
- Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
- Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
- Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
- Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их.
- Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
- Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
- Готовят сообщение по выбранным темам.
Содержание программы курса «Православная культура»
4 класс (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
- групповая
- самостоятельная
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные термины и понятия | дата | Дом. задание | |
1. | Россия - наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции | 05.09 | 4-5, вопросы пословицы о Родине |
|
2. | Культура и религия | Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия | 12.09 | 6-7, вопросы |
|
3. | Человек и Бог в православии | Православная культура. Внутренний мир человека | 19.09 | 8-11, вопросы |
|
4. | Православная молитва | Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать | 26.09 | 12-15, вопросы, молитва |
|
5. | Библия и Евангелие | Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. | 03.10 | 16-19, вопросы, притчи из Библии |
|
6. | Проповедь Христа | Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. | 17.10 | 20-23, вопросы |
|
7. | Христос и Его Крест | Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. | 24.10 | 24-27, вопросы |
|
8. | Пасха | Светлое Христово Воскресение. | 07.11 | 28-31, вопросы, рис., поделки |
|
9. | Творческие работы учащихся |
| 14.11 |
|
|
10. | Православное учение о человеке | Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. | 21.11 | 32-35, вопросы |
|
11. | Совесть и раскаяние | Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние. | 28.11 | 36-39, вопросы |
|
12. | Заповеди | Добро. Зло. Традиция. Заповедь. | 05.12 | 40-41, вопросы |
|
13. | Милосердие и сострадание | Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. | 12.12 19.12 | 42-45, вопросы, примеры из жизни |
|
14. | Милосердие и сострадание |
| |||
15. | Золотое правило этики | Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. | 26.12 | 46-47, вопросы |
|
16. | Творческие работы учащихся |
| 16.01 |
|
|
17. | Храм | Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. | 23.01 | 48-51, вопросы |
|
18. | Икона | 30.01 | 52-55, вопросы |
| |
19. | Как христианство пришло на Русь | Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. | 06.02 | 58-61, вопросы |
|
20. | Подвиг | Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник. | 13.02 | 62-63, вопросы, пример подвига |
|
21. | Заповеди блаженства | Вера. Нагорная проповедь. Блаженные | 20.02 | 64-67, вопросы |
|
22. | Зачем творить добро? | Святой. Самоотверженность. Радость сердца. | 27.02 | 68-69, вопросы |
|
23. | Чудо в жизни христианина | Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. | 06.03 | 70-71, вопросы |
|
24. | Православие в Божием суде | Молитва. Икона. Бессмертие. | 13.03 | 72-75, вопросы |
|
25. | Таинство Причастия | Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия. | 20.03 | 76-79, вопросы |
|
26. | Творческие работы учащихся |
| 03.04 |
|
|
27. | Монастырь | Монах, монахиня. Послушание. Обет. | 10.04 | 80-83, вопросы |
|
28. | Отношение христианина к природе | Любовь к природе. Экология. Ковчег. | 17.04 | 84-85, вопросы |
|
29. | Христианская семья | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | 24.04 | 86-87, вопросы |
|
30. | Защита Отечества | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. | 08.05 | 88-91, вопросы, Куликовская битва |
|
31. | Христианин в труде | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех. | 15.05 | 92-93, вопросы |
|
32. | Любовь и уважение к Отечеству | Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм. | 15.05 | 94-95, вопросы, примеры из жизни |
|
33. | Творческие работы учащихся |
| 22.05 |
|
|
34. | Творческие работы учащихся |
| 22.05 |
Итоговые задания по курсу
«Основы православная культура»
- Темы для исследовательских работ
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
Святой, прославившийся в нашем крае.
Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.
- Темы сочинений
Крещение Руси как начало великой русской культуры.
Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.
Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?
Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?
Возможен ли подвиг в мирное время?
Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?
В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.
Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.
За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.
Закончите предложение
Год крещения Руси - _______
Русь крестил _____________
Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________
Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________
На месте пропуска вставьте слово
Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:
_______________ пустынь
_______________Посад
Киево-_________лавра
_______-Невская Лавра
Тестовые задания
- Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее
- бескорыстие
- любовь к Отечеству
- защита близких
- восстановление справедливости
- нажива
2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)
- чтобы было убито побольше врагов
- чтобы была взята большая добыча
- чтобы меньше людей погибло
- о победе
3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:
- личное покаяние
- подаяние нищим
- совершение только хороших дел
- вера во Христа
4. Что бывает только у монахов?
- четки
- клобук
- постриг
- обет
- молитва
5. Венцы в таинстве венчания символизируют:
- вечность
- богатство
- долгую жизнь
- единство любви и испытаний
6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?
- любовь ко Христу
- молитва ко Христу
- защита природы
- защита Отечества
- милосердие
- честный труд
7. Заповедей блаженства
- пять
- восемь
- девять
8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»
… истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив…
9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого
Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил
- о Христе
- об Андрее Первозванном
- о Петре 1
10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?
- болгарские танцы
- греческая икона
- немецкий орган
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....