Тема: Буддизм в культуре и традициях народов России (5 класс)
план-конспект урока по орксэ
Основы религиозных культур народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buddizm_v_kulture_rossiii.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №1 с углубленным изучением «Полифорум»
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России.
Класс: 5 класс
Тема: Буддизм в культуре и традициях народов России
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: Бочкарева Т.В.
Цели:
Образовательные: познакомить с религиозными традициями буддизма у малых народов. Сформировать представление о культуре и традициях бурятов, калмыков, тувинцев. Применение полученных знаний в сравнительном анализе.
Развивающие: развитие мыслительной деятельности, анализ, обобщение, систематизация полученных знаний.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к традициям любого народа России, развитие толерантности.
Оборудование: презентация, оценочный лист, ЭОР.
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс.
Авторы учебника: Сахаров Андрей Николаевич, Кочегаров Кирилл Александрович, Мухаметшин Рафик Мухаметшович.
Этап урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). | - Сегодня мы продолжим с вами путешествие по России. - У вас на парте лежит оценочный лист. С ним мы будем работать на протяжении урока. Он поможет вам оценить свои знания. Слайд №2 -Давайте вспомним, какие религии самые распространенные в нашей стране? Поможет нам при ответе карта России. Слайд 3. | Определяют религии, работая с картой России (метод сравнительного анализа). - Перед вами оценочный лист. - Вы будете работать с ним в течение урока, оценивая свои знания и умения. Вспомните, какие знаки мы используем при оценке: Улыбка – все сделано правильно, Спокойствие – получилось, но были затруднения, Грусть – не получилось или сделано неправильно. (Заполняют оценочный лист–пункт 1. Оценивают свою работу смайликами).
|
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) |
II. Тема и цель урока. | - К какой религии относятся священные предметы и сооружения? Слайд 4,5,6. - Сформулируем тему нашего урока? - Буддизм в России исповедуют, буряты, калмыки и тувинцы. Слайд 7,8,9. -Что бы вы хотели узнать об этих народах? - Сформулируй цель нашего урока. | - Все предметы относятся к буддизму. (Заполняют оценочный лист–пункт 2.) - Буддизм в культуре и традициях народов России. (Заполняют оценочный лист–пункт 3.) Ответы учащихся. -Узнать о буддийских традициях малых народов. (Заполняют оценочный лист–пункт 4.) | Регулятивные (умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке) |
III. Актуализация знаний. 1) Празднование Нового года у бурят Физминутка Работа с учебником. | - Какой праздник приближается? Сегодня наши экскурсоводы-------------- расскажут нам как встречают буддийский Новый год в Бурятии. . (Как встречают буддийский Новый год в Бурятии www.youtube.com видиоролик используется по усмотрению учителя)
Специальные жесты при встрече со взрослыми - знак уважения. - Давайте разучим их. Слайд 16. - По легенде, на восходе солнца богиня Лхамо объезжает землю. Тем, кто в это время будет спать – в новом году удачи не видать. Слайд 17. - Дополните рассказ о богине Лхамо информацией из учебника с. 90 . - Какая традиция вам больше всего понравилась? | Рассказ экскурсоводов. Рассказ о Саалгане Сагаалган у бурят отмечается ближе к началу весны и празднуется целый месяц. Связано это с национальной особенностью – бурятские поселения находились далеко друг от друга. Слайд 10. Чтобы объехать всех родственников, нужна была не одна неделя. Традиция ходить в гости сохранилась и до наших времен. Слайд 11. Сагаалган символизирует не только начало нового года, но и очищение от всего плохого. По традиции, перед празднованием Нового года буряты убирают дом и выбрасывают старые, сломанные вещи. Слайд 12. В дацанах – религиозных сооружениях – идут праздничные молебны и обряд очищения. Сам Новый год начинается не ночью, а рано утром. Слайд 13. У бурятского народа есть и национальный Дед Мороз – Белый старец. Он отличается большой добротой и согласно традиции, заходит в каждый дом. Но подарки не дарит – буряты это делают сами. Слайд 14. На столе в этот день обязательно должна быть белая пища. Обычно это сыр, творог и традиционный чай с молоком. Слайд 15. Обучающиеся по ходу урока заполняют «Дневник путешественника» (вносят в тетрадь новые понятия). (Разучиваются жесты приветствия) Работа с учебником с 90 (нахождение новой информации). (Заполняют оценочный лист–пункт 5,6) | Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) Личностные (умение высказывать свою точку зрения) Коммуникативные (понимать и принимать точку зрения другого). |
2) Празднование Нового года у калмыков. | - А теперь я предлагаю вам отправиться в Калмыкию посмотреть видиоролик http://www.youtube.com/watch и послушать рассказы о празднике Зул ( продление жизни). Слайд 18. - Калмыки чтут память предков и стараются соблюдать все традиции. Калмыки думают, что чем больше огня, тем солнце больше одарит их тепло. Ламы молитвенным свертком задевают людей и просят больше зажигать лодочек жизни. Слайд 19,20. - Перед вами традиционная сдоба калмыков. Что она символизирует? Слайд 21. | ( Познакомились с традициями калмыков) (Ответы: Халтха-солнце. Символ бас – помещение для скота. Чем больше борцков, тем больше прибыли и богатства.) (Заполняют оценочный лист–пункт 7) | Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью). Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
3) Праздник тысячи лампад. Работа с учебником | Лодочки жизни делали из пресного теста. Ставили в нее пучки из травы жанец или ковыля, столько сколько вам лет плюс еще три. (Вам 6 лет плюс один год в утробе и плюс еще два или три пучка для продления жизни.) Слайд 22. Дополните мой рассказ выдержками из текста с.93 | Мастерят «лодочку жизни» (Дополнили рассказ учителя новыми фактами) | Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник). |
4) Празднование Нового года у тувинцев. | Свой репортаж о Новом годе у тувинцев представит нам-------- (ученик). (Учитель может использовать видиоролик www.youtube.com | Рассказ обучающегося. В новогоднюю ночь проходят молебны и тувинцы не спят. Новый год начинается между 3-5 часами утра. Люди омываются водой, считают это очищением. Около костров шаманы проводят ритуалы. Встречают Новый год с очищающими кострами и горловым пением. Слайд 23. С восходом солнца совершается обряд Сан салыр (преклонение огню). Приходят мужчины и бросают в жертвенный огонь сладости, ламы читают сутры. | Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) |
5.Мистерия « Цам». Работа с учебником. | - Найдите в тексте ответ на вопрос. Как буддисты организовывают праздник ЦАМ? Слайд 24,25. Предлагаю вашему вниманию посмотреть празднование «ЦАМ» www.youtube.com | (С. 94 зачитывают ответ на вопрос.) Просмотр видиоролика. Познакомились с традициями тувинцев. (Заполняют оценочный лист–пункт 8) | Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник). |
IV. Закрепление изученного Работа по карточкам. Тест | Когда все обряды закончены, принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками. Перед нами хозяева поставили свое национальное блюдо. - К какой религии относятся эти национальные блюда? Слайд 26. Каждый гость должен высказать пожелания хозяину. - Попробуйте придумать пожелания хозяину дома.
- Соедини иллюстрации и названия. Слайд 27. | (Работа в группах. Карточка на каждой парте.) Обучающиеся говорят свои пожелания. (Заполняют оценочный лист–пункт 9) Взаимопроверка (работа в парах). (Заполняют оценочный лист–пункт 10) | Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы) Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) |
VI. Рефлексия | - Вы оценили свою работу на всех этапах урока. - Какой этап был самым сложным? - Какими знаниями вы можете поделиться с другими? - Какие знания были самыми интересными? - Что удивило вас? | Анализ собственных ответов. Высказывают свое мнение. (Заполняют оценочный лист–пункт 11) | Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
VII. Домашнее задание. | Если вам посчастливиться побывать у других народов с другой религией, обязательно познакомьтесь поближе с их культурой. Предлагаю приготовить презентацию буддийских традиций, о которых мы еще не слышали. А я желаю всем мира и добра, и поздравляю вас с приходом Нового года. | Обучающиеся работают с информационными источниками. | Регулятивные (развитие навыков работы с различными источниками информаци) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Теоретическая обоснованность опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....
Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана".
Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана"....
Внеурочное предметное мероприятие по культуре и традициям народов Дагестана в 4 классе "Игровое путешествие по Открытой книге любознательности и интеллекта.".
В данной методической разработке описывается подробный сценарий проведения внеурочного предметного мероприятия в 4 классе по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана». Разработка представляе...
Исследовательский проект на тему : "Культура и традиции народов Поволжья"
Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея....
Разработка учебного занятия по теме «Добродетель и порок. Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала» модуль «Основы светской этики »
Методический проект....
Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...