Разработка урока по ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мичурина Елена Владимировна

Цель урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу и осмыслить роль монахов в истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

Тема конспекта урока

  “Коренная пустынь”

00776

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету  

Мичурина Елена Владимировна

.

Место работы ГБОУ Школа № 183

Москва 2016

Цель урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу и осмыслить роль монахов в истории России.

Задачи урока:

  воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России;

 познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монастырем Курской области;

  помочь понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека.

Оборудование: компьютер с доступом к Интернету, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Сюда приходят в день воскресный,

    А в праздник здесь порою тесно.

    Здесь люди каются, спасаются.

    Как это место называется?               (церковь).

2.Храм на три части разделен.

   Сначала входим мы в………        (притвор).

3.Между второй и третьей частью

   Стоит высокая стена.

   Она украшена прекрасно –

   На ней и крест, и образа.

   Ответьте громко мне сейчас:

   Эта стена - ………                      (иконостас).

4.Над головой весит светило.

   Оно огромно и красиво.

   Ну, не светильник – просто диво!

   Название его ……….                       (паникадило).

5.Там престол, где Господь восседает,

   Иерей службу там совершает.

   И святится то место, как встарь,

   И мы знаем, что это ………           (алтарь)

6.На волнах качается, в нем вся жизнь спасается. (Ковчег)
Строили, Строили... так и не построили.
Без Бога взялись, в разных концах света оказались. (Вавилонская башня)

7.Льется, льется дивный звон.

   Всех зовет к молитве он.

   Знаешь ты, и знаю я,

   То звонят…….              (колокола).

III. Изучение нового материала.

1. Работа со стихотворением.

– Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения И. С. Никитина.

(слайд 2, 3)

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.

Ребята, как вы думаете, о чем  говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей).

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке?

  Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь,  чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А так же мы совершим путешествие   в мужской монастырь “Коренная пустынь”.

  Монастырь – это особый мир. Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах ,  чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. 

  Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

   Монастыри бывают нескольких типов.

   Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.

   Киновия — монастырь общежитского устава

   Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

   Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.

   Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.

   Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.

   Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.( Слайд 4)

В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска (город в Курской области). Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Это и оказалась Икона Божией матери «Знамение» . (слайд 5)Благочестивый охотник поместил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.

   Икона Божией матери вот уже 7 веков является заступницей Курского края.(слайд 6)

В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.(слайд 7)

Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько: (слайд 8)

Источник свт. Николая Чудотворца,

Источник прп. Серафима Саровского,

Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,

Источник великомученика Пантелеимона,

Источник прп. Серафима Саровского (подворье).(слайд9)

Известно, что преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.(слайд 10)

Также  есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.(слайд 11)

Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. В летнее время в монастырь из Знаменского монастыря г. Курска Крестным ходом приносится список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются Крестные ходы вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников. Возрождена традиция совершения Крестных ходов в девятую пятницы по Пасхе. Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносится на летнее время из Знаменского монастыря г. Курска. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.

V.Закрепление нового материала.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего путешествия и разгадаем кроссворд.(слайд12)

1.

М

О

Н

О

С

2.

О

Д

И

Н

3.

 П

О

С

Л

У

Ш

А

Н

И

Е

4.

М

А

Н

Т

И

Я

5.

С

В

Я

Т

О

С

Т

Ь

6.

 Ч

Ё

Т

К

И

7.

О

Б

Е

Т

Ы

8.

П

О

С

Т

Р

И

Г

9.

М

О

Л

И

С

Ь

  1. От какого греческого слова произошло слово «монах».
  2. Что означает это слово.
  3. Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
  4. Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.
  5. Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .
  6. Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
  7. При принятии послушника в монахи он приносит … .
  8. Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
  9. Одно слово из главного правила монашеской жизни.

- Молодцы, правильно.

IV.Рефлексия.

 Настроение и эмоциональное состояние ученика  в конце урока.(слайд 13)

Литература:

  1. Стихотворение И. С. Никитина «Монастырь»
  2. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru
  3. http://matushki.ru/viewtopic.php?t=4732
  4. Википедия.
  5. http://korennayapustin.ru/svyatyni/istochniki.html
  6. Курская –епархия РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

Разработка урока по ОРКСЭ 4класс

Основы духовно-нравственной культуры народов России....

Разработка урока по ОРКСЭ

Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...