Разработка урока по ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу и осмыслить роль монахов в истории России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Тема конспекта урока
“Коренная пустынь”
00776
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Мичурина Елена Владимировна
.
Место работы ГБОУ Школа № 183
Москва 2016
Цель урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу и осмыслить роль монахов в истории России.
Задачи урока:
∙ воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России;
∙ познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монастырем Курской области;
∙ помочь понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека.
Оборудование: компьютер с доступом к Интернету, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Здесь люди каются, спасаются.
Как это место называется? (церковь).
2.Храм на три части разделен.
Сначала входим мы в……… (притвор).
3.Между второй и третьей частью
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте громко мне сейчас:
Эта стена - ……… (иконостас).
4.Над головой весит светило.
Оно огромно и красиво.
Ну, не светильник – просто диво!
Название его ………. (паникадило).
5.Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И святится то место, как встарь,
И мы знаем, что это ……… (алтарь)
6.На волнах качается, в нем вся жизнь спасается. (Ковчег)
Строили, Строили... так и не построили.
Без Бога взялись, в разных концах света оказались. (Вавилонская башня)
7.Льется, льется дивный звон.
Всех зовет к молитве он.
Знаешь ты, и знаю я,
То звонят……. (колокола).
III. Изучение нового материала.
1. Работа со стихотворением.
– Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения И. С. Никитина.
(слайд 2, 3)
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей).
– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке?
Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А так же мы совершим путешествие в мужской монастырь “Коренная пустынь”.
Монастырь – это особый мир. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах , чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Монастыри бывают нескольких типов.
Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
Киновия — монастырь общежитского устава
Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.
Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.( Слайд 4)
В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска (город в Курской области). Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Это и оказалась Икона Божией матери «Знамение» . (слайд 5)Благочестивый охотник поместил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.
Икона Божией матери вот уже 7 веков является заступницей Курского края.(слайд 6)
В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.(слайд 7)
Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько: (слайд 8)
Источник свт. Николая Чудотворца,
Источник прп. Серафима Саровского,
Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
Источник великомученика Пантелеимона,
Источник прп. Серафима Саровского (подворье).(слайд9)
Известно, что преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.(слайд 10)
Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.(слайд 11)
Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. В летнее время в монастырь из Знаменского монастыря г. Курска Крестным ходом приносится список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются Крестные ходы вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников. Возрождена традиция совершения Крестных ходов в девятую пятницы по Пасхе. Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносится на летнее время из Знаменского монастыря г. Курска. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.
V.Закрепление нового материала.
Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего путешествия и разгадаем кроссворд.(слайд12)
1. | М | О | Н | О | С | ||||||||||
2. | О | Д | И | Н | |||||||||||
3. | П | О | С | Л | У | Ш | А | Н | И | Е | |||||
4. | М | А | Н | Т | И | Я | |||||||||
5. | С | В | Я | Т | О | С | Т | Ь | |||||||
6. | Ч | Ё | Т | К | И | ||||||||||
7. | О | Б | Е | Т | Ы | ||||||||||
8. | П | О | С | Т | Р | И | Г | ||||||||
9. | М | О | Л | И | С | Ь |
- От какого греческого слова произошло слово «монах».
- Что означает это слово.
- Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
- Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.
- Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .
- Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
- При принятии послушника в монахи он приносит … .
- Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
- Одно слово из главного правила монашеской жизни.
- Молодцы, правильно.
IV.Рефлексия.
Настроение и эмоциональное состояние ученика в конце урока.(слайд 13)
Литература:
- Стихотворение И. С. Никитина «Монастырь»
- Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru
- http://matushki.ru/viewtopic.php?t=4732
- Википедия.
- http://korennayapustin.ru/svyatyni/istochniki.html
- Курская –епархия РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...