Конспект урока по ОРКСиЭ, модуль: основы православия, на тему "Монастырь. Духовный подвиг".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лагунович Анастасия Николаевна

Задачи урока:

Образовательные:

- умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта, умение правильно оценивать себя и других;

Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, культуры речи и эмоций учащихся, развивать познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_orkse.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Буркова Анастасия Николаевна

Класс: 4

Модуль: «Основы православия»

Место урока в изучаемой теме:1 урок

Продолжительность урока: 45мин

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с понятием «монастырь», познакомить с «духовными подвигами» человека во имя Бога.

Задачи урока:

Образовательные:

- умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта, умение правильно оценивать себя и других;

Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, культуры речи и эмоций учащихся, развивать познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Технологии:

- Здоровьесберегающие

- Игровые

-ИКТ

Методы обучения:

- Практические

- Словесные

-Наглядные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

Ресурсы для проведения урока:

-Учебник Основы православия ,А.В.Кураева, издательство «Просвещение» 2011 год.

- Интерактивная доска

Основные понятия:

Монастырь, духовный подвиг, постриг.

Предполагаемый результат:

- Учащиеся имеют чёткое представление о понятиях «Монастырь, монах, постриг, духовный подвиг»;

- умеют давать оценку поступкам и подвигам;

- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;

- умеют анализировать учебный материал; излагать свою точку зрения.

п/п

Этап урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Звучит музыка «Если добрый ты…»

- Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Всем, добрый день

И работать нам не лень.

Парами берутся за руки

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для постановки учебной задачи через выполнение задания, активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Ребята, прежде, чем мы назовём тему урока, посмотрите видеосюжет.

 (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня с вами на уроке? (о монастырях)

- Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока(мы будем говорить о монастырях) (слайд 2)

- Правильно, тема нашего урока звучит так : «Монастырь. Духовный подвиг» (слайд 3)

Ученики смотрят видео (1 мин. 31 сек.)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях на печатной основе.

Познавательные УУД:

- логические:

Установление и  причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнивания

- самостоятельное выделение – формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

-интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Работа по теме урока

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о делении многозначных чисел, развитие умений пользоваться алгоритмом деления

- Ребята, как вы думаете, каково значение слова монастырь? (ответы детей)

- Давайте посмотрим на следующий слайд и прочитаем определение слова Монастырь. (слайд 4)

- Монастырь  - это территория , храм для  помещения религиозной  общины монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Учитель:

- Когда человек вырастает, перед ним встаёт выбор: создать семью или, если он чувствует призвание, стать монахом.

- Давайте прочитаем в учебнике на стр. 80 определение слова монах и узнаем когда появились первые монахи.

 Господь призывает , и душа человека этот призыв чувствует и на него откликается.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Работа с  презентацией.

Фронтальная проверка.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и правильно строить высказывания

-решение примеров и задач, построение логической цепи рассуждения;

- усвоение понятия «Монастырь»

Коммуникативные УУД:

-умение давать полные ответы на вопросы учителя

4.

Работа по учебнику

-  Перейдём к работе с учебником, стр. 80 – 81.

После прочтения учитель задаёт вопросы учащимся по содержанию.

- Кого называют монахом?

- Когда появились первые монахи?

- Кто был первым монахом?

Ученики читают вслух текст (чтение заранее подготовлено дома)

5.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Учитель дает задание № 1 на карточках (заранее выданных).

Монастырь – духовная опора мира.

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?(ответы детей)

Во все времена, когда человеку нужна духовная помощь и поддержка, спешат в монастырь.

Обучающиеся выполняют задание

Ответы на вопрос учителя

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Продолжение работы по теме урока

Просмотр видеосюжета

- Сейчас вы посмотрите видеосюжет, который называется Монашеский путь к жизни (1 мин. 30 сек.). Смотрите внимательно (слайд 5).

- Как люди становятся монахами? Как они принимают такие решения?

- Что такое монашество?

- Можно ли назвать жизнь монаха  подвигом?

Учитель:

- Подвиг  - это слово однокоренное словам «двигаться», «движение». Другими словами, подвиг – это приближение к цели.

- Что является целью монашеской жизни? (Воссоединение с Богом)

- Каким образом человек может  воссоединиться с Богом? ( соблюдая Его Заповеди).

- Когда у Бога спросили, какая из заповедей самая большая, он ответил, что все заповеди сводятся к двум главным:

1. Возлюби Бога всем сердцем твоим, всею душою и всею крепостью твоею;

2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Эти две заповеди вмещают в себя весь закон  и заповеди Божии.

Духовный подвиг – это тяжелейшая борьба человека с самим собой за чистоту своей души , чтобы его внутренний мир был чист и светел. Только в таком сердце будет находиться Бог – Источник Света, Жизни и Добра. И эта духовная битва приносит подлинное счастье самому человеку, делает добрее и светлее мир, в котором он живёт. В этом суть христианского духовного подвига.

- Как вы понимаете значение слова «постриг»?

- Давайте посмотрим на (слайд № 7)

- Постриг – это христианский обряд, совершаемый при посвящении в  в монашество (сопровождаемый подрезыванием волос). 

 Просмотр видеосюжета

Ответы на вопрос учителя

Просмотр презентации

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и правильно строить высказывания, рассуждения

Предметные УУД:

- усвоение новых понятий

Коммуникативные УУД:

-умение давать полные ответы на вопросы

5

Физкультминутка.

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их  релаксации

- А теперь минутка отдыха. Встаньте около своих мест и повторяйте за мной

Руки положили на пояс. Ходьба на месте (1,2,3,4) Теперь повороты головы влево, вправо 2 раза, наклон головы вперед, назад 2 раза, повороты головой влево, вправо (1,2,3,4), теперь вдох, поднимем ручки вверх, выдох, опустим ручки вниз, потрясём кистями рук, отдохнули, молодцы, садитесь. Продолжаем работать дальше.

6

Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником

Просмотр видеосюжета

Работа в тетрадях

- Теперь давайте прочитаем текст в учебнике.

                 

- А теперь посмотрите видеосюжет под названием «Монашеские обеты».

Сейчас посмотрите задание в тетрадях, № 2. Заполните пропуски в тексте.

 Духовный подвиг – это тяжелейшая борьба человека с самим собой за чистоту своей души, за красоту своего внутреннего мира.

Монах – это человек, который полностью посвятил свою жизнь  служению Богу и принял для этого  специальное посвящение (монашеский постриг).

Человек,  вставая на монашеский путь , принимает три важных обета. Это обеты послушания, нестяжения, безбрачия.

- Теперь задание № 3 вы будете выполнять самостоятельно.

- Что нужно сделать? Узнать и подписать название известных монастырей России.

- Сейчас я вам включу видеосюжет, и во время его просмотра вы должны подписать название всех монастырей.

Обучающиеся читают текст.

Обучающиеся смотрят видеосюжет.

Учащиеся выполняют задание вместе у учителем.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и правильно строить высказывания

Предметные УУД:

-усвоение и закрепление новых понятий

Коммуникативные УУД:

-умение давать полные ответы на вопросы учителя

Просмотр видеосюжета

После просмотра проверка учителем выполнения задания

Учащиеся письменно выполняют задания

8

Итог урока

Рефлексия

Цель: Создание условий для рефлексии.

- Какую тему мы проходили сегодня на уроке?

 - Что нового сегодня узнали?

- Молодцы. Вы все хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить ответы учащихся…

Слайд 8-9.

     - Закрасьте звёздочку у себя на карточке одним из цветов.

     Зеленый цвет- мне было интересно;

     Жёлтый цвет - было интересно, но кое-что осталось непонятно;

     Красный цвет - я с этим не согласен

     Серый цвет - было скучно.

Спасибо за урок. Сдали карточки. Отдыхаем.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Закрепляют полученные знания

Обучающиеся закрашивают звездочку.

Оценка себя и выбор геометрической фигуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Основы православия" по теме "Дорогами подвига и святости" 4 класс

Дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века.Углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новому...