Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Программа учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе рабочей программы по ОРКСЭ (Рабочая программа 4 класс для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012 г.), авторы - составители:
Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко к учебнику «Основы мировых религиозных культур 4 класс»; авторы: Амиров Р. Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М «Дрофа», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭ для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
- Уставом образовательной организации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов».
Программа учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе рабочей программы по ОРКСЭ (Рабочая программа 4 класс для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012 г.), авторы - составители:
Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко к учебнику «Основы мировых религиозных культур 4 класс»; авторы: Амиров Р. Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М «Дрофа», 2012
Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»).
Цели и задачи изучения предмета
Цель курса «Основы православной культуры» в 4 классе является: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного модуля, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «основы православной культуры» являются следующие умения:
Обучающийся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения предмета ««Основы православной культуры»» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебному модулю «Основы православной культуры»
Обучающийся научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2.Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание учебного раздела |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение творческого проекта. |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 14 | Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
4 | Подведение итогов | 3 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
Всего | 34 |
3.Тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры» 4 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | По плану | По факту | ||||
Введение «Россия - наша Родина» (1 час) | ||||||||
1 | Россия - наша Родина. | Россия – наша Родина-Полиэтническое государство, культурные традиции. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность | Знать: основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина. | |||
Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов) | ||||||||
2 | Культура и религия. | Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, религия. | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. | |||
3 | Человек и Бог в православии. | Бог и православие Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец. | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: Саморегуляция. | Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
4 | Православная молитва. | Православие. Благодать О молитве «Отче наш». | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию. Регулятивные: саморегуляция | Ценить и принимать ценности. | |||
5 | Библие и Евангелие. | Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие. Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное писание, откровение | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Ценить и принимать ценности. | |||
6 | Проповедь Христа. | Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и понятия: проповедь, нагорная проповедь. | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Нравственно-эстетическое оценивание. | |||
7 | Христос и Его Крест. | Как Бог стал человеком. Символика креста. Основные термины и понятия: голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста. | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: уметь вести дискуссию. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
| Нравственно-эстетическое оценивание. | |||
8 | Пасха. | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник. | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. . | Нравственно-эстетическое оценивание. | |||
9 | Православное учение о человеке. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Основные термины и понятия: Душа, внутренний мир человека. | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Регулятивные: саморегуляция. | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. | |||
10 | Совесть и раскаяние. | Через поступки людей учатся различать добро и зло; учить уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние. | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. | |||
11 | Заповеди. | О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Основные термины и понятия: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования. | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. | Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
12 | Милосердие и сострадание. | Учатся понимать, что такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова милостыня. Основные термины и понятия: милосердие, милостыня. | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. | Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность. Регулятивные: саморегуляция. | Личностное переживание. | |||
13 | Золотое правило этики. | Узнают правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе. Основные термины и понятия: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность. | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: оценка нравственных норм. | Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. | |||
14 | Храм. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение. | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция. | Ценить и принимать ценности. | |||
15 | Икона. | Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека. Основные термины и понятия: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Ценить и принимать ценности. | |||
16 | Творческие работы учащихся. | Определение темы для индивидуальных творческих работ. Этапы работы написания творческих работ. | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |||
17 | Подведение итогов. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: саморегуляция. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |||
Основы религиозных культур и светской этики (14 часов) | ||||||||
18 | Как христианство пришло на Русь. | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Нравственно-эстетическое оценивание. | |||
19 | Подвиг. | Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой. Основные термины и понятия: подвиг во имя себя, подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник. | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция | Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
| |||
20 | Заповеди блаженств. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.). Основные термины понятия: нищие духом - смиренные, плачущие - скорбящие о грехах, кроткие, алчущие - желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить. | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция. | Ценить и принимать ценности. | |||
21 | Зачем творить добро? | Добро и зло. Основные термины и понятия: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание. | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: понимать значение добра и зла. | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоот ношения с окру жающими. | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Основные термины и понятия: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде. | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Личностное переживание, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
23 | Православие в Божием суде. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Основные термины и понятия: Божий суд, бессмертие души, легенда, Христофор. | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие, творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Личностное переживание. | |||
24 | Таинство Причастия. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Основные термины и понятия: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия. | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Регулятивные: саморегуляция. | Ценить и принимать ценности. | |||
25 | Монастырь. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение. | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. | |||
26 | Отношение христианина к природе. | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп. | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным, заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
27 | Христианская семья. | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Основные термины и понятия: семьи, венчание, обручального кольца. | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: саморегуляция. | Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность). | |||
28 | Защита Отечества. | Учатся различать поступки недопустимые даже на войне. Основные термины и понятия: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков. | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; | |||
29 | Христианин в труде. | Знакомятся с значимостью труда в жизни человека и общества. Потребностью в труде. Призвание Богом к труду первых людей. Христианское отношение к труду. Основные термины и понятия: значимость труда, общество, грех, пост, «работать на совесть», повседневные дела. | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: саморегуляция.
| Нравственно-эстетическое оценивание. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Основные термины и понятия: чувство гордости за Отечество, преданность Родине, ценность любви, служение, способность любить, патриотическое самосознание, общественно-значимая мотивация. | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. Регулятивные: саморегуляция.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |||
31 | Подведение итогов ко второму разделу. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: саморегуляция. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |||
Подведение итогов (3 часа) | ||||||||
32 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Повторение основных содержательных моментов курса. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Умение излагать свое мнение. | |||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Повторение основных содержательных моментов курса. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Умение излагать свое мнение. | |||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Повторение основных содержательных моментов курса. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | Умение излагать свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...