Развитие и воспитание личности ребёнка на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Шайхивалиева Алия Алимовна

Данная статья поможет при подготовке к родительскому собранию по выбору модуля курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyashayhivalieva_a.a.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Шайхивалиева А.А., учитель начальных классов

Статья

Развитие и воспитание личности ребёнка на уроках ОРКСЭ

Мы живем в эпоху перемен. Мир меняется с невообразимой скоростью – стираются границы между государствами, всё ближе становится освоение космоса, ресурсы неумолимо истощаются, технологии, в том числе образовательные, развиваются.

Перед педагогами неизбежно встает вопрос, каким оно должно быть, образование в современном мире? Современные дети – далеко не те дети, которые приходили учиться 20, 10 лет назад, они знают намного больше своих сверстников, выросших в эпоху отсутствия интернета. Информация стала чересчур доступной, очень разнообразной и не всегда полезной.

Среди информационного шума, в мире неограниченного потребления и неограниченных возможностей, как никогда важно формирование цельной и достойной человеческой личности и это одна из важнейших педагогических задач, которая стоит перед нами.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики», введенный в школьную программу, на мой взгляд, может стать одним из инструментов, помогающим решить вопрос нравственного и культурного воспитания личности ребенка. В современном мире представления о моральных и этических ценностях несколько размыты, существует напряженность между различными слоями общества, национальностями, религиями. К сожалению, зачастую, эта напряженность поддерживается и поощряется на самых высоких государственных уровнях. Мне бы хотелось, что бы основной целью курса «Основы религиозных культур и светской этики» стала «прививка» толерантности подрастающей личности. Знакомство ребенка с многообразием религиозных культур, с основами этики необходимо для формирования целостного, зрелого взгляда на мир, без разделения на черное и белое, своих и чужих, плохих и хороших. Подобное отношение к миру, умение не противопоставлять себя со всем набором сформированных семьей и окружением культурных, религиозных, этнических парадигм, а ставить на место другого, является залогом формирования гармоничной, мыслящей личности.

        По мнению многих родителей, включение в программу данного курса не совсем подходит их детям, поскольку может их настроить друг против друга - начнутся насмешки, непонимание, конфликты.  Я в корне не согласна с подобным мнением. На мой взгляд, задача курса состоит как раз в обратном – курс должен помочь увидеть человеку в человеке не чужака, но друга, ведь все религии говорят нам об одном и том же – о доброте к ближнему, о сострадании, об умении протянуть другому руку в момент нужды. И дети, в силу пластичности своего восприятия, являются наиблагодарнейшей аудиторией, они предоставляют идеальную почву для взращивания семян добра, терпимости и любви. Именно в детском возрасте формируется основа системы ценностей, определяются ключевые точки дальнейшего поведения подростка, расставляются приоритеты, формируется умение работать в диалоге. Ребенок, изучивший основы религиозных культур, научится ценить свою собственную религию, свой взгляд на мир, культуру, своё прошлое и прошлое своей страны, а значит, будет уважать и другой взгляд на мир, другую национальность, другую культуру. Задача педагога  донести до ребенка мысль о том, что нет «плохих» религий, нет «плохих» культур, нет «плохих» национальностей, мысль о том, что мир разнообразен, и он прекрасен именно этим.

Кроме помощи в  налаживании гармоничных отношений с «большим миром», курс может оказаться хорошим инструментом для налаживания отношений и внутри семьи.

Во время разговоров с родителями учеников, выясняется, что большинство родителей ощущают недостаток в живом общении с ребёнком. И это, на мой взгляд, очень серьёзная проблема современности. И родителей и детей поработил мир технологий – гаджеты, всевозможные электронные средства переписки, мобильные телефоны, которые, казалось бы, предоставляют возможность для круглосуточного общения. Несомненно, с точки зрения безопасности ребенка и родительского контроля, эти средства незаменимы, но теплота из отношений родителей и ребенка пропадает.

Традиции семейного общения лицом к лицу, обсуждения произошедшего за день в большинстве семей уходят в небытие. И очень отрадно слышать от некоторых родителей, что они, наоборот, культивируют в семье традиции доверительных бесед, обсуждений моральных и этических вопросов со своими детьми, ведь от степени взаимопонимания и доверия во многом зависит счастье, как родителей, так и детей.

Одна из важнейших задач курса – это создание пространства доверительных отношений между родителями и детьми. Это возможно благодаря предусмотренной в курсе задаче обсуждения с родителями пройденного материала. Таким образом, курс даёт прекрасный повод обсудить с ребенком семейные и культурные традиции, нравственные и этические проблемы, которые могут встать перед человеком в современном обществе, прекрасный повод для введения практики живого общения в повседневную жизнь семьи.

Таким образом, на мой взгляд, курс, в первую очередь, должен помочь подрастающему человеку самоидентифицироваться в этом сложном и противоречивом мире; пробудить интерес к истокам; привить понятие толерантности; помочь сблизиться с родителями и другими представителями старшего поколения родственников.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» как никогда в современном мире актуален и важен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных нача...

Нравственное воспитание личности ребёнка в начальной школе.

 Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расш...

"Место культурного наследия в духовном воспитании личности ребёнка".

Выступление на методическом объединении классных руководителей.Рассмотрены вопросы:1. Функции народной культуры: •познавательная •развивающая •развлекающая •диагностирующая ...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...