Культура и мораль
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_kultura_i_moral.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель истории и ОРКСЭ Данилова Наталья Павловна, МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. (Модуль:Светская этика).

Урок 3. Культура и мораль

Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Задачи урока:

  1. ознакомить учащихся с понятием культура,
  2. ознакомить учащихся с видами культуры,
  3. ознакомить учащихся с понятием мораль,
  4. научить различать моральные и культурные ценности.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают: что такое культура, что такое мораль.

Учащиеся научатся: различать моральные и культурные ценности, формировать вопросы по изученному материалу.

Учащиеся освоят: первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Межпредметные связи: чтение, русский язык.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.

  1. Проверка домашнего задания по теме «Что такое светская этика» (урок 2)
  1. Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

«Если
    сын
       чернее ночи,
грязь лежит
           на рожице,-
ясно,
     это
        плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
    мальчик
           любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
            очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
        дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
       не хочу
даже
    вставить в книжку.
Этот вот кричит:
               - Не трожь
тех,
    кто меньше ростом!-
Этот мальчик
            так хорош,
загляденье просто!»

Вопросы:

- О каком понятии идёт речь в данном стихотворении?

-Что такое этика?

2. Определите, что относится к материальному, а что к духовному миру:

  • Дом
  • Обида
  • Мечта
  • Праздник 8 марта
  • Одежда
  • Корабль
  • Фабрика
  • Любовь
  • Творчество
  • Дождь
  • Больница
  • Ветер
  • Собака
  • Новые знания
  • Тетрадь
  • Учебник
  • Молитва
  • Воспоминания

3. Кто изображен на рисунке и что вы знаете об этом человеке?

http://doc4web.ru/uploads/files/34/33277/hello_html_m186445cb.jpg

4. Вставьте пропущенные слова:

«Этика – это _____________, которая рассматривает __________________и отношения между людьми с точки зрения представлений о ________________и______________»

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Что означает слово «культура».
  2. Почему культуру называют второй природой.
  3. Как возникла мораль.

Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали. (см. Приложение к уроку).

Примерный план выступления:

  1. Понятие культуры и морали.
  2. Что означает слово «культура».
  3. Как возникла мораль.
  4. Чем отличается природа от культуры.

Работа с иллюстративным материалом учебника (страницы 8-9):

  1. Что изображено на иллюстрациях?
  2. Как вы думаете, какое отношение к слову «культура» имеют плетение узбекского ковра, традиционная ярмарка чая, восточный орнамент?
  3. Элементами какой культуры – материальной или духовной – они являются?
  4. Элементами каких национальных культур они являются?

Притча.

«В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый шепчет свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но человек всегда наделен свободой выбора.»

Какое моральное правило отражено в притчи?

  1. Закрепление

Вопросы и задания:

  • Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание?
  • Для чего нужна мораль?
  • Какие правила морали вы знаете?
  • Назовите поступки, которые вы считаете добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются:

  1. Долго разговаривать по телефону
  2. Навестить больного человека
  3. Обманывать родителей
  4. Помогать престарелым людям
  5. Работать на школьном участке
  6. Быть грязным, неопрятным
  7. Оставить в беде малыша
  8. Сделать кормушку для птиц
  9. Обижать животных
  10. Убирать в классе после уроков
  1. Домашнее задание
  1. Выучить урок 3 (страницы 8-9).
  2. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Приложение. Дополнительный материал к уроку.

Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.

О некоторых нормах.

Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.

Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют

ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник

не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.

Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело, и даже близких.

И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,

подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей, и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:

жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт.

Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.

Литература.

1. Учебно-методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 г.

  1. А. Я. Данилюк. «Основы светской этики». Изд-во Москва «Просвещение», 2012 г.
  2. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
  3. Н.А.Смирнов. Пособие для учителей и учащихся начальной школы

«Этика и этикет младших школьников». Москва «Школьная пресса», 2002 г.

5. О.С. Богданова. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва, «Просвещение», 1982г.

6. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Урок по ОРКС "Культура и мораль"

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...

Культура и мораль

Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс...