Культура и мораль
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Автор: учитель истории и ОРКСЭ Данилова Наталья Павловна, МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. (Модуль:Светская этика).
Урок 3. Культура и мораль
Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с понятием культура,
- ознакомить учащихся с видами культуры,
- ознакомить учащихся с понятием мораль,
- научить различать моральные и культурные ценности.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся узнают: что такое культура, что такое мораль.
Учащиеся научатся: различать моральные и культурные ценности, формировать вопросы по изученному материалу.
Учащиеся освоят: первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Межпредметные связи: чтение, русский язык.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Ход урока:
- Организационный момент.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем на уроке
Прекраснейшего настроения.
- Проверка домашнего задания по теме «Что такое светская этика» (урок 2)
- Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
«Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!»
Вопросы:
- О каком понятии идёт речь в данном стихотворении?
-Что такое этика?
2. Определите, что относится к материальному, а что к духовному миру:
- Дом
- Обида
- Мечта
- Праздник 8 марта
- Одежда
- Корабль
- Фабрика
- Любовь
- Творчество
- Дождь
- Больница
- Ветер
- Собака
- Новые знания
- Тетрадь
- Учебник
- Молитва
- Воспоминания
3. Кто изображен на рисунке и что вы знаете об этом человеке?
4. Вставьте пропущенные слова:
«Этика – это _____________, которая рассматривает __________________и отношения между людьми с точки зрения представлений о ________________и______________»
- Изучение нового материала.
План.
- Что означает слово «культура».
- Почему культуру называют второй природой.
- Как возникла мораль.
Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали. (см. Приложение к уроку).
Примерный план выступления:
- Понятие культуры и морали.
- Что означает слово «культура».
- Как возникла мораль.
- Чем отличается природа от культуры.
Работа с иллюстративным материалом учебника (страницы 8-9):
- Что изображено на иллюстрациях?
- Как вы думаете, какое отношение к слову «культура» имеют плетение узбекского ковра, традиционная ярмарка чая, восточный орнамент?
- Элементами какой культуры – материальной или духовной – они являются?
- Элементами каких национальных культур они являются?
Притча.
«В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый шепчет свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но человек всегда наделен свободой выбора.»
Какое моральное правило отражено в притчи?
- Закрепление
Вопросы и задания:
- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание?
- Для чего нужна мораль?
- Какие правила морали вы знаете?
- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются:
- Долго разговаривать по телефону
- Навестить больного человека
- Обманывать родителей
- Помогать престарелым людям
- Работать на школьном участке
- Быть грязным, неопрятным
- Оставить в беде малыша
- Сделать кормушку для птиц
- Обижать животных
- Убирать в классе после уроков
- Домашнее задание
- Выучить урок 3 (страницы 8-9).
- Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Приложение. Дополнительный материал к уроку.
Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.
Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.
О некоторых нормах.
Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.
Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.
Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».
Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют
ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?
Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник
не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.
А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.
Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело, и даже близких.
И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,
подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей, и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:
жаден, как волк, а труслив, как заяц;
жадное брюхо ест по ухо;
жадный сам себе покою не даёт.
Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.
Литература.
1. Учебно-методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 г.
- А. Я. Данилюк. «Основы светской этики». Изд-во Москва «Просвещение», 2012 г.
- Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
- Н.А.Смирнов. Пособие для учителей и учащихся начальной школы
«Этика и этикет младших школьников». Москва «Школьная пресса», 2002 г.
5. О.С. Богданова. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва, «Просвещение», 1982г.
6. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок»....
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....
Урок по ОРКС "Культура и мораль"
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...
Культура и мораль
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс...