Методическая разработка "История религий в России"
методическая разработка по орксэ

Хватова Марина Юрьевна

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"), во внеклассной деятельности. Разработка включает в себя  урок ОРКСЭ, лист рабочей тетради, презентацию по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по предмету ОРКСЭ

(Модуль ««Основы мировых религиозных культур»)  

для 4 класса

Тема: «История религий в России»

Хватова М.Ю.

учитель начальных классов

2019 г

       В методической разработке представлены конспект урока, страница рабочей тетради, презентация  и  рабочий лист участника экскурсии по предмету ОРКСЭ, связанные одной темой и  разработанные в соответствии с программой «Основы религиозных культур и светской этики» .Данилюк А. Я., Емельянова Т. В., Марченко О. Н. и др. (М.: Просвещение, 2014.) и учебником         «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». 4-5  классы. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др.  (М.: «Просвещение», 2012.) 

       Методическая разработка предназначена учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков.


Оглавление:

Основная часть ……………………………………………………………..стр. 4

Заключение………………………………………………………………….стр. 9  

Список используемых источников…………………………………стр. 10


  1. Урок ОРКСЭ

Урок 18.

Тема:  "История религий в России".

Цель: знакомство с историей возникновения религий в России, в частности, возникновения христианства.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):

- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России

- овладевать навыками смыслового чтения текстов,  строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развивать готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения

- формировать представления о традиционных религиях народов России.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, страница рабочей тетради.

Ход урока

I. Вводный этап (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Назовите религии, которые вы уже знаете? (Иудаизм, христианство, ислам, буддизм)

-О каких проблемах и явлениях шла речь при изучении этих религий на прошлых уроках (в первой и второй четверти)?

+ Мы говорили об основателях этих религий, о том, где они появились, какие священные сооружения и книги есть у каждой религии.

3. Знакомство с темой урока. Постановка цели и задач урока.

 -Прочитайте тему урока : “История религий в России. Как вы её понимаете? О чём пойдет речь сегодня на уроке?”

+ На уроках мы узнаем о том, как распространялись эти 4 религии в нашем государстве.

- Верно. Сегодня на уроке вы узнаете о том:

  • Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство.
  • Какую роль сыграло православие в России.

II. Основной этап (информационно-аналитический)

4. Рассказ учителя о выборе вере. Работа с картой.

- Вспомните, ребята, о том, что нам рассказывали на экскурсии в Исаакиевском соборе. Вам говорили о русском князе, который правил на Руси. И именно этот князь выбрал для своего молодого государства одну из представленных на доске религий. Знаете ли вы имя этого князя?

+Это князь Владимир.

-Какую религию он выбрал и как это произошло?

+К Владимиру приходили послы от других народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир долго думал, к какой вере присоединиться. И выбрал христианство.

Учитель помогает учащимся рассказать об этом эпизоде и показывает на карте:

(Пришли мусульмане из страны Булгария, затем Киев посетили иудеи из Хазарии, после предстали христиане и, наконец, прибыл греческий философ, служитель Православной церкви в Византии. Они рассказывали ему о своей вере и призывали его народ присоединиться к их традиции).

- Верно. Князь Владимир выбрал ПРАВОСЛАВНОЕ христианство.

6. Работа с иллюстративным материалом.

- Рассмотрите репродукцию художника В. М. Васнецова на странице 40. Какой момент изображен на ней?

+ Крещение князя Владимира.

-Какие события последовали за этим? Посмотрите на картинку на странице 41 в учебнике.

+После этого приняли христианство все жители Киева.

-Вспомните, в каком году это произошло?

+Крещение Руси произошло в 988 году.

7. Словарная работа. Знакомство с новыми понятиями: Митрополит, Патриарх, Синод. Работа со словарем.

-Долгое время церковь играла важнейшую роль в жизни нашей страны. Давайте проследим это на исторических примерах.

С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При их покровительстве на Руси утвердилась церковная иерархия. Во главе церкви стоял митрополит, живший в Киеве. Ему подчинялись епархии во главе с епископами.

Митрополит – высшее почетное (духовный сан) звание.

Митрополиты, епископы и священники пользовались высоким авторитетом в обществе. Они часто мирили русских князей, которые ссорились и воевали друг с другом. Русские митрополиты часто были советниками русских князей.

В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Во главе Русской церкви встал Патриарх.

Патриарх – в христианской церкви: глава церковной иерархии.

Синод – в старой России : высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.

8. Работа с учебником. Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором содержится ответ на вопрос:

- Какую роль сыграло христианство в истории России? (стр. 42)

1) С приходом Христианства на Руси были созданы первые школы, в которых учатся по церковным книгам, написанным на славянском языке.

2) Появилась славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием.

3) Вскоре после Крещения Руси были построены первые прекрасные храмы (например, соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде).

4) Особую роль в жизни страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен Святой Сергий Радонежский.

5) С 1542 по 1563 годы во главе Русской церкви стоял митрополит Макарий. При его покровительстве в Москве стал работать и печатать церковные книги стал первый русский книгопечатник Иван Федоров.

6) В сложную для России эпоху в 17 веке патриарх Гермоген обратился к жителям страны о защите интересов страны. Войско под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву.

7) В 18-19 веках был сделан первый перевод Библии на русский язык.

III. Заключительный этап (оценочно-рефлективный)

9. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Какую пользу вы для себя вынесли с урока?

 Оцените свою работу на уроке? Каким для вас был этот урок?

10. Домашнее задание: выполнить рисунок по теме урока

  1. Страница рабочей тетради

Урок 18. История религий в России.

Задание 1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, какую религию выбрали на Руси на заре нашей истории.

1.

С

2. Б

3. И

4.М

5. М

Ь

6.С

1.Основатель Христианства. 2. Мировая религия, которая возникла раньше всех в Индии. 3. Самая молодая мировая религия, которая возникла в Аравии. 4. Светильник в синагоге, в котором семь фитилей. 5. Молитвенное здание в исламе. 6. Священное здание иудаизма.

Задание 2. С помощью учебника напиши имя русского князя, при правлении которого произошло крещение Руси. В каком году это было?

Киевский князь ________________________________________.

Крещение Руси произошло в __________ году.

Задание 3.С помощью учебника заполни таблицу.

Роль православного христианства в истории России

1.

2

3

4

5

6

  1. Рабочий лист участника экскурсии

Меня зовут ________________________________________________________________

Я посетил (а)_______________________________________________________________C:\Users\Best\Desktop\РАБОТА МАМЫ\ОРКСЭ\Проект раб тетр ОРКСЭ метод разраб\раскраски к экскурсиям\5432643.gif

Я увидел (а) _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я узнал (а) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Меня удивило, что_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь:

Исаакиевский собор,  крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, Исаакиевская площадь, преподобный Исаакий Далматский,  архитектор Огюст Монферран, 40 лет, витраж, мозаика.

 


Заключение

Данная разработка способствовала расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления, закреплению  представлений о традиционных религиях народов России. 

Задания и дополнительные материалы, предложенные на странице рабочей тетради, способствовали организации деятельности учащихся на уроке, более глубокому пониманию материала, изложенного в учебнике.

Организация экскурсионной деятельности по теме служила более детальному раскрытию темы, развитию интереса к конкретной области знания, воспитанию уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию.

Использование электронных образовательных ресурсов (презентации) позволило эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, привлечь внимание детей к процессу обучения, организовать активную групповую работу на уроке.

        


Список использованных источников

  1. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5  классы.  – Издательство (М.: «Просвещение», 2012, - 80 с.)
  2. Мацыяка Е. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс. – Издательство (М.: Просвещение, 2014. - 153 с.)
  3. Диск с электронным приложением к учебнику 4 класс.
  4. Левитский А.В. «Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011. – 73 с.

Приложения

Презентация Power Point по теме «История религий в России»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История религий в России

Слайд 2

Князь Владимир

Слайд 3

Древняя Русь мусульмане иудеи христиане

Слайд 4

Крещение князя Владимира 988год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крещение киевлян. 988 год

Слайд 2

Созданы первые школы

Слайд 3

Начиналась славянская письменность Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык

Слайд 4

Появление летописей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построены первые храмы Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде

Слайд 2

Особая роль монастырей Сергий Радонежский Троице-Сергиев монастырь

Слайд 3

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем

Слайд 4

Начало книгопечатания на Руси Первый русский книгопечатник Иван Фёдоров Первая печатная книга

Слайд 5

Появление иконописи

Слайд 6

Словарная работа Митрополит – высшее почетное звание. Стоял во главе церкви. Митрополит Макарий

Слайд 7

Патриарх Гермоген Минин и Пожарский

Слайд 8

Синод – в старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью. 18 век


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...

История религий в России: методическое сопровождение.

Что такое религия? Буддизм. Возникновение христианства.Католизм, иудаизм, ислам....

Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

УРОК №18 Тема: «История религий в России»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ«Основы мировых религиозных культур»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...