Методическая разработка "История религий в России"
методическая разработка по орксэ
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"), во внеклассной деятельности. Разработка включает в себя урок ОРКСЭ, лист рабочей тетради, презентацию по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый материал | 106.63 КБ |
презентация 1 часть | 1.28 МБ |
презентация 2 часть | 2.59 МБ |
презентация 3 часть | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по предмету ОРКСЭ
(Модуль ««Основы мировых религиозных культур»)
для 4 класса
Тема: «История религий в России»
Хватова М.Ю.
учитель начальных классов
2019 г
В методической разработке представлены конспект урока, страница рабочей тетради, презентация и рабочий лист участника экскурсии по предмету ОРКСЭ, связанные одной темой и разработанные в соответствии с программой «Основы религиозных культур и светской этики» .Данилюк А. Я., Емельянова Т. В., Марченко О. Н. и др. (М.: Просвещение, 2014.) и учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др. (М.: «Просвещение», 2012.)
Методическая разработка предназначена учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков.
Оглавление:
Основная часть ……………………………………………………………..стр. 4
Заключение………………………………………………………………….стр. 9
Список используемых источников…………………………………стр. 10
- Урок ОРКСЭ
Урок 18.
Тема: "История религий в России".
Цель: знакомство с историей возникновения религий в России, в частности, возникновения христианства.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России
- овладевать навыками смыслового чтения текстов, строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развивать готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения
- формировать представления о традиционных религиях народов России.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, страница рабочей тетради.
Ход урока
I. Вводный этап (мотивационно-организационный)
1. Организация деятельности учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите религии, которые вы уже знаете? (Иудаизм, христианство, ислам, буддизм)
-О каких проблемах и явлениях шла речь при изучении этих религий на прошлых уроках (в первой и второй четверти)?
+ Мы говорили об основателях этих религий, о том, где они появились, какие священные сооружения и книги есть у каждой религии.
3. Знакомство с темой урока. Постановка цели и задач урока.
-Прочитайте тему урока : “История религий в России. Как вы её понимаете? О чём пойдет речь сегодня на уроке?”
+ На уроках мы узнаем о том, как распространялись эти 4 религии в нашем государстве.
- Верно. Сегодня на уроке вы узнаете о том:
- Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство.
- Какую роль сыграло православие в России.
II. Основной этап (информационно-аналитический)
4. Рассказ учителя о выборе вере. Работа с картой.
- Вспомните, ребята, о том, что нам рассказывали на экскурсии в Исаакиевском соборе. Вам говорили о русском князе, который правил на Руси. И именно этот князь выбрал для своего молодого государства одну из представленных на доске религий. Знаете ли вы имя этого князя?
+Это князь Владимир.
-Какую религию он выбрал и как это произошло?
+К Владимиру приходили послы от других народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир долго думал, к какой вере присоединиться. И выбрал христианство.
Учитель помогает учащимся рассказать об этом эпизоде и показывает на карте:
(Пришли мусульмане из страны Булгария, затем Киев посетили иудеи из Хазарии, после предстали христиане и, наконец, прибыл греческий философ, служитель Православной церкви в Византии. Они рассказывали ему о своей вере и призывали его народ присоединиться к их традиции).
- Верно. Князь Владимир выбрал ПРАВОСЛАВНОЕ христианство.
6. Работа с иллюстративным материалом.
- Рассмотрите репродукцию художника В. М. Васнецова на странице 40. Какой момент изображен на ней?
+ Крещение князя Владимира.
-Какие события последовали за этим? Посмотрите на картинку на странице 41 в учебнике.
+После этого приняли христианство все жители Киева.
-Вспомните, в каком году это произошло?
+Крещение Руси произошло в 988 году.
7. Словарная работа. Знакомство с новыми понятиями: Митрополит, Патриарх, Синод. Работа со словарем.
-Долгое время церковь играла важнейшую роль в жизни нашей страны. Давайте проследим это на исторических примерах.
С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При их покровительстве на Руси утвердилась церковная иерархия. Во главе церкви стоял митрополит, живший в Киеве. Ему подчинялись епархии во главе с епископами.
Митрополит – высшее почетное (духовный сан) звание.
Митрополиты, епископы и священники пользовались высоким авторитетом в обществе. Они часто мирили русских князей, которые ссорились и воевали друг с другом. Русские митрополиты часто были советниками русских князей.
В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Во главе Русской церкви встал Патриарх.
Патриарх – в христианской церкви: глава церковной иерархии.
Синод – в старой России : высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.
8. Работа с учебником. Выборочное чтение:
Найдите и прочитайте отрывок, в котором содержится ответ на вопрос:
- Какую роль сыграло христианство в истории России? (стр. 42)
1) С приходом Христианства на Руси были созданы первые школы, в которых учатся по церковным книгам, написанным на славянском языке.
2) Появилась славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием.
3) Вскоре после Крещения Руси были построены первые прекрасные храмы (например, соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде).
4) Особую роль в жизни страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен Святой Сергий Радонежский.
5) С 1542 по 1563 годы во главе Русской церкви стоял митрополит Макарий. При его покровительстве в Москве стал работать и печатать церковные книги стал первый русский книгопечатник Иван Федоров.
6) В сложную для России эпоху в 17 веке патриарх Гермоген обратился к жителям страны о защите интересов страны. Войско под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву.
7) В 18-19 веках был сделан первый перевод Библии на русский язык.
III. Заключительный этап (оценочно-рефлективный)
9. Рефлексия.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? Какую пользу вы для себя вынесли с урока?
Оцените свою работу на уроке? Каким для вас был этот урок?
10. Домашнее задание: выполнить рисунок по теме урока
- Страница рабочей тетради
Урок 18. История религий в России.
Задание 1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, какую религию выбрали на Руси на заре нашей истории.
1. | С | ||||||||||
2. Б | |||||||||||
3. И | |||||||||||
4.М | |||||||||||
5. М | Ь | ||||||||||
6.С |
1.Основатель Христианства. 2. Мировая религия, которая возникла раньше всех в Индии. 3. Самая молодая мировая религия, которая возникла в Аравии. 4. Светильник в синагоге, в котором семь фитилей. 5. Молитвенное здание в исламе. 6. Священное здание иудаизма.
Задание 2. С помощью учебника напиши имя русского князя, при правлении которого произошло крещение Руси. В каком году это было?
Киевский князь ________________________________________.
Крещение Руси произошло в __________ году.
Задание 3.С помощью учебника заполни таблицу.
Роль православного христианства в истории России
1. | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
- Рабочий лист участника экскурсии
Меня зовут ________________________________________________________________
Я посетил (а)_______________________________________________________________
Я увидел (а) _____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я узнал (а) _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне понравилось______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Меня удивило, что_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь:
Исаакиевский собор, крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, Исаакиевская площадь, преподобный Исаакий Далматский, архитектор Огюст Монферран, 40 лет, витраж, мозаика.
Заключение
Данная разработка способствовала расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления, закреплению представлений о традиционных религиях народов России.
Задания и дополнительные материалы, предложенные на странице рабочей тетради, способствовали организации деятельности учащихся на уроке, более глубокому пониманию материала, изложенного в учебнике.
Организация экскурсионной деятельности по теме служила более детальному раскрытию темы, развитию интереса к конкретной области знания, воспитанию уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию.
Использование электронных образовательных ресурсов (презентации) позволило эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, привлечь внимание детей к процессу обучения, организовать активную групповую работу на уроке.
Список использованных источников
- Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – Издательство (М.: «Просвещение», 2012, - 80 с.)
- Мацыяка Е. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс. – Издательство (М.: Просвещение, 2014. - 153 с.)
- Диск с электронным приложением к учебнику 4 класс.
- Левитский А.В. «Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011. – 73 с.
Приложения
Презентация Power Point по теме «История религий в России»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Князь Владимир
Древняя Русь мусульмане иудеи христиане
Крещение князя Владимира 988год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Созданы первые школы
Начиналась славянская письменность Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык
Появление летописей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особая роль монастырей Сергий Радонежский Троице-Сергиев монастырь
Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем
Начало книгопечатания на Руси Первый русский книгопечатник Иван Фёдоров Первая печатная книга
Появление иконописи
Словарная работа Митрополит – высшее почетное звание. Стоял во главе церкви. Митрополит Макарий
Патриарх Гермоген Минин и Пожарский
Синод – в старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью. 18 век
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"
Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...
История религий в России: методическое сопровождение.
Что такое религия? Буддизм. Возникновение христианства.Католизм, иудаизм, ислам....
Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"
Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...
УРОК №18 Тема: «История религий в России»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ«Основы мировых религиозных культур»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...