Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс).
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Прохач Ангелина Владимировна

Цель урока: формирование у обучающихся представления о православной молитве.  

Задачи урока:

Дидактические:

1)познакомить обучающихся с понятиями: «молитва-славословие»,  «православная молитва»;                                                                                          

2) проанализировать степень усвоения материала.

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;                                  

2) способствовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества. 

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;                           

2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 07.02.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 95

Класс: 4 – 8   

Урок: 4

Время: 10:50 – 12:30

Кабинет: 206

Студент: Прохач Ангелина

Группа: 31

Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Православная молитва»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о православной молитве.  

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)познакомить обучающихся с понятиями: «молитва-славословие»,  «православная молитва»;                                                                                                  2) проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;                            2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России;

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;                                   2) способствовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф.р.

Словесный: беседа

 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

- Как вы понимаете девиз нашего урока?

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Никогда не унывать, дружно жить, друг другу помогать.

- Не нужно унывать, нужно помогать друг другу и жить жружно.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Словесный:

беседа-обобщение

Наглядный:

презентация

Организует повторение того, что знают  дети.

-Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ?

- Посмотрите на слайд. Нам дан кроссворд, для того, чтобы его заполнить, нужно к определению подобрать понятие и записать под нужной цифрой.

- Молодцы, вот такой кроссворд у нас получился.

Отвечают на вопросы учителя.

- О церковно-славянском языке.

-  1.  Библейская книга, в которой собраны псалмы – Псалтирь.

2. Молитва, которая поётся хором – песнопение.

3. Обращение верующих к Богу -

молитва.

4. Особая молитва в виде стиха – псалом.

5. Проповедник – миссионер.

6. Славянская азбука – кириллица.

 

М: научатся адекватно оценивать

правильность или ошибочность

выполнения

учебной задачи, еѐ объективную

трудность и собственные

возможности еѐ решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Наглядный: видео

Словесный: беседа, рассказ

Подведение к формулировке темы и целей урока

- Ребята, давайте посмотрим с вами видео, а затем вы мне скажите, о чём оно.

-  О чём это видео?

- Как вы думаете, кто обращается к Богу этой молитвой? Я могу вам дать подсказку, люди этой религии считают себя последователями Иисуса Христа.

- Верно, значит какая это молитва?

- А вы знаете, что такое христианская молитва?

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Всё верно. Найдите данную тему в учебнике на стр. 32.

- Прочитайте, что вы узнаете на уроке?

Смотрят видео

- О молитве.

- Христиане.

- Христианская.

- Нет.

- Христианская молитва.

- Зачем люди молятся. Когда и где христиане обращаются к Богу. Какая самая известная христианская молитва.

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Видео, презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р.,

Наглядный: презентация

 Словесный: беседа,

учебный диалог

Объясняет материал.

- Ребята, вы, наверное, помните, когда вы были маленькими и когда падали или больно ударялись, то бежали к маме или папе, что они вас пожалели и помогли. Когда вы получаете пятёрку по сложной работе, вы наверняка тоже торопитесь поделиться с родителями или друзьями – только уже радостью. Вот так и христиане спешат к Богу, чтобы рассказать Ему о самом важном и сокровенном, то есть о чём-то очень значимом, оберегаемом от других.

Работа с текстом учебника.

- Прочитайте второй абзац на странице 32.

- Какие выводы мы можем сделать по прочитанному?

- Давайте прочитаем следующий абзац.

- Какие выводы мы можем сделать, прочитав этот абзац.

- А как часто вы говорите «спасибо»?

- А вы знаете, как произошло это слово?

- Слово «спасибо» произошло от соединения слов «спаси» и «Бог». Получается, когда люди благодарят кого-то, они, может быть, сами того не зная, желают ему спасения.

- Ребят, сейчас вы можете повернуться к соседу по парте и сказать ему «спасибо», за помощь, поддержку, внимание, заботу.

- Как вы поняли, почему нужно быть благодарным?

- Ребят, а вы знаете, что такое «молитва-славословие»?

- Верно, это молитва, в которой хвалят Бога. Это самая возвышенная, самая благородная из молитв.

- Ребята, а знаете ли вы магические заклинания из сказок?

- Какие?

- А как вы думаете, чем отличается молитва от магического заклинания?

- Давайте прочитаем, что такое православная молитва.

- Ребят, а почему нельзя навязывать свою волю другим?

- Ребят, вспомните сказку Ганса-Христиана Андерсена «Снежная королева». Давайте прочитаем отрывок в учебнике.

- Герда от всего сердца помолилась Богу и с Его помощью смогла победить зло, спасти брата. Она читала молитву «Отче наш». Это самая известная христианская молитва. Ей, как пример того, как нужно молиться, дал людям Сам Иисус Христос.

- Как вы думаете, почему в минуту опасности Герда обратилась  к Богу?

- Верно. Давайте посмотрим внимательнее на слова главной христианской молитвы и попытаемся разобраться, о чём она.

 - Как вы думаете, что означает слово «Отче»?

- Верно, в переводе на русский: «Отец наш».

Слушают учителя.

Читают второй абзац.

- Чаще всего верующие просят помощи в учёбе, здоровья, какого-то добра для себя и своих близких.

Читают следующий абзац.

- Люди редко благодарят.

 - Редко.

- Нет.

Говорят спасибо соседу по парте.

- Потому что так мы желаем человеку спасения.

- Это молитва, в которой хвалят Бога.

- Да.

- «По щучьему велению, по моему хотению», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток».

- В молитвах нет «по-моему», «как я хочу», потому что в ней есть дружба и любовь.

- Православная молитва – это прежде всего разговор с Богом. Человек не навязывает своей воли Богу, потому что любит Его, глубоко почитает и доверяет Ему.

- Потому что каждый выбирает сам, что для него важно.

Читают отрывок в учебнике

- Чтобы Он ей помог.

Читают молитву.

- Отец.

П: формирование представления о понятиях «молитва»,

«песнопение»,

«миссионер»

 Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

 

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Г.р.

Словесный: учебный

Диалог

- Сейчас я вам предлагаю познакомиться с этой молитвой получше. Сейчас вы будете работать в четвёрках.

  Организует работу в четвёртках.

- Предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде, пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам.

- Я вам раздам листочки, на которых написаны слова из молитвы «Отче наш». Ваша задача из текста учебника на стр.38-39  написать значения слов из молитвы.

- Давайте проверим ваши ответы. По одному представителю из четвёрки выходят к доске и рассказывают нам по одному слову и его значение.

- У всех так? Кто согласен, поднимите палец вверх. Отлично.

Организует и проводит динамическую паузу.

- Теперь давайте проведём динамическую паузу и заодно повторим предыдущую тему. На слайде у меня есть изображение с частями тела на церковнославянском языке и значение этих частей тела на русском языке. При выполнении движений обращайте внимание на слайд.

- Посмотрите, как я выполняю движения.

Голова – рамена – колена - пальцы,

Колена - пальцы, колена – пальцы,

Голова – рамена – колена – пальцы,

Очи – уши, уста – нос.

- Теперь давайте вместе повторять слова и движения. Ещё быстрее. А теперь совсем быстро.

  1. Говори тихо и спокойно
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
  4. Делай замечания тактично, не груби
  5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

Выполняют задание.

- «Иже» - «который».

«Да святится имя Твоё» - «пусть имя Твоё будет свято для всех людей».

«Насущный» - «важный, необходимый».

«Днесь» - сегодня.

«От лукавого» - от всякого зла.

«Отче наш» - «Отец наш».

 Выполняют упражнения.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация, раздаточный материал, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И.р.

практический:

выполнение теста

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вы самостоятельно выполните тест, а затем мы с вами проверим. На это задание у вас есть 5 минут, по его завершению покажите свою готовность и поставьте руку на локоток, подняв ручку вверх. В процессе выполнения заданий следите за своей осанкой и посадкой. Приступайте к выполнению задания.

- Не забудьте подписать свою работу в указанной вверху строке.

Тест:  

1. Слово «спасибо» происходит от слов…

А) «Спаси» и «Бог»

Б) «Спасибо» и  «Вам»

В) «Спаси» и «нас»

2. Что такое молитва-славословие?

А) Молитва, в которой благодарят Бога.

Б) Молитва, в которой просят у Бога.

В) Молитва, в которой хвалят Бога.

3. Православная молитва – это …

А) Просьба к Богу.

Б) Разговор к Богу.

В) Благодарность Богу.

4.  Соотнесите слова с их современными определениями. Ответ запишите в таблицу.

1. «Иже»

а)«Отец наш».

2. «Да святится имя Твоё»

б)  сегодня.

3.  «Насущный»

в)  от всякого зла.

4. «Днесь»

г) «который».

5. «От лукавого»

д)  «важный, необходимый».

6. «Отче наш»

е) «пусть имя Твоё будет свято для всех людей».

Ответ:

1

2

3

4

5

6

- Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону. За каждое задание можно получить определенное количество баллов, вы видите на слайдах верный ответ и рядом баллы по этому заданию. Если нужно было выбрать два ответа, а один из них неверный, то ставьте 1 балл. После проверки с задних парт листочки сдайте на первые парты, и я соберу их.

- Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 6. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку.

Критерии оценивания:

6 баллов –

5-4 балла –

Меньше 4 баллов –

- Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём.  

Выполняют самостоятельную работу.

- А)

- В)

Б)

1 - г

2 - е

3 - д

4 - б

5 - в

6 – а

 

Организуют взаимопроверку.

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация,  раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г.р.

Словесный: беседа

Организует работу класса на повторение теоретического материала.

Обобщает материал урока.

- Предлагаю вам в группах разгадать кроссворд, я читаю вам вопрос, после он дублируется на слайде, ответ вы пишите в указанный под номером вопрос.

- Чья команда справится быстрее, то поднимите руки все вместе, не забывайте, что такая работа тоже включает в себя ряд правил: не шуметь, выслушивать каждого участника. По окончании своей работы, выберете отвечающего, остальные группы будут сверять получившиеся ответы с теми, кто первый решит задание, потом откроем эталон.

1.   «Сегодня» по-церковнославянски  будет…

2. «Отче наш» в переводе на русский означает «… наш».

3.  Какое слово образуют слова «спаси» и «Бог»?

4. Молитва, в которой хвалят Бога – молитва -…

5. Молитва – это разговор с …

- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием!

 Отвечают на вопросы для закрепления материала.

- «днесь»

- «Отец ...».

- спасибо.

- славословие.

- Богом.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р.

Словесный

: беседа

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

Проводит работу по самооценке.

- Продолжите фразу:

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было сложно…

- Ребята, запишите домашнее задание: с.39, вопросы 1,2,3.

- Спасибо вам за урок!

Анализируют урок с точки зрения

достижения

поставленных целей.

Дают оценку своей работе на уроке.

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне было сложно…

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз урока Никогда не унывать, дружно жить, друг другу помогать.

Слайд 3

Кроссворд 6 3 5 2 1 4

Слайд 4

Кроссворд 6 3 5 2 1 4 1. Библейская книга, в которой собраны псалмы. П с а л т и р ь

Слайд 5

Кроссворд 6 3 5 2 1 П с а л т и р ь 4 2. Молитва, которая поётся хором. П е с н о п е н и е

Слайд 6

Кроссворд 6 3 5 2 1 П с а л т и р ь 4 П е с н о п е н и е 3. Обращение верующих к Богу. М о л и т в а

Слайд 7

Кроссворд 6 3 5 2 1 П с а л т и р ь 4 П е с н о п е н и е 4. Особая молитва в виде стиха. М о л и т в а П с а л о м

Слайд 8

Кроссворд 6 3 5 2 1 П с а л т и р ь 4 П е с н о п е н и е М о л и т в а П с а л о м 5. Проповедник - М и с с и о н е р

Слайд 9

Кроссворд 6 3 5 М и с с и о н е р 2 о 1 П с а л т и р ь и т в 4 П с а л м м а П е с н о п е н и е 6. Славянская азбука - К и р и л л и ц а

Слайд 11

Тема: Цель: «Христианская молитва». узнать о христианской молитве.

Слайд 12

Правила работы в группах Говори тихо и спокойно. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. Делай замечания тактично, не груби. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Слайд 13

«Иже» - «который». «Да святится имя Твоё» - «пусть имя Твоё будет свято для всех людей». «Насущный» - «важный, необходимый». «Днесь» - сегодня. «От лукавого» - от всякого зла. «Отче наш» - «Отец наш».

Слайд 14

Голова – рамена – колена - пальцы, Колена - пальцы, колена – пальцы, Голова – рамена – колена – пальцы, Очи – уши, уста – нос.

Слайд 15

Тест 1 – А ) 1 балл 2 – В ) 1 балл 3 – Б ) 1 балл 4 – 2 балла 1 2 3 4 5 6 г) е) д ) б) в) а) 5 баллов – 4 - 3 балла – Меньше 3 баллов –

Слайд 16

Кроссворд 4 2 3 1 5

Слайд 17

Кроссворд 4 2 3 1 5 1. «Сегодня » по-церковнославянски будет… Д н е с ь

Слайд 18

Кроссворд 4 2 3 1 Д н е с ь 5 2. «Отче наш» в переводе на русский означает «… наш». О т е ц

Слайд 19

Кроссворд 4 2 3 О т 1 Д н е с ь ц 5 3. Какое слово образуют слова «спаси» и «Бог»? С п а с и б о

Слайд 20

Кроссворд 4 2 3 п а с и б О т 1 Д н е с ь ц 5 4. Молитва, в которой хвалят Бога – молитва -… С л а в о с л о в и е

Слайд 21

Кроссворд 4 2 3 С п а с и б О л т а 1 Д н е с ь в ц 5 о с л о в и е 5. Молитва – это разговор с … Б о г о м

Слайд 22

Продолжите фразу: Я узнал… Мне было интересно… Мне было сложно…

Слайд 23

Домашнее задание с.39, вопросы 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Технологическая карта по ОРКСЭ(модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"

Технологическая карта по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...