Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф.р.
Словесный: беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я. - Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
- Как вы понимаете девиз нашего урока?
| Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Сосредотачивают внимание на речи учителя.
- Никогда не унывать, дружно жить, друг другу помогать. - Не нужно унывать, нужно помогать друг другу и жить жружно. | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф.р.
Словесный: беседа-обобщение
Наглядный: презентация | Организует повторение того, что знают дети.
-Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ? - Посмотрите на слайд. Нам дан кроссворд, для того, чтобы его заполнить, нужно к определению подобрать понятие и записать под нужной цифрой.
- Молодцы, вот такой кроссворд у нас получился. | Отвечают на вопросы учителя.
- О церковно-славянском языке.
- 1. Библейская книга, в которой собраны псалмы – Псалтирь. 2. Молитва, которая поётся хором – песнопение. 3. Обращение верующих к Богу - молитва. 4. Особая молитва в виде стиха – псалом. 5. Проповедник – миссионер. 6. Славянская азбука – кириллица.
| М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4 – 5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Наглядный: видео
Словесный: беседа, рассказ | Подведение к формулировке темы и целей урока
- Ребята, давайте посмотрим с вами видео, а затем вы мне скажите, о чём оно.
- О чём это видео? - Как вы думаете, кто обращается к Богу этой молитвой? Я могу вам дать подсказку, люди этой религии считают себя последователями Иисуса Христа. - Верно, значит какая это молитва? - А вы знаете, что такое христианская молитва? - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Всё верно. Найдите данную тему в учебнике на стр. 32. - Прочитайте, что вы узнаете на уроке?
|
Смотрят видео
- О молитве. - Христиане.
- Христианская. - Нет. - Христианская молитва.
- Зачем люди молятся. Когда и где христиане обращаются к Богу. Какая самая известная христианская молитва. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Видео, презентация, учебник
|
"Открытие" детьми нового знания (7 – 8 мин)
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р.,
Наглядный: презентация
Словесный: беседа, учебный диалог
| Объясняет материал. - Ребята, вы, наверное, помните, когда вы были маленькими и когда падали или больно ударялись, то бежали к маме или папе, что они вас пожалели и помогли. Когда вы получаете пятёрку по сложной работе, вы наверняка тоже торопитесь поделиться с родителями или друзьями – только уже радостью. Вот так и христиане спешат к Богу, чтобы рассказать Ему о самом важном и сокровенном, то есть о чём-то очень значимом, оберегаемом от других.
Работа с текстом учебника.
- Прочитайте второй абзац на странице 32. - Какие выводы мы можем сделать по прочитанному?
- Давайте прочитаем следующий абзац. - Какие выводы мы можем сделать, прочитав этот абзац. - А как часто вы говорите «спасибо»? - А вы знаете, как произошло это слово? - Слово «спасибо» произошло от соединения слов «спаси» и «Бог». Получается, когда люди благодарят кого-то, они, может быть, сами того не зная, желают ему спасения. - Ребят, сейчас вы можете повернуться к соседу по парте и сказать ему «спасибо», за помощь, поддержку, внимание, заботу. - Как вы поняли, почему нужно быть благодарным?
- Ребят, а вы знаете, что такое «молитва-славословие»? - Верно, это молитва, в которой хвалят Бога. Это самая возвышенная, самая благородная из молитв. - Ребята, а знаете ли вы магические заклинания из сказок? - Какие?
- А как вы думаете, чем отличается молитва от магического заклинания?
- Давайте прочитаем, что такое православная молитва.
- Ребят, а почему нельзя навязывать свою волю другим?
- Ребят, вспомните сказку Ганса-Христиана Андерсена «Снежная королева». Давайте прочитаем отрывок в учебнике. - Герда от всего сердца помолилась Богу и с Его помощью смогла победить зло, спасти брата. Она читала молитву «Отче наш». Это самая известная христианская молитва. Ей, как пример того, как нужно молиться, дал людям Сам Иисус Христос. - Как вы думаете, почему в минуту опасности Герда обратилась к Богу? - Верно. Давайте посмотрим внимательнее на слова главной христианской молитвы и попытаемся разобраться, о чём она. - Как вы думаете, что означает слово «Отче»? - Верно, в переводе на русский: «Отец наш».
| Слушают учителя.
Читают второй абзац. - Чаще всего верующие просят помощи в учёбе, здоровья, какого-то добра для себя и своих близких.
Читают следующий абзац. - Люди редко благодарят. - Редко. - Нет.
Говорят спасибо соседу по парте.
- Потому что так мы желаем человеку спасения.
- Это молитва, в которой хвалят Бога.
- Да.
- «По щучьему велению, по моему хотению», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток». - В молитвах нет «по-моему», «как я хочу», потому что в ней есть дружба и любовь. - Православная молитва – это прежде всего разговор с Богом. Человек не навязывает своей воли Богу, потому что любит Его, глубоко почитает и доверяет Ему. - Потому что каждый выбирает сам, что для него важно.
Читают отрывок в учебнике
- Чтобы Он ей помог.
Читают молитву.
- Отец.
| П: формирование представления о понятиях «молитва», «песнопение», «миссионер» Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации. | Презентация, учебник
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Г.р.
Словесный: учебный Диалог | - Сейчас я вам предлагаю познакомиться с этой молитвой получше. Сейчас вы будете работать в четвёрках. Организует работу в четвёртках.
- Предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде, пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам.
- Я вам раздам листочки, на которых написаны слова из молитвы «Отче наш». Ваша задача из текста учебника на стр.38-39 написать значения слов из молитвы.
- Давайте проверим ваши ответы. По одному представителю из четвёрки выходят к доске и рассказывают нам по одному слову и его значение.
- У всех так? Кто согласен, поднимите палец вверх. Отлично.
Организует и проводит динамическую паузу. - Теперь давайте проведём динамическую паузу и заодно повторим предыдущую тему. На слайде у меня есть изображение с частями тела на церковнославянском языке и значение этих частей тела на русском языке. При выполнении движений обращайте внимание на слайд. - Посмотрите, как я выполняю движения. Голова – рамена – колена - пальцы, Колена - пальцы, колена – пальцы, Голова – рамена – колена – пальцы, Очи – уши, уста – нос. - Теперь давайте вместе повторять слова и движения. Ещё быстрее. А теперь совсем быстро. |
- Говори тихо и спокойно
- К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
- Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
- Делай замечания тактично, не груби
- В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю
Выполняют задание.
- «Иже» - «который». «Да святится имя Твоё» - «пусть имя Твоё будет свято для всех людей». «Насущный» - «важный, необходимый». «Днесь» - сегодня. «От лукавого» - от всякого зла. «Отче наш» - «Отец наш».
Выполняют упражнения.
| М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения
| Презентация, раздаточный материал, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И.р.
практический: выполнение теста | Организует самостоятельную работу.
- Сейчас вы самостоятельно выполните тест, а затем мы с вами проверим. На это задание у вас есть 5 минут, по его завершению покажите свою готовность и поставьте руку на локоток, подняв ручку вверх. В процессе выполнения заданий следите за своей осанкой и посадкой. Приступайте к выполнению задания. - Не забудьте подписать свою работу в указанной вверху строке.
Тест: 1. Слово «спасибо» происходит от слов… А) «Спаси» и «Бог» Б) «Спасибо» и «Вам» В) «Спаси» и «нас»
2. Что такое молитва-славословие? А) Молитва, в которой благодарят Бога. Б) Молитва, в которой просят у Бога. В) Молитва, в которой хвалят Бога.
3. Православная молитва – это … А) Просьба к Богу. Б) Разговор к Богу. В) Благодарность Богу.
4. Соотнесите слова с их современными определениями. Ответ запишите в таблицу.
1. «Иже» | а)«Отец наш». | 2. «Да святится имя Твоё» | б) сегодня. | 3. «Насущный» | в) от всякого зла. | 4. «Днесь» | г) «который». | 5. «От лукавого» | д) «важный, необходимый». | 6. «Отче наш» | е) «пусть имя Твоё будет свято для всех людей». |
Ответ:
- Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону. За каждое задание можно получить определенное количество баллов, вы видите на слайдах верный ответ и рядом баллы по этому заданию. Если нужно было выбрать два ответа, а один из них неверный, то ставьте 1 балл. После проверки с задних парт листочки сдайте на первые парты, и я соберу их. - Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 6. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку.
Критерии оценивания: 6 баллов –
5-4 балла –
Меньше 4 баллов –
- Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём. | Выполняют самостоятельную работу.
- А)
- В)
Б)
1 - г 2 - е 3 - д 4 - б 5 - в 6 – а
Организуют взаимопроверку. | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
| Презентация, раздаточный материал
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г.р.
Словесный: беседа | Организует работу класса на повторение теоретического материала. Обобщает материал урока.
- Предлагаю вам в группах разгадать кроссворд, я читаю вам вопрос, после он дублируется на слайде, ответ вы пишите в указанный под номером вопрос. - Чья команда справится быстрее, то поднимите руки все вместе, не забывайте, что такая работа тоже включает в себя ряд правил: не шуметь, выслушивать каждого участника. По окончании своей работы, выберете отвечающего, остальные группы будут сверять получившиеся ответы с теми, кто первый решит задание, потом откроем эталон.
1. «Сегодня» по-церковнославянски будет…
2. «Отче наш» в переводе на русский означает «… наш».
3. Какое слово образуют слова «спаси» и «Бог»?
4. Молитва, в которой хвалят Бога – молитва -…
5. Молитва – это разговор с …
- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием! | Отвечают на вопросы для закрепления материала.
- «днесь»
- «Отец ...».
- спасибо.
- славословие.
- Богом.
| П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация, раздаточный материал
|
Рефлексия деятельности
| Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф.р.
Словесный : беседа | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Проводит работу по самооценке.
- Продолжите фразу: Я узнал… Мне было интересно… Мне было сложно…
- Ребята, запишите домашнее задание: с.39, вопросы 1,2,3. - Спасибо вам за урок! | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке.
- Я узнал… - Мне было интересно… - Мне было сложно…
| М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация |