Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ тема "Милосердие и сострадание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_miloserdie_i_sostradanie.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
село Калининское Марксовского района Саратовской области
413083, Саратовская область Марксовский район село Калининское ул.Центральная д.40
тел. 8-845-67-6-56-37, shkalininskoe@mail.ru
Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ
модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Тема: «Милосердие и сострадание»
Учитель начальных классов
Мунгалова Наталья Владимировна
2018 уч.год
Ф.И.О. учителя: Мунгалова Наталья Владимировна
Дата проведения: 31.10.2018г.
Кружок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Класс: 4
Тема занятия: Милосердие и сострадание.
Цель: формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей - первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства - милосердия.
Задачи:
1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Планируемые результаты:
Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в диалоге.
Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); притча «О саморянине», м/ф «Просто так!» словари, сердечки.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный этап. | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. | Приветствуют гостей. Улыбаются друг другу и гостям. Тихо садятся. |
2. Актуализация знаний. | 1. Устный опрос: Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили хорошее настроение. Просто так! Потому что у них большие добрые сердца! | Ответы учащихся Слушают притчу. |
2. Формулирование темы и целей урока. | Тема нашего занятия “Милосердие и сострадание.” | Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. Тема: «Милосердие и сострадание». В интернете, библиотеке, в словаре, в газете, в журнале, спросить у родителей Ответы детей. |
3. «Открытие» нового знания. | 1. Словарная работа. Работа со словарями. - Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание». - Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов. - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
- В дальнейшей работе нам поможет лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице, он у вас на парте, возьмите его и шагните на первой ступеньку. Запишите значение слов милосердие и сострадание. - Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? - Молодцы! Верно! Любовь. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. Например, при встрече с любимым человеком лицо озаряется радостью, улыбкой и счастьем. (Видеоролик). Еще минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Идем дальше по нашему маршруту, внимание на экран. Прочитайте слова и подумайте какие слова лишние? Выступление учащейся с сообщением: -Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь. - Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания. 2. Физмимнутка Далее перейдем на вторую ступеньку лестницы. Как? Кому? Почему? -Вы молодцы, вы отлично справились с заданием. 3. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний». А сейчас погрузимся в ситуацию, проявим чуткость и внимание. Всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными. (Просмотр притчи “Милосердный самарянин”) Прежде чем посмотреть притчу прочтем и запомним значение слов:
6. Понятие «милостыня» Одно из дел милосердия – милостыня. - А как вы себе представляете, что такое милостыня? - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? - Какие чувства вы испытывали при этом? - Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. - Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». - А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”. - Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы? | Работа со словарями в группах. Находят и зачитывают значение слов милосердие. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную. Записывают значения этих слов в тетрадь. В основе лежит Любовь. Просмотр видеоролика Работа учащихся в группе Ответы детей. Выступление учащихся. Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Слушают. Любви к животным. Рассказывают. (Помогать ближнему) Человек может научиться милосердию.Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.). В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние». Да. Радость. - Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д. |
4. Закрепление нового материала. | Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни. А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное. Чему вы научились сегодня на занятии? Я верю в вас! Вы справитесь! | Да. - Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | - Вот и подходит к концу наше занятие. -О чём мы сегодня с вами говорили? - Над чем занятие заставило вас задуматься? - Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил». Спасибо всем присутствующим за внимание! ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. | Самооценка учащихся. Оценить себя по плану: -Меня удивило... -Произвело впечатление.. -Мне понравилось.. -Меня восхищает... -Мне запомнилось … -Я считаю, что... Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки. |
ЛЕСТНИЦА познания МИЛОСЕРДИЯ
3. Я буду стараться в жизни быть…____________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ____________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ____________________________________ | ||
2 Дела милосердия…- нужно творить Как? Кому? Почему? | ||
1 Милосердие-…__________ _________________________ _________________________ _________________________ 2 Сострадание - …_______ ________________________ ________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного занятия.
Предлагаемый сценарий "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение). Дополнительной длительной подготовки учи...
Сценарии внеклассных занятий по ОБЖ в начальных классах
«Путешествие в страну Здорового Образа Жизни» \2- 3 класс\ "Огонь – друг или враг? \4 класс\«Дорожные приключения Бабы-Яги».\1 класс\...
Сценарий внеклассного занятия "Путешествие в Читай - город"
Сценарий внеклассного занятия включает в себя речевые, дидактические игры, электронную игру на развитие внимания, памяти. Вниманию детей предлагается книжная выставка...
Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени"
Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени" содержит стихи,слайды,сценку....
План-конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "Милосердие"( на примере жизни св.Блаженной Ксении Петербургской)
Данный материал может быть использован на уроках ОРКСЭ(модуль"Основы православной культуры"),по теме"Милосердие"....
Внеклассное занятие по ОРКСЭ " сказка о художнике и его главной картине."
презинтация внеклассного занятия по ОРКСЭ для учащихся 4 класса...
Презентация к внеклассному занятию по ОРКСЭ "Дружба дороже всего"
Презентация для 4 класса....