Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 классов общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение». |
Целью прохождения настоящего курса является заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная – формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
б) развивающая – развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; в) воспитывающая – формирование честного, порядочного, достойного гражданина. г) практическая - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основное её содержание сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом 4 класса. Курс носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса Основы религиозных культур и светской этики открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения такие как знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основа культурных традиций многонационального народа России;
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Данилюк Александра Ярославовича, изд-во Просвещение. УМК состоит из:
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ. Рабочая программа входит в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентиована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Обоснование. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г. о. Жуковский на изучение Основ религиозных культур и светской этики в 4 классе отводится 1 час в неделю, 36 часов в год. Часы выделены из Федерального компонента учебного плана. |
Система контроля по курсу Основы религиозных культур и светской этики включает проведение 4 часа проектов, 1 исследование. |
. В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок открытия новых знаний 20 часов. Урок обобщения 5 часов. Урок комбинированный 5 часов. Урок-проект 4 часа. Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как: - целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; - активизация познавательной активности школьников; - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п. Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы. |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового проекта. |
В результате прохождения программного материала обучающийся должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д. У учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений. |
Литература и средства обучения
1. Основная литература:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение.
2. Дополнительная литература:
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение.
3. Учебно-методическая литература:
Тематическое планирование на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение.
4. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение».
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата | Дата |
по плану | фактически | |||
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | 04.09-08.09 | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. | 28 | 11.09-27.04 | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | 30.04-31.05 | |
ВСЕГО | 34ч |
Содержание
Тема 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Тема 2. Основы религиозных культур и светской этики. (28 часов)
Тема 3. Духовные традиции многонационального народа России. ( 5 часов)
Поурочное планирование по Основам религиозных культур и светской этике, 4 классы
(1 час в неделю, всего 34 часа), УМК А.Я. Данилюк.
№ п/п | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока | ||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.) | |||||||
1 | 1 нед. | Россия – наша Родина. | |||||
Основы религиозных культур и светской этики. (28ч.) | |||||||
2/1 | 2 нед. | Что такое светская этика. | |||||
3/2 | 3 нед. | Культура и мораль. | |||||
4/3 | 4 нед. | Особенности морали. | |||||
5/4 | 5 нед. | Добро и зло. | |||||
6/7 | 6 нед. | Добро и зло. | |||||
7/8 | 7 нед. | Добродетель и порок. | |||||
8/9 | 8 нед. | Добродетель и порок. | |||||
9/10 | 9 нед. | Свобода и моральный выбор человека. | |||||
10/9 | 10 нед. | Свобода и ответственность. | |||||
11/10 | 11 нед. | Моральный долг. | |||||
12/11 | 12 нед. | Справедливость. | |||||
13/12 | 13 нед. | Альтруизм и эгоизм. | |||||
14/13 | 14 нед. | Дружба. | |||||
15/14 | 15 нед. | Что значит быть моральным. | |||||
16/15 | 16 нед. | Подведение итогов. Проект «Дружба» | |||||
17/16 | 17нед. | Подведение итогов. | |||||
18/17 | 18 нед. | Род и семья-исток нравственных отношений. | |||||
19/18 | 19 нед. | Нравственный поступок. | |||||
20/19 | 20 нед. | Золотое правило нравственности. | |||||
21/20 | 21 нед. | Стыд, вина и извинение. | |||||
22/21 | 22 нед. | Честь и достоинство. | |||||
23/22 | 23 нед. | Совесть. | |||||
24/23 | 24 нед. | Нравственные идеалы. | |||||
25/24 | 25 нед. | Нравственные идеалы. | |||||
26/25 | 26 нед. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | |||||
27/26 | 27 нед. | Этикет. | |||||
28/27 | 28 нед. | Семейные праздники. Проект «Семейные праздники» | |||||
29/28 | 29 нед. | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | |||||
Духовные традиции многонационального народа России. (5ч.) | |||||||
30/1 | 30 нед. | Любовь и уважение к Отечеству. | |||||
31/2 | 31 нед. | Подведение итогов. | |||||
32/3 | 32 нед. | Подведение итогов. | |||||
33/4 | 33 нед. | Проект «С чего начинается Родина». | |||||
34/5 | 34 нед. | Проект «Вклад моей семьи в развитие и процветание Отечества» |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания №1 Зам.директора по УМР
ШМО учителей начальных классов
От ________________. ______________(Фокина Е.В.)
_____________(Рамина Е.Е.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....