Открытый урок по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Надымова Наталья Александровна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь »

Модуль «Основы православной культуры»

Пояснительная записка

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны. Не касаясь политического значения принятия христианства, на данном уроке речь идет о духовном изменении личности, что на современном этапе является очень актуальным. На эту тему планированием предусмотрен 1 урок, в  ходе которого обучающиеся 4 класса должны понять, что после принятия христианства люди стали меняться, что христианство дало возможность  личности считать себя равным Богу и  решать свою судьбу наравне с  ним, что  православие принесло на Русь нормы, которые впоследствии легли в основу моральных законов.

Технологическая карта урока

Тема: «Как христианство пришло на Русь .»

Тип: комбинированный

Цель урока:

 формирование у учащихся представлений о значимости для нашего Отечества принятия христианства, как важного этапа, с которого началось качественно новое развитие нашей государственности и культуры

Задачи:

обучающая – познакомить с историческими обстоятельствами, связанными с Крещением Руси, узнать о роли князя Владимира в этом событии;

развивающая – создать условия для развития  и раскрытия  творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления;

воспитывающая – способствовать воспитанию у детей патриотических чувств, формированию гуманистической и гражданской  позиций

Планируемые результаты

Предметные:

- знать историю принятия христианства на Руси

- уметь давать определения некоторым терминам

- знать и  понимать  следующие  ценности: милосердие, доброту, патриотизм, сострадание;

-осознавать  значимость духовности в человеческой жизни

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока  и стремиться её выполнять;

- учиться работать с информацией

- работать в паре и группе: распределять обязанности, договариваться о выполнении задания, делать выводы

Личностные:

- проявлять интерес к истории, к жизни своих предков

- воспитывать уважение к культуре своего народа

- формировать православные ценности

Ресурсы урока:

 Видеофильм «Князь Владимир и крещение Руси», музыка «Звон колоколов»,  презентация MS PowerPoint, карточки с таблицей, карточки с заданиями для групповой работы, тексты из книги М.В.Толстого «История русского православия».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Звучит музыка (звон колоколов). Какие чувства у вас вызывает звучание колоколов? Что представляете, когда слышите звук колокола? Где можно услышать колокольный звон?

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. ). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.

Учитель: Что вы знаете об обряде крещения?    

Притча Учащиеся читают в учебнике с.84

Учитель: Найдите главную мысль в этой притче? «Бог так устроил, что люди должны научаться от людей».
Т.е. все люди зависят друг от друга.

Отвечают на вопросы

(Ответы детей)

(дети находят в тексте и зачитывают) 

Актуализация необходимых знаний

  Учитель: Теперь  я попрошу вас заполнить таблицу 

    У каждого ученика на парте лежит карточка с таблицей, состоящей их трех граф. В левой колонке помещены вопросы, в средней колонке  обучающийся должен отметить + или -, знает он ответ на этот вопрос или  нет.

 (Приложение  1)

1.Откуда и когда христианство пришло на Русь?

2.Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?

3.По какой причине именно эта вера была выбрана?

4.Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?

5.Какое значение имело принятие христианства на Руси?

Надеюсь к конц у урока  мы сможем ответить на все вопросы

Работают с таблицей

Организация познавательной деятельности

   (Эпиграф к уроку)

Ребята перед вами высказывание Л.Н. Гумилева 

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос:

-На какие слова в этом высказывании вы обратили внимание? Почему?

-Как они связаны с темой урока?

  Рассказ учителя (сопровождается показом презентации)

До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия. Люди жили в неизведанном мире. Каждая секунда их жизни могла быть остановлена природой, силой, неподвластной пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед стихиями природы, а потому начал преклоняться перед могуществом богов. Славяне  обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы обладают сверхъестественной силой.

Ребята, теперь вы будете моими помощниками, и дальнейшую работу будете выполнять в группе. А распределиться на группы вам помогут загадки о тех явлениях природы, которым поклонялись древние славяне. У вас на партах картинки. Тот, кто первый отгадает, поднимает нужную картинку. У кого изображения совпадут, тот объединяется в  группу.

Загадки

Летит птица орёл,
Несёт в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто её не поймает. (Молния)

Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой. (Солнце)

            За окошком завывает,
           Тёплым, ласковым бывает,
           Но и может всё на свете,
           Разломать, разрушить...  (ветер)

 Первая группа получает следующее задание:

восстановить деформированный текст и пересказать его. Вторая группа :

вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок.

Третья группа :

прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками. (Приложение 1)

 После того, как выполните задание, вы от группы должны выделить выступающего, который сможет представить всему классу эту информацию.

А теперь послушаем, что у вас получилось. Не забывайте про вопросы, на которые вы не знали ответа. Ведите краткую запись.

Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов презентации.

Вернемся к карточкам, которые лежат на ваших партах. На какие вопросы вы получили ответ из выступления групп?

Учитель: Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было очень важным событием. Для себя он уже принял решение. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя. Чтобы не рассориться с дружиной, Владимир должен был показать необходимость принятия христианства, завоевавшего  уже весь цивилизованный мир.

Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. Мы сейчас посмотрим отрывок из фильма «Князь Владимир и крещение Руси». В этом видеофрагменте постарайтесь найти ответы на вопросы,  на которые вы еще не знаете ответа.

Вначале выясним, что же обозначает понятие «крещение»

Просмотр. Запись ответов в карточках ответов на какие-то вопросы.

1.Что вы узнали из этого видеофрагмента? (О чем было повествование?)

2. Каким образом князь Владимир избирал новую веру?

3. Прислушался ли князь к совету бояр, как он поступил?

4. Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

Физминутка

Учитель: В конечном счете, князь Владимир избирает православную веру, т. к. Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые,  религиозные контакты. 

Именно в греческую столицу Константинополь  князь Владимир отправил своих послов .В этом городе есть прекрасный храм ,носящий  имя Святой Софии ,что в переводе  с греческого «Мудрость»

Посмотрим в учебники  стр. 85. и прочтем что такое «мудрость»

Ребята, в искусстве многие художники обращались к этой теме и создавали картины. Я предлагаю сейчас отправиться на виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею в Москву. Экскурсоводом у нас сегодня работает … (учащийся к выступлению готовился заранее совместно с учителем)

 Работа с репродукцией картины художника В.М.Васнецова «Крещение Руси» (учебник с.86)

Учитель: жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком.

Каким  человеком стал князь Владимир после принятия новой веры, вы сейчас определите самостоятельно. Прежде чем приступим к чтению, проведем словарную работу.

Словарная работа:

Кротость - незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других.

Епископ -  священнослужитель третьей (высшей) степени

Отворен - открыт

Невольник – раб, пленник

Митрополит - первый по древности епископский титул в христианской Церкви. 

Инок – то же, что монах

Трапеза – общий стол для приема пищи в монастыре, а также сам прием пищи, еда.

Получают карточки с текстом.

 (Приложение 4 )

А каким же его запомнили ?Как жила Святая Русь ?

Прочтем в учебнике с.87-88

Работа с текстом в учебнике с.87-88.

Ответы детей

Отгадывают загадки. Распределяются в группе соответственно предмету, изображенному на картинке.

Выступления учащихся.

.

Дети объединяются в группы

Выступления детей.

Учащиеся кратко записывают ответы на какие-то вопросы.

Записывают ответы в карточки

Смотрят отрывок. Записывают ответы в таблицу.

Отвечают на вопросы

Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85

Рассматривают репродукцию.

Выступает подготовленная ученица с кратким докладом (Приложение 3)

Вопросы:

  1. Что изображено на картине?
  2. Какие черты характера главного героя и особенности подчеркнул художник?
  3. Какие эмоции вызвала у вас эта картина?

Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85

Дают определения словам, пользуясь толковым словарем.

Читают отрывок из книги М.В.Толстого «История русского православия»

Читают текст, отвечают на вопросы.

Рефлексия деятельности

Благодарю вас за хорошую работу. Вернемся с карточке, которую вы заполняли в начале урока. Поделитесь своими впечатлениями, которые получили на занятии, на все ли вопросы, которые я вам приготовила, вы получили ответы? Какие вопросы появились у вас после изучения этой темы? Как вы думаете, где можно найти на них ответы.

Закончите предложения:

  1. Я узнал (а), что ________________________
  2. Я был удивлен (а) тем, что _______________________
  3. Мне понравилось _____________________________
  4. Для меня крещение – это ________________________

Делятся впечатлениями о занятии.

Заканчивают предложения.

Список литературы:

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.1. – М.: Наука, 1989.
  2. Толстой М.В. История русского православия. Эксмо, 2010.
  3. Интернет ресурсы: видео урок Закона Божия телеканала «Союз» priozornoe.prihod.ru

     

Приложение 1.

Вопрос

Знаю (+) – не знаю (-)

Краткий ответ

1.Откуда и когда христианство пришло на Русь?

2.Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?

3.По какой причине именно эта вера была выбрана?

4.Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?

5. Какое значение имело приятие христианства на Руси?

Приложение 2.

Задание для первой группы: восстановить деформированный текст.

Родился князь Владимир в 963 году.

          Служила ключницей, то есть хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей княгини Ольги.

Отцом его был князь Святослав Игоревич, который правил на Руси в те времена.

Малуша сохраняла свое положение при дворе княгини Ольги.

          Воспитала будущего князя Владимира  при дворе.

Она не была законной женой князя Святослава Игоревича.

          Старалась подчеркнуть его княжеское происхождение.

В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.

Матерью простолюдинка Малуша.

Задание для второй группы: вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была _______________. В то время в Киеве уже существовали _________________. Князь Владимир с детства познакомился ______________. Влияние бабушки помогло ему понять суть христианской религии.

В первые годы своего правления _______________ ничего резко не менял в жизни страны. ______________ он скорей покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых ___________________. Но потом все изменилось.

Слова для справок: христианские церкви, князь Владимир, с христианством, язычеству, христианкой, в Киеве, истуканов

3адание для третьей группы:  прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками.

 Во второй половине 80-х годов X века князь Владимир стал делать первые шаги, ведущие к крещению. Преимущества веры Христовой становились для него все яснее, тем более, что в самом Киеве, среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало князя Владимира, который стремился укрепить свое положение. Этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к новой религии — единобожию к православию.

Вопросы для подготовки ответа:

  1. Когда князь Владимир стал делать первые шаги к принятию христианства?
  2. Почему князь все больше склонялся к принятию христианства?
  3. Почему язычество перестало устраивать Владимира?

Приложение 3

Описание картины (текст для заранее подготовленного  ученика)

Среди работ Виктора Васнецова, посвященных религиозной теме, можно отметить картину «Крещение князя Владимира». Прежде, чем написать её, автор изучал рукописи, работы летописца Нестора.

В центре картины – князь Владимир. Он сидит в купели, украшенной крестом. Взгляд  Владимира сосредоточенный, брови нахмурены. Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Придворные, которые стоят рядом, держат его роскошное, расшитое золотом одеяние, что говорит о царском происхождении. Слева от князя стоят священники, справа - его дружина. Над ними возвышается купол храма с очень красивыми росписями и фресками. Из окон льется свет. Картина достаточно светлая, художник использовал много светлых оттенков, чтобы показать чистоту помыслов и важность события.

Приложение 4

Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»

«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Урок по основам православной культуры по теме "Как христианство пришло на Русь".

Тема урока: Принятие Христианства на Руси.Задачи:-обучающая: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего государства – крещением Руси; принятием  христианской веры;-развивающая: разв...

Материал для урока православной культуры на тему: ,,Как христианство пришло на Русь".

Осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан....

Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось  качественно иное развитие нашей государственности и культу...

Урок по ОПК. Как христианство пришло на Русь

Урок по основам православной культуры на тему "Как христианство пришло на Русь". Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности ...

Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"

Урок пригодится учителям ОРКСЭ....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» (УМК «Основы православной культуры», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении кириллицы, о Крещении Руси, принятия православия.Зпдпчи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями о появлении кириллицы.Объяснить с...