Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. 4 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Плотникова Светлана Владимировна

Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. 4 класс. Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО…….

________________

Протокол №___

от «27» 08. 2018  г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________________

/Е.И.Сороковикова/

«___» ___________2018   г

 

             «Утверждаю»

                        Директор школы

                 _____________

                   /А.П.Сороковикова/

                    Приказ №______

                    «___» _________2018  г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Основам религиозных культур

 и светской этики»

модуль «Светская этика»

для  4  класса

МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П.»

на 2018-2019 учебный год

Разработала:

Плотникова Светлана Владимировна

                                                                      учитель начальных классов

                                   первой категории

Тунка

2018

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в     Республики Бурятия"
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Учебный план МБОУ «Тункинская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год;
  • Положения о рабочей программе МБОУ «Тункинская СОШ»;
  • Авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я. Данилюк «Просвещение», 2010.

Учебно-методический комплекс

       Учебник: Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов мира. Основы светской этики 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012.   

         «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012

        

      Федеральный базисный план отводит 34  часа для образовательного изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  в  4 классе из расчёта  1  часа в неделю.

   Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с этим реализуется модуль «Светская этика»   в объеме  34 часа.

Цели:          

      Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

 -     знакомство учащихся с основами светской этики;

-  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета                                        и система их оценки.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуника-ционных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

          В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

         Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

- защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

- выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе без отметочного обучения:

-  стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

 Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

- самостоятельность суждений;

- умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется  качественной оценкой – «зачёт»   или « незачёт».

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ученик должен:

знать /понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных  содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Россия – наша родина.

        Россия – наша родина.

Раздел 2. "Как отличить добро от зла?"

        Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным?

Раздел 3. "Каковы истоки правил морали?"

        Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.   Семейные праздники.   Жизнь человека- высшая нравственная ценность.   Любовь и уважение к отечеству.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Россия – наша родина.

1 ч.

2

Как отличить добро от зла?

16 ч.

3

 Каковы истоки правил морали?

 17  ч.

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата провед. по плану  

Дата фактич провед.

Примечание

Первая четверть- 8ч.

Россия – наша родина.

1

Россия - наша Родина.

1

07.09

Как отличить добро от зла?

2

Что такое светская этика.

1

14.09

3

Культура и мораль.

1

21.09

4

Особенности морали.

1

28.09

5-6

Добро и зло.

1

05.10-12.10

7-8

Добродетель и порок.

2

19.10-26.10

Вторая четверть- 8ч.

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

09.11

10

Свобода и ответственность

1

16.11

11

Моральный долг.

1

23.11

12

Справедливость

1

30.11

13

Альтруизм и героизм

1

07.12

14

Дружба.

1

14.12

15

Что значит быть моральным?

1

28.12

16

Подведение итогов

Презентация проектов.

1

21.12

Третья четверть-10ч.

17

Презентация проектов.

1

18.01

Каковы истоки правил морали?

18

Род и семья-исток нравственных  отношений.

1

25.01

19

Нравственный поступок

1

01.02

20

Золотое правило нравственности

1

08.02

21

Стыд, вина и извинения

1

15.02

22

Честь и достоинство.

1

22.02

23

Совесть

1

01.03

24-25

Нравственные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльменов.

2

08.03-15.03

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

22.03

Четвертая четверть- 8ч.

27

Этикет.

1

05.04

28

Семейные праздники.

1

12.04

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1

19.04

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

26.04

31

Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора»

1

03.05

32

Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия»

1

10.05

33

Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники»

1

17.05

34

Презентация проектов по теме «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1

24.05


  1. Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"

Литературное чтение- Л.Ф. КлимановаРусский язык - В.П.КанакинаМатематика- М.И. МороОкружающий мир-  А.А.ПлешаковИзобразительное искусство- НеменскийТехнология - Н.И. Роговцева...

Календарно тематическое планирование 2 класс Школа России

Русский язык Тематическое планирование В помощь учителям...

календарно-тематическое планирование 3 класс школа России

календарно - тематическое планирование 2012-2013 учебный год...

Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....

Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....

календарно-тематическое планирование 4 класса Школа России технология

Календарно-тематическое планирование по технологии 2 часа в неделю Школа россии 4 класс...