Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа разработана для обучающихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, авторской программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».
В современном мире особое значение приобретают духовно – нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа реализует содержание одного из шести модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - модуль «Основы светской этики».
Основная цель учебного курса - формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии,);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.
Формы работы на уроках: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Методы контроля: устный и комбинированный опрос, систематическое наблюдение за работой детей в процессе обучения.
Контроль за уровнем достижений обучающихся проводится в форме выступлений обучающихся со своими творческими работами.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-умения слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умения определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
-в познавательной сфере - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
- Содержание учебного курса
Введение (1 ч)
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия – Родина наша.
Основы религиозных культур и светской этики» (28 ч)
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.
Порядочность. Интеллигентность.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-называть основные понятия религиозных культур;
-узнают историю возникновения религиозных культур, историю развития различных религиозных культур в истории России;
-описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь;
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в
жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
-слушать собеседника и излагать свое мнение;
-готовить сообщения по выбранным темам;
-поиску необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диспутах.
Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-называть основные понятия религиозных культур;
-узнают историю возникновения религиозных культур, историю развития различных религиозных культур в истории России;
-описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь;
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в
жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
- слушать собеседника и излагать свое мнение;
-готовить сообщения по выбранным темам;
-поиску необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диспутах.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование изучаемой темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание по теме (разделу) | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – Родина наша. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
2 | Основы религиозных культур и светской этики | 28 | Культура и мораль. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. | Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
- А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2016 г.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2013 г.
- Кураев А.В. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс, М., Просвещение , 2016 г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2015 г.
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». - М.: Просвещение, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423713-1395497780.jpg)
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46748.jpg)
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107946-1548492796.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-1152977-1565078709.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-295978-1603801434.jpg)
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....