Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Матвейчук Наталья Геннадьевна

Рабочая программа по ОРКСЭ  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise.docx61.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКиСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
  • Образовательная программа муниципального образовательного учреждения ««Центр образования «Тавла» - «Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск (далее МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»)
  • Учебный план МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»
  • Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (УМК «Планета Знаний»): издательство «Астрель», Москва, 2012 год и требований к уровню подготовки обучающихся 4-го класса.

Учебно - методическое обеспечение:

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник. – М.: Астрель.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Астрель.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».  - М.: Астрель.

Общая характеристика учебного предмета

Целью данного курса является:

Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:

  • Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Курс также направлен на развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность,  отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. Общая историческая судьба народов России;
  2. Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

-системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;

-ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает  основы религиозных и светских культурных традиций.  Национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение основного (базового) минимума содержания образования и вариативной части.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предусматривают работу школьников со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Промежуточная аттестация проводится в форме защиты творческих работ и проектов, практических работ по разделам. Итоговая аттестация – в форме административной проверки.

Разделы программы:

  1. Моя Родина — Россия - 5 ч.
  2. Основы традиционных религий России - 15 ч.
  3. Основы светской этики – 14 ч.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17» предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе 1 час в неделю (34 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к изучению курса;

• осознание себя как гражданина многонационального государства;

• знание основ вероучений религий России;

• доброжелательное отношение к различным культурными религиозным традициям народов России.

Могут быть сформированы:

• устойчивый интерес к изучению курса;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

• осознанные нравственные ценности;

• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.

Предметные

Учащиеся будут иметь представления:

• о религиях народов России;

• о возникновении религий народов России;

• о священных текстах религий народов России;

• об основных нравственных заповедях религий народов России;

• об основных праздниках разных религиозных конфессий.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;

• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;

• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;

• осуществлять самопроверку  и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;

• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;

• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов;

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;

• собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся получат возможность научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

 Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.

«Моя Родина — Россия»

Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство.

Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы традиционных религий России»

Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).

Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.

Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.

Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.

«Основы светской этики»

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.

Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.

Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.

Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.

Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.

Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.

Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.

Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.

Планируемые результаты освоения программы по основам духовно-нравственной           культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики в  4 классе.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этике.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «ОРКиСЭ»

к концу  обучения

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

  • других Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре,  истории   и  современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
  • осознание  ценности  человеческой  жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

   


Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Дата проведения

Предметные

УУД

По плану

По факту

Моя Родина — Россия (5 ч)

1

Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура».  Различать культурные  и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры.

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам и взрослым. Выделять смысл эпиграфа, пословиц.

Коммуникативные УУД:

 высказывать свое мнение, предположение

03.09-07.09

2

Страна. Государство.

1

Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ.

Личностные УУД:

определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

высказывать свое отношение к родной стране, своему народу.

10.09-14.09

3

Отечество. Патриотизм.

1

Познакомить учащихся с понятием «патриотизм». Раскрыть значение слова «патриот» на примерах деятельности конкретных личностей.

Личностные УУД:

ориентироваться в  нравствен ном содержании и смысле своих и  чужих поступков.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент.

Коммуникативные УУД:

высказывать свое мнение, предположение.

17.09-21.09

4

Наше многонациональное государство.

1

Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир».

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

характеризовать культурные традиции народов нашей страны.

Коммуникативные УУД:

умение слышать, слушать и понимать партнера.

24.09-28.09

5

Мозаика заданий.

1

Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках.

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации. Составлять логический рассказ о событии, правильно употреблять ключевые слова темы. 

01.10-05.10

Основы традиционных религий России (15 ч)

6

Возникновение религий.

1

Познакомить учащихся с историей возникновения религий. Сформировать представление о мировых религиях.

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.  Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде.

08.10-12.10

7

Традиционные религии России.

1

Познакомить учащихся с традиционными религиями России. Дать представление о взаимосвязи культуры и религии, показать это на конкретных примерах.

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

уметь вести дискуссию.

15.10-19.10

8-9

Христианство.

2

Познакомить учащихся с историей возникновения христианства.

Познакомить учащихся с христианскими храмами и монастырями.

Дать представление о внутреннем убранстве храмов. Сформировать у учащихся представление о таинствах православной церкви. Познакомить учащихся с историей христианства в России.

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации. Рассказывать на основе своего жизненного опыта.

Коммуникативные УУД:

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  

22.10-26.10

06.11-09.11

10

Христианские праздники.

1

Познакомить учащихся с главными христианскими праздниками.

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  

12.11-16.11

11

Другие христианские конфессии России.

1

Познакомить учащихся с другими христианскими исповеданиями (католичеством и протестантством).

Дать общие представления.

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  

19.11-23.11

12

Ислам (возникновение).

1

Познакомить учащихся с историей возникновения ислама.

Личностные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.  Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.  Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.

Коммуникативные УУД:

умение слышать, слушать и понимать партнера. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

26.11-30.11

13

Ислам.

1

Познакомить учащихся с традициями и обычаями мусульман. Дать  представление о внутреннем убранстве мечети. Познакомить с главными праздниками мусульман.

Личностные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД:

умение слышать, слушать и понимать партнера.

03.12-07.12

14

Иудаизм.

1

Познакомить учащихся с историей возникновения иудаизма. Сформировать представление о нравственных заповедях иудаизма. Познакомить учащихся с историей иудаизма

иудаизма в России (кратко).

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение слышать, слушать и понимать партнера.

10.12-14.12

15

Иудаизм.

1

Познакомить учащихся с традициями и обычаями иудеев. Дать представление о внутреннем убранстве синагоги. Познакомить с главными праздниками иудеев.

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей. 

17.12-21.12

16

Буддизм.

1

Познакомить учащихся с историей возникновения буддизма. Сформировать представление о нравственных положениях буддизма. Познакомить  учащихся с историей буддизма в России (кратко).

Личностные УУД:

ценить и принимать ценности.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

 

24.12-26.12

17

Буддизм.

1

Познакомить учащихся с традициями и обычаями буддистов. Дать представление о внутреннем убранстве храмов и монастырей. Познакомить с главными праздниками буддистов.

09.01-11.01

18

Мозаика заданий.

1

Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные УУД:

личностное переживание.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации. Уметь работать со справочной литературой. Анализировать художественные публицистические тексты.

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

14.01-18.01

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Религии России»

1

21.01-25.01

20

Проекты по теме «Религиозные праздники».

1

Участвовать в проектной работе. Представлять результаты своей деятельности.

28.01-01.02

Основы светской этики (14 ч)

21

Что такое светская этика. Мораль.

1

Познакомить учащихся с понятиями «светская этика», «мораль», «золотое правило морали».

Формировать представление о важнейших нравственных качествах

личности.

Личностные УУД:

ориентироваться в нравстве нном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение слышать, слушать и понимать партнера. 

04.02-08.02

22

Семья.

1

Сформировать у учащихся представление о семье - как одной из главных ценностей человека. Показать роль семьи в жизни человека. Воспитать уважение к семейным

традициям.

Личностные УУД:

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

11.02-15.02

23

Милосердие.

1

Объяснить значение слова «милосердие». Показать важность проявления сострадательного, доброжелательного отношения к другому человеку. Продолжить формировать представление о важнейших нравст-

венных качествах личности.

Личностные УУД:

сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД:

способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей.

18.02-22.02

24

Добро и зло. Совесть.

1

Объяснить значение слов «добро, зло, совесть». Показать проявление этих понятий в поступках людей. Продолжить формировать представление о важнейших нравствен-

ных качествах личности.

25.02-01.03

25

Свобода и ответственность.

1

Объяснить значение слов «свобода и ответственность». Показать важность нравственного выбора для человека, научить давать оценку своему поведению.

Продолжить формировать представление о важнейших нравствен-

ных качествах личности.

Личностные УУД:

ориентироваться в нравстве нном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

04.03-07.03

26

Честь и достоинство.

1

Объяснить значение слов «честь и достоинство». Сформировать представление о значимости уважения и самоуважения для личности.

Продолжить формировать представление о важнейших нравственных качествах личности.

Личностные УУД:

 нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Познавательные УУД:

поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей. 

11.03-15.03

27

Общение.

1

Показать роль общения в жизни человека. Показать значимость в общении языка, этикета, внешнего вида. Продолжить формировать представление о важнейших нравственных  качествах  личности.

Личностные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в совместном решении задачи.  

18.03-22.03

28

Дружба.

1

Показать роль дружбы в жизни человека. Сформулировать нравственные правила дружбы.

Продолжить формировать представление о важнейших нравствен-

ных  качествах  личности.

Личностные УУД:

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоот ношения с окружающими.

Регулятивные УУД:

понимать значение добра и  зла.

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации 

Коммуникативные УУД:

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу

03.04-05.04

29

Труд.

2

Показать роль труда в жизни человека. Объяснить понятия «нравственный труд», «творчество».

Продолжить формировать представление о важнейших нравствен-

ных  качествах  личности.

08.04-12.04

30

Мозаика заданий.

Обобщить материал по темам, изученным на предыдущих уроках.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные УУД:

ориентироваться в нравстве нном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей.

15.04-19.04

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Светская этика»

22.04-26.04

32

Защита проектов.

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Личностные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 

Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в совместном решении задачи.  

29.04-03.05

13.05-17.05

33

Защита проектов или выполнение творческих работ.

20.05-24.05

34

Экскурсия.

27.05-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...