Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются:
• Основы светской этики
• Основы мировых религиозных культур
• Основы православной культуры
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛЬ:
- Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оерская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, 4 КЛАСС
(предмет, класс)
34 ч в год, 1 ч в неделю
(количество часов в год, в неделю)
ЧЕРДОНОВА ЕЛИЗАВЕТА ЖАМБАЛОВНА
(ФИО учителя)
__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________
(должность)
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
- Авторской программы по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Автор программы Данилюк А.Я., издательство «Просвещение», 2010г. Изменения в программу не внесены.
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Оерская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Оерская СОШ» на 2018-2019 учебный год
- Положения о рабочей программе.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную
Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно ФГОС в образовательных учреждениях РФ всего на изучение основ мировых религиозных культур отводится по 1 часу еженедельно. Общий объём времени, отводимого на изучение основ мировых религиозных культур в 4 классе, состоит 34 часов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
- о мировых религиях;
- об основателях религий мира,
- о священных книгах религий мира;
- о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
- об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
- названия мировых религий,
- имена основателей религий мира,
- названия основных праздников религий мира,
- особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного курса.
- Россия – наша Родина (1ч.)
- Культура и религия (28 ч.)
- Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
- Любовь и уважение к Отечеству (5 ч.)
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
На уроках модуля «Основы мировых религиозных культур» основными видами деятельности являются чтение, словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, запись при чтении, участие в учебном диалоге, подготовка творческих проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по факту | Дата по плану | Коррекция |
1 четверть Введение. Духовные и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) | |||||
1. | Введение. Знакомство с учебником. Россия – наша Родина | 1 | 07.09 | ||
Культура и религия (28ч.) | |||||
2 | Культура и религия | 1 | 14.09 | ||
3 | Культура и религия | 1 | 21.09 | ||
4 | Возникновение религий | 1 | 28.09 | ||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | 05.10 | ||
6 | Священные книги религий мира. | 1 | 12.10 | ||
7 | Священные книги религий мира. | 1 | 19.10 | ||
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | 26.10 | ||
II четверть | |||||
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | 1 | 02.11 | ||
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 1 | 09.11 | ||
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | 16.11 | ||
12 | Священные сооружения | 1 | 23.11 | ||
13 | Священные сооружения | 1 | 30.11 | ||
14 | Искусство в религиозной культуре | 1 | 07.12 | ||
15 | Искусство в религиозной культуре | 1 | 14.12 | ||
16 | Творческие работы учащихся | 1 | 21.12 | ||
III четверть | |||||
17 | Творческие работы | 1 | 28.12 | ||
18. | История религий в России | 1 | 18.01 | ||
19. | История религий в России | 1 | 25.01 | ||
20. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 | 01.02 | ||
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 | 08.02 | ||
22 | Паломничества и святыни | 1 | 15.02 | ||
23 | Праздники и календари | 1 | 22.02 | ||
24 | Праздники и календари | 1 | 01.03 | ||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1 | 08.03 | ||
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | 15.03 | ||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | 1 | 22.03 | ||
IV четверть | |||||
28 | Семья. | 1 | 05.04 | ||
29. | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | 12.04 | ||
Любовь и уважение к Отечеству (5 ч.) | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | 1 | 19.04 | ||
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 26.04 | ||
32 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 03.05 | ||
33 | Выступление обучающихся со своими творческими проектами | 1 | 10.05 | ||
34 | Презентация творческих проектов. | 1 | 17.05 | ||
Итого: 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...