Урок по ОРКСЭ Россия – наша Родина
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шалимова Татьяна Юрьевна

Урок в 4 классе по теме Россия-наша Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_svetskaya_etika_urok_shalimova_t.yu_._dzerzhinsk.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №36»,г.Дзержинск

Шалимова Татьяна Юрьевна

Тема урока

Россия – наша Родина

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание  что такое духовный мир человека; Родина; культурные традиции России, как богатство  многонациональной страны

П. Умение осуществлять информационный поиск

для выполнения учебных заданий

Р. Формирование умений планировать, контролировать

 и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей.

К. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками, в различных учебных ситуациях.

Способность работать в команде

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство любви к Родине. Россия – многонациональное государство Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Цель урока

Познакомить с понятиями: духовный мир человека,

Родина, Отечество; с культурными традициями   России;

 государственными символами нашей страны

Основные понятия, изучаемые на уроке

Российская Федерация, Россия, Родина, Отечество, патриот,

 столица, президент, государственные символы,

культурные традиции, духовный мир человека, 

Русь, символ, флаг, стяг, триколор

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство

для воспроизведения CD, классная доска с набором

приспособлений для креплении таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

С. Васильев « Что мы Родиной зовем?», презентация,

Государственные символы РФ-герб, флаг, гимн, портрет

президента РФ, А.Я. Данилюк  учебник

« Основы светской этики»( 4 – 5 класс), политическая карта мира,

 выставка  книг о Родине, песня Антонова

 «Всякому мила своя сторона»,  картинки из набора

 «Народы России»;

- видеоряд (презентация) «Пейзажи России: природные зоны»;

- видеоряд (презентация) «Картины русской природы»;

- рабочие листы (пословицы)

                                    Организационная структура урока

Этап 1. Организация начала урока

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Проверка готовности к уроку.

«Всякому мила своя сторона»

(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.

- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

2) Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы,

 соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше, 

Родимая сторона — мать,     

Всякому мила 

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

 

3)- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?

- Что такое Родина для каждого из нас?

 

Регулятивные УУД:

«Карточки».

Личностные компетенции:            « Вижу. Слышу, чувствую»

Этап 2. Изучение основного материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 12 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

Беседа. Прослушивание стихотворения С. Васильева

 « Что мы Родиной зовем?» сопровождающееся презентацией

 - Какие чувства вызвала это стихотворение?

 - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Где бы мы не находились нас всегда тянет домой. Как часто

  слышим громкое,  звучное слово – Родина.

 - А что связано с этим понятием, как вы понимаете значение этого слова

- Как называется страна, в которой мы живем?  

Родина-это………

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего

 слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных

кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории,

какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие

города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

- Без кого не может существовать государство?

 - Как назовем людей живущих в России?

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники

вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью

России? Почему?

-  Наша страна такая разная.

(Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»: дети видят

разные картины - и тундру, и тайгу, и степи, и Дальневосточные сопки,

и Уральские горы, и северные моря...)

- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают

 на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой,

многонациональной России!

Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор,  

калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край.

(Показ картинок из набора «Народы России»)

Беседа .

Назовите основные символы любого государства?

Давайте вспомним символику нашей Родины – России.

Презентация (значение государственных символов: флаг, герб, гимн)

- Что же символизирует орел? (сильное независимое государство)

 -  Что показывают две головы?

(часть России находится в Европе, часть в Азии)

( Орел должен смотреть во все стороны огромной страны)

Что держит орел в лапах?

( скипетр - символ власти,  золотой шар  -  державу - государство)

- Кто изображен на красном щите?

(Георгий Победоносец)

 - Кто же этот смелый герой?

 -  А как называется торжественная песня, которая объединяет людей

 одной страны, сплачивает их?

 - Как нужно его петь?

  - Давайте исполним гимн нашей Родины

Исполнение Гимна России

«Символы земли русской»

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Да, берёзка. В чём её красота?

- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными

 косами, в белом сарафане?

- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый –чистота, ясность.

- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Рассмотрите его.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего

и красного цветов.

Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».

- Запишите эти слова в ваш словарик.

- Цветам российского флага приписывается множество символических

значений, однако не существует официального толкования цветов

 Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое

толкование:

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

 Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Познавательные УУД: «Прием информации» «Визуализация понятия».

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 3. Первичное закрепление знаний

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

Самостоятельная работа с учебником.

  Учебное пособие – стр.4

- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы

сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?

- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия,

Отечество, Родина)

- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний

«материальный мир», «духовный мир».

- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем

мире человека, его душе)

Учебное пособие – стр.5

- Прочтите первый и второй абзац.

- Есть ли в вашем внутреннем мире светлое, чем можно гордиться?

- А есть ли в вашем внутреннем мире что-нибудь тёмное, с чем бы вы хотели

бороться, чтобы стать лучше?

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой

 внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 3 последних  абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос.

(Следование культурным традициям)

- Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической

 деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

 У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда

почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным

делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля",

просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу

 брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Была у древних русичей традиция празднования  Перунова дня: чествовали

Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну

в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор

учеников в воинскую дружину.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Семья, дом – частица Родины.

- Изменился ли за урок  в вашем представлении образ Родины?

- Нарисуйте образ Родины.

(Создаём выставку рисунков)

 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

 Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после

сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир,

 культурные традиции?

Работа в рабочих тетрадях

Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание:

составьте и запишите в тетрадь предложения со словами

Россия, отечество, патриот, президент и др.

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Выполнение игрового задания  и ответы на вопросы учебного пособия.

Игровая ситуация:

- Разделитесь на 2 группы. Выберите «вождя» каждой группы – «племени».

   - Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается

на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход

из этой ситуации?".

   Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть

открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит,

 никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие

как знак полного доверия к другому человеку.

- А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи

у родителей.

Познавательные УУД: « Прием информации»  навык смыслового чтения)

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе

Этап 4. Подведение итогов урока, домашнее задание

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов

Формируемые УУД

3 минуты

 Работа в паре

- А теперь давайте проверим ваши знания о стране, в которой живете.

- Я читаю утверждение, а вы ставите +  , если согласны,

- если не согласны , если ответ неправильный.

Пример: Символы России –Береза?(+)

Столица нашего государства –Истра?(-)

Праздник проводов русской зимы- Рождество?(-)

Жилой дом у русского народа- Изба?(+)

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Длительность

этапа

Рефлексия

Формируемые УУД

8 минут

Самостоятельная творческая деятельность детей:

1. Рисование эскизов на тему «Портрет России» (по выбору учащихся):

- безбрежная степь;

- веселые березки и т. д .

 Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине

после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир,

культурные традиции.

Познавательные УУД: «Рисунок»

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

 Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного

пособия (стр.5)

- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»

- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Вводный урок по курсу ОРКСЭ "Россия наша-Родина"

Вводный урок "Россия - наша Родина " можно прводить по любому учебнику данного курса. Конспект урока также можно использовать при проведении классного часа во 2-4 классах на патриотическую тему....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект урока по ОРКСЭ....