Рабочая программа по ОРКСЭ.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ расчитана на 34 ч. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка. | 33.11 КБ |
Календарно-тематическое планирование. | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:
- Конституция Российской Федерации (ст. 28);
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
- Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
- «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;
- Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культу-рологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2016/17 учебный год.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
- Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.
Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
- о мировых религиях;
- об основателях религий мира,
- о священных книгах религий мира;
- о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
- об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
- названия мировых религий,
- имена основателей религий мира,
- названия основных праздников религий мира,
- особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы светской этики»
- Россия – наша Родина.
- Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
- Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность.
- Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
- Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
- Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
- В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
- приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
- актуальность;
- вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
- деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
- органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
- Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»
- основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль.
Фронтальный контроль.
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуаль-ной теме в рамках курса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Интернет-ресурсы.
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО
3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/
2. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
3. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.
4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
А. Я. Данилюк. Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2014.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
модуль «Основы светской этики».
4 класс (1ч в неделю 34 часа)
Ф.И.О. учителя: Белова Ольга Викторовна.
№ уро-ка | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты (задачи) | Основные понятия | Виды деятельности | Необходимое оборудование ЦОР и проекты | Дата по плану | Дата по факту | ||
предметныерезультаты | УУД | личностные результаты | ||||||||
1. | Введение. Россия – Родина моя. | Дать представ ление о поня-тии Родина. | Формирова-ние первона-чальных пред ставлений о происхожде-нии Руси, её географическом населении, природе,куль-туре. | Уметь показывать границы России, пересказывать, составлять рассказ. | Воспитание доброжела-тельности, нравственно-сти на основе духовных тра диций наро-дов России. | Родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы. | Изучение ново-го материала (беседа, чтение , работа с кар-ой, пересказ по опорным словам). | Диск, презентация, справочники, карта. | ||
2. | Россия – Родина моя. Российская Федерация. | Дать предста вление о поня тиях: Родина, Россия,нацио-нальность, ра-са; кто такие славяне.Уметь показывать границыРФ на карте. | Формирова-ние первона-чальных пред ставлений о народных тра дициях и их роли в культу-ре, истории и современной России. | Уметь пользовать ся справочника-ми, словарями, оформлять и пред ставлять резуль-таты труда. | Воспитание доброжела-тельности, нравственно-сти на основе духовных тра диций наро-дов России. | Родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы. | Опережающее задание. | Презентация. | ||
3. | Этика и этикет. Что такое свет-ская этика? | Знакомство с основами све тской этики. Дать представ ление о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен ность(мораль). Уметь следо вать прави-лам хорошего тона. | Формирование представ- лений о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен ность. | Формирование умений следовать правилам хоро- шего тона, прояв-лять стремление к добрым поступ-кам. | Воспитание этических чувств, как ре гуляторов морального поведения. | Этика, мораль,этикет, манеры, нравственность. | Тестирование, ролевые игры, прект «Прави-ла поведения в классе, магази-не и т.д.» (груп повая работа). | Тесты, раздаточный материал. | ||
4. | Этика и этикет. Современные правила поведе-ния. | Знакомство с основами све тской этики. Объяснять практические ситуации, про явление этики и этикета в повседневной жизни. | Формирование представ- лений о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен ность. | Формирование умений следовать правилам хоро- шего тона, прояв-лять стремление к добрым поступ-кам. | Развитие этических чувсв, как регуляторов морального поведения. | Этика, мораль, этикет, манеры, нравственность. | Тестирование, ролевые игры, прект «Прави-ла поведения в классе, магази-не и т.д.» (груп повая работа). | Тесты, раздаточный материал,презентация. | ||
5. | Вежливость. Этикет приветствия. | Способство-вать формиро ванию прави-льного выбо-ра поступка на основе доб рого отноше-ния к другому человеку | Формирова-ние знаний об обычаях руко-пожатия, обы-чаи снимать головной убор. Этикет приветствия в школе, дома, на улице. | Уметь говорить и слушать, дискути-ровать, участво-вать в беседе, ар-гументированно обосновывать свою точку зрения. | Осознанно использовать слова вежли-вости в раз-ных жизнен- ных ситуаци-ях, соблюдать правила веж-ливости и эти кетана улице, в школе и дома. | Вежливость, уважение, тактичность, скромность. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Презентация. | ||
6. | Вежливость, уважение, тактичность. | Способство-вать формиро ванию прави-льного выбо-ра поступка на основе доб рого отноше-ния к другому человеку | Формирова-ние знаний об обычаях руко-пожатия, обы-чаи снимать головной убор. Этикет приветствия в школе, дома, на улице | Уметь говорить и слушать, дискути-ровать, участво-вать в беседе, ар-гументированно обосновывать свою точку зрения. | Осознанно использовать слова вежли-вости в раз-ных жизнен- ных ситуаци-ях, соблюдать правила веж-ливости и эти кетана улице, в школе и дома. | Вежливость, уважение, тактичность, скромность. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Презентация. | ||
7. | Добро и зло. | Дать представ ление о поня-тиях: добро, доброта, забота,щедрость, жадность, зло, тактич-ность, сдер-жанность бла гожелатель-ность, безду-шие. | Понимание значения нрав ственности в жизни чело-века и общес-тва. | Выявление обще-человеческих ценностей. | Воспитание потребности в добрых людях. | Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие. | Чтение и обсуж дение русских сказок, былин, инсценировка. | Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари. | ||
8. | Добро и зло. Щедрость, доброта. | Формировать внутренние установки ли-чности посту-пать согласно требованиям морали. | Понимание значения нра-вственности в жизни чело-века и обще-ства. | Выявление обще-человеческих ценностей. | Воспитание потребности в добрых людях | Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие. | Чтение и обсуж дение русских сказок, былин, инсценировка. | Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари. | ||
9. | Добродетель и порок. | Формировать внутренние установки ли-чности посту-пать согласно требованиям морали. | Понимание значения нра-вственности в жизни чело-века и обще-ства. | Выявление обще-человеческих ценностей. | Воспитание потребности в добрых людях | Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие. | Чтение и обсуж дение русских сказок, былин, инсценировка. | Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари. | ||
10. | Дружба. Роль доверия в укреплении дружбы. | Дать представ ление о поня-тиях: дружба, бескорыстие,порядочность, доверие,чес- тность, трудо-любие беско-ристие, спра-ведливость, ответственность. | Формирова-ние положи-тельного до-брожелатель-ного отноше-ния к окружа-ющим людям. | Формировать потребность вы-полнять в повсед-невной жизни со-циальные нормы и правила поведе-ния. | Воспитание уважения друг к другу, доброжелательности. | Честность, добро та,порядочность, трудолюбие по-нимание, беско-рыстие, справед-ливость. | Беседа, ролевая игра, решение познаватель-ных задач. | Диск, фрагменты источников. | ||
11. | Дружба и порядочность. | Формирование положитель ного доброже лательного отношения к окружающим людям, общес тву в целом, к духовным и культурным ценностям. | Ознакомление с социальны-ми нормами поведения, одобряемы- ми и неодобря емыми форма-ми поведения в окружении. | Формировать потребность вы-полнять в повсед-невной жизни со-циальные нормы и правила поведе-ния. | Воспитание этических чувств, добро желательно-сти, эмоцио-нально-нравс-твенной отзы вчивости, по-нимания и со переживания чувствам дру-гих людей. | Нравственность, дружба, доброжелатель-ность, отзывчи-вость. | Беседа, ролевая игра, решение познаватель-ных задач. | Диск, фрагменты источников. | ||
12. | Честность и искренность. | Формировать умение крити чески отно-ситься к себе, давать чест-ную оценку своих поступ-ков; побуж-дать детей к самоанализу, к размышле-нию о себе. | Формировать у обучающих-ся представле-ние о стыде, чести, совес-ти, как регуля торов поведе-ния человека в обществе. | Создание условий для формирова-ния ценностно-мировоззренчес-ких основ личнос-ти. | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совес-ти, воспита-ние нравствен ности. | Стыд, честь, честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон совести. | Решение по-знавательных задач, чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме. | Раздаточный материал, извлечение из источников. | ||
13. | Честность и искренность, правдивость, тактичность. | Формировать умение крити чески отно-ситься к себе, давать чест-ную оценку своих поступ-ков; побуж-дать детей к самоанализу, к размышле-нию о себе. | Формировать у обучающих-ся представле-ние о морали гражданина. | Уметь пользовать ся справочника-ми, словарями, оформлять и пред ставлять резуль-таты труда. | Сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступ-ки; оценивать позитивные качества честности. | Честность, искренность, правдивость, тактичность. | Работа с источ-никами, реше-ние познава-тельных задач, диалог по предложенной проблеме. | Извлечение из источников, проблемные задачи. | ||
14. | Гордость и гордыня. | Дать представ ление о поня-тиях:гордость, гордыня, са-моуважение, человечность, скромность, тщеславие. | Формировать положитель-ные качества личности, гор-дость за хоро-шие дела и поступки героев Росии. | Выявление обще-человеческих ценностей. | Проявлять по рядочность и скромность, гордость за поступки ге-роев России; раскрывать авторский за- мысел художе ственного про изведения. | Гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. | Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач. | Раздаточный материал, иллю страции к сказ-кам, словари. | ||
15. | Гордость и гордыня. Человечность и тщеславие. | Дать представ ление о поня-тиях:гордость, гордыня, са-моуважение, человечность, скромность, тщеславие. | Формировать положитель-ные качества личности, гор-дость за хоро-шие дела и поступки героев Росии. | Выявление обще-человеческих ценностей. | Проявлять по рядочность и скромность, гордость за поступки ге-роев России; раскрывать авторский за- мысел художе ственного про изведения. | Гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. | Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач. | Раздаточный материал, иллю страции к сказ-кам, словари. | ||
16. | Обычаи и обряды русского народа. | Дать пред-ставление о понятиях: обычай,обряд, помолвка, венчание, бра косочетание. | Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника. | Пользоваться сло-варями, справоч-никами, оформ-лять и представ-лять результаты труда. | Знание обычаев русского народа | Обычай, обряд. | Чтение и обсуждение русских сказок, былин. Инсценировка. | Фрагменты из периодической печати. | ||
17. | Обычаи и обряды русского народа. Особенности бракосочетания в современной России. | Дать представ ление о поня тиях: обычай, обряд, помол вка, венчание, бракосочета-ние. | Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника. | Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда. | Знание особенностей бракосочета-ния в совре-менной России. | Обычай, обряд. | Чтение и обсуждение русских сказок, былин. Инсценировка. | Фрагменты из периодической печати. | ||
18. | Терпение и труд. | Раскрыть роль и значе-ние повседне вного труда подростка,его посильной помощи взрослым. | Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника. | Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда. | Воспитывать умение береж но относиться к материаль-ным и духов-ным ценнос-тям, выпол-нять поручен-ное дело. | Терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. | Проекты «Пере довики произ-водств»,«Извес тные люди го-рода»,«Роль труда в моей семье». | Презентация. Фрагменты из периодической печати. | ||
19. | Терпение и труд. Сочетание труда умственного и физического. | Раскрыть роль и значе-ние повседне вного труда подростка,его посильной помощи взрослым | Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника. | Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда. | Воспитывать умение береж но относиться к материаль-ным и духов-ным ценнос-тям, выпол-нять поручен-ное дело. | Труд, материаль-ные и духовные ценности, умст-венный и физи-ческий труд, профессия, прилежание. | Проекты «Пере довики произ-водств»,«Извес тные люди го-рода»,«Роль труда в моей семье». | Презентация. Фрагменты из периодической печати. | ||
20. | Семья. | Формировать представление о семье, как части общес-тва, о роли и месте семьи в жизни чело-века. | Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях. | Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям. | Род, семья, фамилия, родословная. | Беседа,коммен-тированное чте ние, самостоя тельная работа с источниками информации, работа в груп-пах. | Презентация. Справочники. | ||
21. | Род и семья. Родословная семьи. | Формировать представление о семье, как части общес-тва, о роли и месте семьи в жизни чело-века. | Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях. | Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям. | Род, семья, фамилия, родословная. | Беседа,коммен-тированное чте ние, самостоя тельная работа с источниками информации, работа в груп-пах. | Презентация. Справочники. | ||
22. | Семейные традиции. | Способство-вать понима-нию важнос-ти семейных традиций. | Уточнить по-нятия: празд-ник, ритуал, подарок, традиция. | Формировать уме ние договаривать-ся о распределе-нии ролей в совме стной деятельно-сти. | Формирова-ние семейных ценностей и традиций. | Праздник, традиция, ритуал, подарок. | Урок-презентация. | Материал из интернета. Проект «Праздник моей семьи». | ||
23. | Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | Способство-вать понима-нию важнос-ти семейных традиций. | Уточнить по-нятия: празд-ник, ритуал, подарок, традиция. | Формировать уме ние договаривать-ся о распределе-нии ролей в совме стной деятельно-сти. | Формирова-ние семейных ценностей и традиций. | Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. | Самостоятель-ная работа с источниками информации, работа в группах. | Материал из интернета. Проект «Праздник моей семьи». | ||
24. | Сердце матери. | Дать представ ление о поня-тиях: семья, любовь, счас-тье, забота, терпение. | Формировать знания о праз-дновании Дня Матери у народов мира. | Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда. | Проявлять внимательное уважительное отношение к своим близ-ким, к маме. | Семья, любовь, счастье, забота, терпение. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Диск, фрагменты источников. | ||
25. | Сердце матери. Материнская любовь. | Дать представ ление о поня-тиях: семья, любовь, счас-тье, забота, терпение. | Формировать знания о праз-дновании Дня Матери у народов мира. | Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда. | Проявлять внимательное уважительное отношение к своим близ-ким, к маме. | Семья, любовь, счастье, забота, терпение. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Диск, фрагменты источников. | ||
26. | Правила твоей жизни. | Дать представ ление о поня-тиях: прави-ла, дисципли-на, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Формировать знания о созна тельной дис-циплине обу-чающихся в школе. Прави-ла приёма пи-щи в школе. Этикет школь ного праздни-ка. | Говорить и слу-шать, участвовать в беседе, дискути-ровать, аргументи рованно обосно-вывать свою точ-ку зрения. | Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; под-держивать чи стоту в школе и дома; соблю дать распоря-док дня; выпо лнять правила личной безо-пасности. | Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Диск, фрагменты источников. | ||
27. | Правила твоей жизни. Культура общения сверстников. | Дать представ ление о поня-тиях: прави-ла, дисципли-на, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Формировать знания о созна тельной дис-циплине обу-чающихся в школе. Прави-ла приёма пи-щи в школе. Этикет школь ного праздни-ка. | Говорить и слу-шать, участвовать в беседе, дискути-ровать, аргументи рованно обосно-вывать свою точ-ку зрения. | Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; под-держивать чи стоту в школе и дома; соблю дать распоря-док дня; выпо лнять правила личной безо-пасности. | Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Самостоятель-ная работа с источниками информации. | Презентация. | ||
28. | Праздники народов России. | Дать представ ление о поня-тиях: празд-ник, религия, христианство, мусульманст-во, буддизм, крещение, сво бода совести. | Формировать знания о правилах поведения на праздниках. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Выполнять правила пове-дения на праз дниках, прояв лять уваже-ние, терпимое отношение к людям, к их религии. | Религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение. | Проекты по разным религиям. | Презентация.Справочники. | ||
29. | Праздники народов России. Религии. | Сформиро-вать представ ление о поня-тиях: празд-ник, религия, христианство, мусульманст-во, буддизм, крещение, сво бода совести. | Формировать знания о правилах поведения на праздниках, о религиях. | Коммуникатив-ные умения(вести диалог, работать в группе), регуляти вные(давать оцен-ку ситуации, пове дения окружаю-щих и самооценку поведения). | Выполнять правила пове-дения на праз дниках, прояв лять уваже-ние, терпимое отношение к людям, к их религии, со-блюдать праз-дничный застольный этикет. | Религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести. | Беседа, коммен тированное чте ние, устный рассказ на те-му, работа с ил люстративным материалом, са мостоятельная работа с источ-никами инфор-мации, подго-товка творчес-кой беседы с членами семьи. | Карта России. | ||
30. | Защитники Отечества. | Дать представ ление о поня-тиях:Отечество, защитник, патриот,воин. | Формировать знания о праз-днике 23 фев-раля-Дне за-щитника Оте-чества,составе Вооружённых сил РФ. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Уважительно относиться к защитникам Отечества, к ветеранам ВОВ 1941-1945гг. | Отечество, защитник, патриот, воин. | Беседа, коммен тированное чте ние, устный рассказ на те-му, работа с ил люстративным материалом, са мостоятельная работа с источ-никами инфор-мации, подго-товка творчес-кой беседы с членами семьи. | Мультимедий-ная энциклопе-дия Кирилла и Мефодия. | ||
31. | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» | Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме. | Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях. | Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям. | Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции. | Презентации проектов, обсуждение, рейтинг. | Презентации, проектор, интерактивная доска. | ||
32. | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» | Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме. | Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях. | Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям. | Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции. | Презентации проектов, обсуждение, рейтинг. | Презентации, проектор, интерактивная доска. | ||
33. | Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия». | Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме. | Расширять представления детей о своей стране, о Роди не, о народах, населяющих Россию. | Освоение началь- ных форм познава тельной и личнос-тной рефлексии, готовность слу-шать собеседника и вести диалог, го товность призна-вать различные точки зрения. | Воспитание патриотизма,любви и ува-жения к Оте-честву, чувст-ва гордости за свою Родину, прошлое и на-стоящее мно-гонациональ-ного народа. | Родина,Россия, патриот,столица, президент, госу-дарственные символы. | Презентации проектов, обсуждение, рейтинг. | Презентации, проектор, интерактивная доска. | ||
34. | Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни». Итоговое повторение. | Обобщить ра нее изучен-ный матери-ал в активной творческой деятельност-ной форме. | Вести работу по формиро-ванию прави льных пред-ставлений о понятиях: эти кет,этика,манеры, нравст-венность. | Освоение началь- ных форм познава тельной и личнос-тной рефлексии, готовность слу-шать собеседника и вести диалог, го товность призна-вать различные точки зрения. | Формирова-ние уважи-тельного отно шения к окру-жающим, уме ние выбирать форму поведе ния в соответ-ствии с ситуа-цией. | Этика, мораль, этикет, манеры, нравственность, вежливость, уважение, тактичность, скромность | Презентации проектов, обсуждение, рейтинг. | Презентации, проектор, интерактивная доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...