ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
материал по орксэ

Савельева Надежда Васильевна

Большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители мои первые помощники. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается  самооценка самого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon duhovno-nravstv._vospitanie.ppt1.89 МБ
Файл duhovno.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Выполнила Савельева Н.В.. учитель начальных классов ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно - Вершины

Слайд 2

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 3

Задачи духовно-нравственного воспитания -формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России; -расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра; - становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Слайд 4

Основные ценности: патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство, семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни. труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие; наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 5

Источники духовно-нравственного воспитания Семья Труд Природа Искусство Общество Страна Малая Родина Наука Многонациональный народ РФ

Слайд 6

Направления духовно-нравственного воспитания «Я и мое здоровье» «Я и мои ценности» «Я и моя родина» Воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата Воспитание любви и уважение к семье ,как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду. Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».

Слайд 7

«Я и мое здоровье» Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни Прогулки на свежем воздухе Физкультминутки, гимнастика для глаз Занятия с офтальмологом Проведение подвижных игр Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению Использование здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. Дни здоровья Режим дня Информационный уголок здоровья Мониторинги самочувствия Участие в спортивных соревнованиях

Слайд 8

«Я и мои ценности» Семья Познавательные беседы о семье Праздники с участием родителей Творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа», «Тайна моей фамилии» Родительские гостиные «Веселые игры детей и родителей», «День Матери» Оформление выставок с участием родителей. Альбом «Наша дружная семья» Информационный стенд для родителей Совместные с родителями поездки и походы

Слайд 9

« Я и мои ценности» Труд Беседы о профессиях родителей Знакомство с профессиями. Экскурсии на предприятия Сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий Уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь Чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками Хозяйственно-бытовой труд Участие в акциях

Слайд 10

«Я и моя Родина» Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы Праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица»,«Новый год», «Пасха» Проекты «Моя Родина Россия», «Мой любимый край» Посещение библиотеки Экскурсии по памятным местам Тематические недели Совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества» Уголок «Россия – родина моя» Посещение краеведческого музея Встречи с ветеранами Беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа

Слайд 11

«Я и моя Родина» Природа Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала Исследовательско -творческие проекты Экологическая неделя «Земля наш общий дом» Знакомство с праздниками «Международный день птиц», «Всемирный день охраны окружающей среды». Участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды Просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций Участие в конкурсах стихов и рисунков о природе Экскурсии в природу Изготовление кормушек и подкормка птиц

Слайд 12

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности 1 ступень -семья и ценности семейной жизни, осознание себя как личности. 2 ступень – осознанное принятие традиций, ценностей, социальной и духовной жизни, района и страны в целом. 3 ступень – принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ.

Слайд 13

Духовно – нравственный портрет ребенка Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами) Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Слайд 14

« Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» К.Ушинский



Предварительный просмотр:

Окружная научно- практическая конференция

Секция 7  «Духовно нравственное воспитание школьников в рамках введения ФГОС»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Савельева Надежда Васильевна

с. Челно- Вершины

(ГБОУ СОШ (ОЦ))

Вопрос формирования у младших школьников мотивации к осознанному  нравственному поведению  является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации,  я считаю, явились:

  -  отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;

  - резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей «идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»;

- а более всего, резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, гармонично - развитой личности.

Все это происходит на фоне пропаганды средствами массовой информации   трансвеститов (за которых  голосует Европа на Евровидении), разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.  Не о телефонах доверия, надо рассказывать  учителю учащимся 1 класса, а том, что есть самое святое на Земле - это дом родительский и родители в нём, а также  бабушки и дедушки, это  у них, в первую очередь нужно искать понимания и поддержки, а не у чужих людей.

  Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Мы, педагоги, надеемся на то, что наш педагогический труд, наше стремление и желание воспитать каждого своего подопечного не только, как всесторонне - развитую личность, но и как доброго и порядочного человека, не пройдут даром. Используемые в школе учебные авторские программы, педагогические технологии, методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы  педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня. Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является  продолжением начатой на уроке работы. Однако, чтобы вся  система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером. Поэтому, при работе с младшими школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитывать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Многие современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов – боевиков или фильмов – ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр.  С  детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет  светлую детскую душу и затем, путем  бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относиться друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.

В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я часто  применяю «сказкотерапию», используя сюжеты сказок.  Дети любят слушать сказки, а сказки учат правильно жить. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд  самых эффективных способов  воспитательной  работы с детьми.                                              

С теми, кто любит бегать, прыгать  я провожу спортивные эстафеты, веселые старты. Они  оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других

 Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители мои первые помощники. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается  самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу  духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.

Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. За последнее время патриотические чувства молодого поколения стали повышаться. Это результат политики нашего правительства  во главе с  В.В. Путиным  за последние годы.  Когда патриотическое воспитание молодежи было сведено к нулю, тогда и началось  разложение и расслоение общества на «новых русских» и «нищих», одновременно происходил развал страны. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи.    По теме патриотического   воспитания   я провожу внеклассные мероприятия посвящённые «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики»,  «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества,  о победе россиян  на  Олимпиаде в Сочи, о детях-героях, о научных достижениях нашей страны;  конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляем с детьми просмотр документальных и художественных фильмов о войне, современных достижениях науки и техники. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет  тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игр, прогулок и походов.

Я всегда  на стороне нравственности. Уже ряд лет в нашей  школе дискутируется вопрос, вводить или не вводить  в общеобразовательный курс  дисциплину  Основу православной культуры, Основу исламской культуры и так далее. Однако, каждый год останавливаются  на Основы светской этики, хотя к духовному воспитанию она не имеет никакого отношения. Разумеется, для того  чтобы быть культурным человеком, ориентироваться в любом обществе, необходимо знать  набор определённых правил поведения. И этому мы учим.  Но всегда ли человек, соблюдающий этикеты в обществе, может называться  гражданином своей страны, знающим её духовные традиции?  Жизнь  нас убеждает, что не всегда, учитывая сегодняшнюю политическую напряжённость в мире, когда деньги заслоняют разум, и  душу, когда поднимает свою голову  фашизм. Хочется, чтобы все взрослые и дети приняли точку зрения духовных деятелей нашей страны,  нашего региона, которые прилагают немало усилий в пропаганде духовно- нравственных ценностей.

        Список  использованной литературы

  1. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М.: «Мирос», 1992.
  2.  Харитонова Л. В. Библия – Источник нравственности. Н. Ш. № 5, 1996.
  3.  Введение в христианскую этику. Часть I. Становление нравственной личности. М., 1995.
  4. Иванова С. А. Введение во храм слова. М.: «Школа – Пресс», 1994.

Интернет-ресурсы:

  1.  http://paidagogos.com/?p=119
  2.  http://festival.1september.ru/articles/531471/
  3.  http://shkola3000.ru/NEW_Ilin-Evgeniy-Nikolaevich.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

" Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров.

Статья по теме : «Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров»....

Формирование «мышления ценностных ориентиров» младших школьников. /информационно-педагогический модуль/

Духовно-нравственные интересы младшего школьника, развивающиеся при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются в основном учебными предметами и событиями, близкими к кругу его пов...

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...

Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении. Статья

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к ...

«Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве»

Одной из главных задач современного образования является духовно-нравственное воспитание школьников, которое представляет собой одну из основных составляющих для образовательной системы социального за...