ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
материал по орксэ
Большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители мои первые помощники. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается самооценка самого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstv._vospitanie.ppt | 1.89 МБ |
duhovno.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Основные ценности: патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство, семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни. труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие; наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Источники духовно-нравственного воспитания Семья Труд Природа Искусство Общество Страна Малая Родина Наука Многонациональный народ РФ
Направления духовно-нравственного воспитания «Я и мое здоровье» «Я и мои ценности» «Я и моя родина» Воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата Воспитание любви и уважение к семье ,как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду. Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».
«Я и мое здоровье» Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни Прогулки на свежем воздухе Физкультминутки, гимнастика для глаз Занятия с офтальмологом Проведение подвижных игр Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению Использование здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. Дни здоровья Режим дня Информационный уголок здоровья Мониторинги самочувствия Участие в спортивных соревнованиях
«Я и мои ценности» Семья Познавательные беседы о семье Праздники с участием родителей Творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа», «Тайна моей фамилии» Родительские гостиные «Веселые игры детей и родителей», «День Матери» Оформление выставок с участием родителей. Альбом «Наша дружная семья» Информационный стенд для родителей Совместные с родителями поездки и походы
« Я и мои ценности» Труд Беседы о профессиях родителей Знакомство с профессиями. Экскурсии на предприятия Сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий Уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь Чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками Хозяйственно-бытовой труд Участие в акциях
«Я и моя Родина» Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы Праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица»,«Новый год», «Пасха» Проекты «Моя Родина Россия», «Мой любимый край» Посещение библиотеки Экскурсии по памятным местам Тематические недели Совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества» Уголок «Россия – родина моя» Посещение краеведческого музея Встречи с ветеранами Беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа
«Я и моя Родина» Природа Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала Исследовательско -творческие проекты Экологическая неделя «Земля наш общий дом» Знакомство с праздниками «Международный день птиц», «Всемирный день охраны окружающей среды». Участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды Просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций Участие в конкурсах стихов и рисунков о природе Экскурсии в природу Изготовление кормушек и подкормка птиц
Развитие и воспитание духовно-нравственной личности 1 ступень -семья и ценности семейной жизни, осознание себя как личности. 2 ступень – осознанное принятие традиций, ценностей, социальной и духовной жизни, района и страны в целом. 3 ступень – принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ.
Духовно – нравственный портрет ребенка Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам Патриотичный (готовый поступиться своими интересами) Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
« Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» К.Ушинский
Предварительный просмотр:
Окружная научно- практическая конференция
Секция 7 «Духовно нравственное воспитание школьников в рамках введения ФГОС»
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Савельева Надежда Васильевна
с. Челно- Вершины
(ГБОУ СОШ (ОЦ))
Вопрос формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации, я считаю, явились:
- отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
- резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей «идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»;
- а более всего, резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, гармонично - развитой личности.
Все это происходит на фоне пропаганды средствами массовой информации трансвеститов (за которых голосует Европа на Евровидении), разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи. Не о телефонах доверия, надо рассказывать учителю учащимся 1 класса, а том, что есть самое святое на Земле - это дом родительский и родители в нём, а также бабушки и дедушки, это у них, в первую очередь нужно искать понимания и поддержки, а не у чужих людей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Мы, педагоги, надеемся на то, что наш педагогический труд, наше стремление и желание воспитать каждого своего подопечного не только, как всесторонне - развитую личность, но и как доброго и порядочного человека, не пройдут даром. Используемые в школе учебные авторские программы, педагогические технологии, методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня. Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является продолжением начатой на уроке работы. Однако, чтобы вся система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером. Поэтому, при работе с младшими школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитывать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Многие современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов – боевиков или фильмов – ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет светлую детскую душу и затем, путем бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относиться друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.
В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я часто применяю «сказкотерапию», используя сюжеты сказок. Дети любят слушать сказки, а сказки учат правильно жить. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд самых эффективных способов воспитательной работы с детьми.
С теми, кто любит бегать, прыгать я провожу спортивные эстафеты, веселые старты. Они оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители мои первые помощники. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.
Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. За последнее время патриотические чувства молодого поколения стали повышаться. Это результат политики нашего правительства во главе с В.В. Путиным за последние годы. Когда патриотическое воспитание молодежи было сведено к нулю, тогда и началось разложение и расслоение общества на «новых русских» и «нищих», одновременно происходил развал страны. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. По теме патриотического воспитания я провожу внеклассные мероприятия посвящённые «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о победе россиян на Олимпиаде в Сочи, о детях-героях, о научных достижениях нашей страны; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляем с детьми просмотр документальных и художественных фильмов о войне, современных достижениях науки и техники. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игр, прогулок и походов.
Я всегда на стороне нравственности. Уже ряд лет в нашей школе дискутируется вопрос, вводить или не вводить в общеобразовательный курс дисциплину Основу православной культуры, Основу исламской культуры и так далее. Однако, каждый год останавливаются на Основы светской этики, хотя к духовному воспитанию она не имеет никакого отношения. Разумеется, для того чтобы быть культурным человеком, ориентироваться в любом обществе, необходимо знать набор определённых правил поведения. И этому мы учим. Но всегда ли человек, соблюдающий этикеты в обществе, может называться гражданином своей страны, знающим её духовные традиции? Жизнь нас убеждает, что не всегда, учитывая сегодняшнюю политическую напряжённость в мире, когда деньги заслоняют разум, и душу, когда поднимает свою голову фашизм. Хочется, чтобы все взрослые и дети приняли точку зрения духовных деятелей нашей страны, нашего региона, которые прилагают немало усилий в пропаганде духовно- нравственных ценностей.
Список использованной литературы
- Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М.: «Мирос», 1992.
- Харитонова Л. В. Библия – Источник нравственности. Н. Ш. № 5, 1996.
- Введение в христианскую этику. Часть I. Становление нравственной личности. М., 1995.
- Иванова С. А. Введение во храм слова. М.: «Школа – Пресс», 1994.
Интернет-ресурсы:
- http://paidagogos.com/?p=119
- http://festival.1september.ru/articles/531471/
- http://shkola3000.ru/NEW_Ilin-Evgeniy-Nikolaevich.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
" Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно-нравственных ориентиров.
Статья по теме : «Присоединение семей воспитанников к деятельности по формированию духовно – нравственных ориентиров»....
Формирование «мышления ценностных ориентиров» младших школьников. /информационно-педагогический модуль/
Духовно-нравственные интересы младшего школьника, развивающиеся при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются в основном учебными предметами и событиями, близкими к кругу его пов...
Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...
Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении. Статья
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к ...
«Традиционное духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве»
Одной из главных задач современного образования является духовно-нравственное воспитание школьников, которое представляет собой одну из основных составляющих для образовательной системы социального за...