" Основы религиозных культур и светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse-4_klass.docx | 50.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства любви к своей Родине;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения к их истории и культуре;
• воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям независимо от
национальной и религиозной принадлежности;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; —
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• усвоения основных духовно -нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это • социально - значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;
• формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков
заботы о младших.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
• определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учётом характера ошибок;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;
• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;
• формирование первоначальных представлений о православной культуре и ее роли в истории и современности России;
• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческие работы учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п/ | Тема, урока | Дата по плану | Дата фактич. провед. | Примечание | ||
1 | Введение в православную духовную традицию. Вводное занятие. | |||||
2 | Россия - наша Родина. (с. 4 - 5) Урок-экскурсия. Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры. | |||||
3 | Культура и религия (с.. 6 -7) Комбинированный урок Изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
4 | Человек и Бог в Православии (с.8-11) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
5 | Православная молитва (с.12-15) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
6 | Библия и Евангелие (с.16-19) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
7 | Проповедь Христа (с.20-23) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||||
8 | Христос и Его крест (с. 24-27) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
9 | Христианская семья (с. 86-87) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
10 | Православное учение о человеке Стр.32-34 Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
11 | Совесть и раскаяние (с..36-38) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
12 | Заповеди (c. 40-41) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||||
13 | Милосердие и сострадание (с. 42 - 45) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
14 | Золотое правило этики (с. 46-47) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Форма урока: круглый стол | |||||
15 | Храм (с. 48-51) Урок-экскурсия. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
16 | Икона (с. 52-55) Комбини-рованный урок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||||
17 | Творческая работа Закрепление знаний и способов деятельности. (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности | |||||
18 | Подготовка проектов Итоговый урок повторения. Закрепления и обобщения знаний и способов деятельности Защита проектов, презентация творческих работ по темам: «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…».) | |||||
19 | Как христианство пришло на Русь (c.58-61) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
20 | Подвиг (c. 62-63) Круглый стол. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
21 | Заповеди блаженств (с.64-67) Комбинированный урок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
22 | Зачем творить добро? (с. 68-69) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
23 | Чудо в жизни христианина (c. 70-71) Круглый стол. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||||
24 | Православие о Божием суде (c. 72-75) Комбинированный урок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности . | |||||
25 | Таинство Причастия (Евхаристия) (c. 76-79) Комбинированный урок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
26 | Монастырь (c. 80-83) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
27 | Отношение христианина к природе (c. 84-85) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
28 | Пасха Стр.28-31 Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
29 | Защита Отечества (c. 88-91). Круглый стол. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности . | |||||
30 | Христианин в труде (c. 92-93) Урок-практикум. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
31 | Любовь и уважение к Отечеству (c. 94-95) Комбинированный урок Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||||
32 | Подготовка творческих работ Урок комплексное применение знаний и способов деятельности (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям». | |||||
33 | Выступление обучающихся с творческими работами Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности . | |||||
34 35 | Подготовка творческих проектов (темы: «Провославная вера», «С чего начинается Роди-на?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности Праздник «Диалог культур во имя граж-данского мира и согласия» Тип урока: проверка и оценка знаний и способов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...