Чудо в жизни христианина
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Урок – рассуждение по мультфильму «Необыкновенные приключения Серафимы». В такой необычной форме интересно провести урок по предмету "Основы православной культуры" по теме "Чудо в жизни христианина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimova_urok_opk.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»
Тема: Чудо в жизни христианина
Урок – рассуждение по мультфильму
«Необыкновенные приключения Серафимы»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Любимова Наталья Николаевна
Предмет: основы православной культуры
Класс: 4
Дата: февраль 2018г.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок -рассуждение
Цель: рассмотреть на примере мультфильма «Необыкновенные приключения Серафимы», что может стать чудом для человека.
Тема урока | Пословицы и поговорки русского народа |
Задачи урока | Образовательные: - ознакомить детей с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина. Развивающая: -развивать внимание, память, умение рассуждать, строить предложения, развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли. Воспитательная: - воспитывать интерес к литературным произведениям, чувство ответственности за порученное дело. |
Планируемый результат обучения | Познавательные УУД – формировать умение анализировать отрывки произведений; Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение; Личностные УУД: формировать духовную основу личности; умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
Основная мысль урока | Надо видеть чудеса в обычном |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительной искусство, окружающий мир, |
Ресурсы: | Основные: Кураев А.В. «Основы православной культуры народов России»: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: просвещение, 2012г Материалы к уроку: нарезки мультфильма «Необыкновенные приключения Серафимы», иллюстрация иконы «Житие Серафима Саровского»; Дополнительные:
|
Ход занятия:
- Оргмомент
- Здравствуйте!
«Улыбнитесь, повернитесь, и друг к другу прикоснитесь!
Поприветствуйте гостей, ощутив тепло друзей.
А теперь, садись, дружок, впереди нас ждет урок!»
- Введение в тему
-Прочитайте тему занятия. Чем же мы будем заниматься на занятии?
-Когда человек впервые встречается с чудесами? А где? А бывают ли чудеса в реальной жизни? Верите? Да, наверное, чудеса случаются. Мы заранее задали этот же самый вопрос родственникам некоторых детей. Давайте послушаем ответы: Выступление Вики К.
Если чудо не может быть объяснено, то это действительно чудо, а может быть просто очень доброе дело.
- Постановка учебной задачи:
-А что стало главным чудом для маленькой девочки героини мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» нам предстоит сегодня выяснить.
- Рассмотрение темы занятия.
А) Давайте вспомним героев мультфильма. Я зачитываю характеристику героя, а вы называете его имя:
-Девочка, которую отправили в детский дом, разлучив с мамой, она главная героиня мультфильма. (Серафима Воскресенская)
-Угрюмый, израненный, добрый, но бывает сердитым, потому что хочет на фронт. (Иван Андреевич – директор детского дома)
-Девочка, очень верящая в Фею снов, в озёрную страну. (Маргарита)
-Добрая, внимательная, заботливая пожилая женщина, бывшая владелица дома. (тётя Лиза)
- Весёлая, задиристая, любительница перевести серьёзный разговор на другую тему. (Катя Волкова)
-Маленькая наивная девочка, часто бывает не там где надо, в очках. (Тараскина)
-Злая воспитательница, думает, что делает девочкам добро жестокими наказаниями. (Ольга Семёновна)
Б) - Итак, героев вспомнили. А теперь скажите, в какое время происходит действие мультфильма. (Во время ВОВ) Может кто-нибудь запомнил дату? (апрель, 1943).
-Да, действительно время действия мультфильма – война, но самое начало мультфильма - время перед войной. Люди боялись говорить вслух о том, что они веруют в Бога. Люди боялись гонений, боялись быть посажеными в тюрьму, боялись быть расстрелянными, как отец Серафимы. Храмы разрушали, взрывали, т.е. уничтожали веру в Бога.
-Давайте мы прочитаем воспоминание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. о чуде в жизни его семьи (Он описывает как раз это время): «Мой дед много лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».
-Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.
- Кто же помогает нашей героине, Симе? (Тётя Лиза)
-Как она ей помогает, расскажите. (Тетя Лиза просто с ними разговаривает, она рассказывает о своём прадедушке,и т.д.)
-Какие не очень хорошие события происходят в жизни Серафимы? (Рита украла крестик у Серафимы и бросила его в печкуи т.д..)
-Да, с ней ничего не случилось, но во сне она встречается со старцем Серафимом. Почему именно с Серафимом? Что рассказала тетя Лиза про него?
- Батюшка Серафим вошел в народную память как чудотворец. Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».
-Давайте расскажем о нём. (Рассказ о старце Серафиме)
Но самое главное чудо его жизни состояло не в тех необычных событиях, которые происходили с ним, а в той встрече Бога и человека, которая произошла в сердце подвижника!
-После встречи с Батюшкой Серафимом наша героиня очнулась, падение с лестницы для неё окончилось хорошо. А вот потом мы видим линейку, где заставляют Сима произнести слова «Бога нет». А что Сима? Серафима не отступает от веры. Маленькая девочка не страшиться того, что с ней будет потом, а сейчас она уверена в себе, в своей вере.
-После этого, возможно, вы не обратили внимание, но отношение Кати Волковой к Серафиме меняется. Как себя ведёт Катя в начале мультфильма? (вспомните ссору в столовой) А что в конце? В конце она искренне радуется за Серафиму. Катя начала уважать Серафиму за её стойкость, упорство.
-Снова возвращаемся к событиям в детском доме. Серафима наказана, спать её положили одну, в каморке под крышей. Девочка не спит, она сбегает, бежит она в церковь. Там происходит её вторая встреча со старцем Серафимом, который подаёт девочке корзинку с крашеными яйцами. Завтра воскресенье – Пасха. Утром Сима раздаёт яйца, говорит «Христос Воскрес».
- Одинаково ли реагируют герои мультфильма на её слова? (Иван Андреевич возмущен, рассержен; Ольга Сергеевна досадует, она не может понять, почему девочка так себя ведёт, и лишь дети воспринимают всё серьёзно).
- И вот финал, куда должны отправить девочку? (в колонию)
- Какие советы ей дают девочки? (бей первой, не давай себя обидеть)
- Но что мы видим? (Появляется мама. Мама её нашла)
- А как вы думаете, верила ли Сима, что мама её найдёт? (Да, ей сказал об этом папа. Когда они были с Серафимом)
-Что же для Серафимы стало главным чудом? (Что мама её нашла)
-Да, нашлась мама, самый главный человек в жизни каждого человека, и уже не страшна война, не страшен голод, самое главное они вместе.
5. Итог занятия:
-Что помогло Серафиме в этой непростой жизни в детском доме?
Самое главное чудо.
Самое главное чудо на свете-
Это смотреть, как растут твои дети.
Первое слово и шаг самый первый...
И беспокойство, и шаткие нервы.
Самое доброе чудо на свете -
Это любовь, что царит на планете.
Звёзды посыпятся с неба дождями
В миг, что любовь завладеет сердцами.
Самое хрупкое чудо на свете -
Вся наша жизнь, что бесценна, поверьте!
Радуйтесь жизни, безудержно смейтесь
И на счастливое чудо надейтесь!
Ирина Авраменко 2014г
- Рефлексия
Я узнал(а)…
Я понял(а)….
Я хочу узнать….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
Урок по основам православной культуры...
Чудо в жизни христианина
Материал к уроку ОРКСЭ...
Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"
Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".
Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
"Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....